Американцы потеряли атомную бомбу – трагедия в небе над Испанией аукнулась проблемами с Гренландией

Гренландия стала сейчас едва ли не географическим центром земного шара. Перспективы военно-стратегического освоения огромного острова Соединенными Штатами аналитики оценивают по-разному. Однако свой яркий штрих к этим предположениям добавляет событие «американской принадлежности», которое случилось ровно 60 лет назад, и которое имеет косвенное отношение к той же Гренландии.

Американцы потеряли атомную бомбу – трагедия в небе над Испанией аукнулась проблемами с Гренландией
© Московский Комсомолец

17 января 1966 года в небе над испанским поселком Паломарес на берегу Средиземного моря произошла уникальная и едва ли не самая опасная по своим возможным последствиям авиакатастрофа в истории. Стратегический бомбардировщик ВВС США B-52 «Стратофортресс», на борту которого находилось термоядерное оружие, при выполнении плановой процедуры по дозаправке в воздухе столкнулся с летающим танкером KC-135. В результате аварии погибли 7 человек и были потеряны четыре термоядерные бомбы.

Этот злополучный полет американский «стратег» выполнял в рамках операции Chrome Dome («Хромированный купол»). Ее Пентагон организовал в ответ на появление у СССР новых межконтинентальных баллистических ракет. Пытаясь подстраховаться на случай «обезоруживающего удара» русских, стратегическое командование США решило обеспечить постоянное нахождение в воздухе некоторого числа бомбардировщиков с ядерным оружием, которые были бы готовы в любой момент изменить курс и нанести удар по целям на территории Советского Союза.

Это позволяло в случае начала войны даже при выходе из строя наземных командных пунктов и площадок пуска межконтинентальных ракет все-таки произвести эффективный силовой выпад. Вдобавок он оказался бы гораздо более стремительным: ведь не пришлось бы тратить время на подготовку самолетов к вылету, да и время достижения целей на советской территории из районов патрулирования гораздо меньше.

Были намечены три основных маршрута для «бомберов», обеспечивающих существование «Хромированного купола». Северный, который пролегал через восточную зону Северной Америки и далее – к Гренландии с разворотом над этим островом, западный – «кольцо» над Аляской, а также южный – с восточного побережья США через Атлантику и далее над Средиземным морем. Каждый из патрульных «стратегов» находился в полете около суток.

16-17 января одним из участников «южного» воздушного патруля был «Стратофортресс» 68-го бомбардировочного крыла американских ВВС, который вылетел на оперативное дежурство с авиабазы Сеймур-Джонсон в Северной Каролине. На борту этого Б-52 находились четыре термоядерные бомбы B28RI мощностью более мегатонны каждая.

За время нахождения в воздухе «бомбер» должен был по плану дважды пополнить запасы горючего. Вторая по счету из этих заправок намечена над территорией Испании. В расчетное время - около 10.30, находясь на высоте почти 10 километров «пятьдесят второй» начал сближение с «летающей бензоколонкой» - самолетом-заправщиком KC-135A «Стратотанкер».

Операция эта, требующая от пилотов «хирургической» точности, была однако вполне заурядной, тщательно отработанной летными экипажами на учебных тренажерах и уже многократно выполненной ими в реальных условиях. Но на сей раз что-то пошло не так. 

Б-52 стал приближаться к заправщику, нагоняя его, слишком быстро. По какой-то причине оператор заправочного комплекса (выносной штанги), находившийся на КС-135, не предупредил об этом, и в результате «Стратофортресс» напоролся на эту заправочную штангу. Длинный стальной штырь повредил лонжерон бомбардировщика и одно из крыльев его оторвалось. В результате «бомбер» рухнул вниз. 

Не уцелел и летающий танкер. На нем по свидетельству очевидцев произошел взрыв, из-за которого заправщик опрокинулся в крутое пике и разбился.

Погибли 7 авиаторов. Весь экипаж «сто тридцать пятого» и трое членов команды Б-52 (двоих из них насмерть покалечило при таране заправочной штангой, а еще один – оператор радара, утонул, получив при катапультировании серьезный травмы). 

Но самым серьезным последствием случившейся катастрофы была даже не гибель людей и самолетов, а потеря четырех термоядерных бомб, которые нес американский «стратег». 

