Как стать масоном в современной России

Здесь действует обратный эффект — чем больше узнаешь про легендарную организацию, тем больше появляется вопросов. На некоторые из них любезно согласился ответить Евгений Щукин, 95°, великий мастер масонов Устава Мемфиса-Мицраима в России.

>> Амазонка и Арктика: приключения волонтеров

— Для начала задам наивный, но главный вопрос, который терзает всех: кто такие масоны и чем они занимаются?

— Масоны — это вполне обычные люди разных возрастов и профессий, которые вступили в братство с древней историей и красивыми ритуалами, чтобы пару раз в месяц собираться для обсуждения докладов на философские и прочие гуманитарные темы, а также заниматься совместными проектами в областях книгоиздания, благотворительности, ну и просто проводить время в обществе друг друга, наслаждаясь дружеским общением. Для вступления в ложу они прошли старинный ритуал посвящения, разработанный еще в начале XVIII века и с тех пор практически не менявшийся.

>> Как работают сценаристы сериалов

Главное занятие в ложах — обучение мыслить символами, осмыслять символы разных традиций, проникать в их смыслы и искать символические ключи в себе самих.

— Когда масонство начало демонизироваться обществом? Откуда возникли легенды про связь масонства с эзотерикой, сатанизмом и мировым заговором?

— Это всё очень разные вещи. Эзотерика — это вообще любые символы, учения, знания, виды деятельности, которые одна группа людей практикует или изучает в тайне от других групп людей. Оккультизм — это старинные тайные науки вроде алхимии и астрологии, или практики вроде спиритизма. Сатанизм — это вообще черт знает что, все называют этим словом разное. Но предположим, что это религиозное поклонение черту. Мировой заговор — это такая религия нашего времени, когда люди утратили веру в богов старинных церквей и стали верить в то, что миром управляют не боги, а такие же люди, как они сами, но только очень богатые и злые.

>> Танцы с журавлями: как живут российские волонтеры

Масонство ко всему этому не относится никак, но в него всегда вступали люди, интересующиеся религией и оккультизмом, собиравшиеся за закрытыми дверями (то есть «эзотерически»), вот их постоянно и подозревают в подготовке каких-то заговоров.

Любое правительство ненавидит, когда люди без его контроля собираются между собой и не отчитываются, что они там обсуждают. Никакая официальная церковь не любит, когда люди перестают нести в нее деньги и начинают обсуждать религиозные вопросы в своем закрытом