На поиски их были брошены все имеющиеся у Штатов в этом районе силы. Три таких чудовищных боеприпаса были найдены очень скоро. Бомбы рухнули на землю неподалеку от поселка Паломарес. Лишь одна из них приземлилась благополучно – на раскрывшемся аварийном парашюте. А вот две другие сдетонировали.

К счастью до атомных взрывов при этом не дошло: ведь конструкторы предусмотрели такую систему, которая для полноценного использования бомбы требует перед сбросом с самолета привести ее в боевое состояние при помощи специальных механизмов и систем. Однако даже наличие такой страховки от непредвиденных ситуаций не уберегло в данном случае от взрыва – пусть и не ядерного. 

Как предположили исследователи, в результате удара о землю сработал имеющийся внутри бомбы заряд обычной взрывчатки. Его штатная задача – уплотнить (обжать) плутониевую начинку, доведя ее до сверхкритической массы и тем самым инициировать термоядерную реакцию. 

Так вот обжатие не произошло, однако взрыв частично разрушил эти «мегатонники» и их радиоактивное содержимое оказалось на свободе. Получился эффект «грязной бомбы»: плутониевая пыль разлетелась по всей округе.

В дальнейшем американским военным специалистам пришлось немало сил и средств потратить на ликвидацию такого очага радиоактивного загрязнения. Есть сведения, что ими были вывезены с побережья для захоронения свыше полутора тысяч тонн пораженного радиацией грунта. Мероприятия по дезактивации этой территории продолжались еще на протяжении нескольких десятилетий

Кроме того две «разбушевавшиеся» бомбы натворили бед и сыграв роль простых увесистых «чушек». Одна из них причинила изрядные разрушения постройкам сельской фермы, а вторая, «шарахнув» возле поселкового кладбища, повредила несколько могил.

Третья бомба оказалась наиболее «мирной». Она спланировала на парашюте в небольшой ручей, протекающий в этих местах.

Добавочный ущерб был нанесен пылающими обломками бомбардировщика, которые вызвали несколько пожаров в Паломаресе и его окрестностях.

Большой головной болью для штатовцев стали поиски бомбы №4. Как выяснилось вскоре, она «булькнула» в море. Но где – точно не известно. Вероятно, «штатовцам» пришлось бы заниматься прочесыванием огромной территории морского дна, но их выручил сигнал, поступивший от одного из рыбаков. Этот испанец видел, как в воду опустился парашют, и примерно запомнил координаты этого места. Американские военные сразу поняли, что речь идет не о пытавшемся спастись члене экипажа В-52, а о бомбе.

В район, указанный рыбаком, направили более трех десятков кораблей, задействовали там водолазов и несколько подводных аппаратов. В результате 1 марта, почти через полтора месяца после катастрофы, бомбу-«беглянку» все же удалось запеленговать. Она лежала на глубине почти 800 метров, и специалистам пришлось немало потрудиться, чтобы зацепить ее и вытянуть увесистый цилиндр на поверхность. Это удалось осуществить лишь в начале апреля.

Испанцы после упомянутого инцидента потребовали, чтобы американские «стратеги» с атомным оружием на борту не совершали полеты над их территорией.

Помимо катастрофы 17 января 1966 года при выполнении патрулирования в рамках операции «Хромированный купол» произошло и еще несколько инцидентов. Последний из них – катастрофа над базой Туле в Гренландии, случилась почти день вдень спустя два года после «ужаса под Паломаресом» - 21 января 1968-го. Тогда на борту другого такого же стратегического бомбардировщика В-52 во время полета по «северному» маршруту возник пожар.

Экипаж был вынужден покинуть аварийный самолет на парашютах, а неуправляемый «Стратофортресс» «ахнулся» неподалеку от американской военной базы Туле на острове. Ситуация 1966 года при этом повторилась: хотя четыре имевшиеся на боту «не взведенные» термоядерные бомбы и не сработали по полной программе, однако из-за взрывов вспомогательных зарядов в них при ударе о лед произошло разрушение боеприпасов и загрязнение окружающей местности радиационной пылью.

После этого гренландского происшествия операцию «Хромированный купол» американцы свернули.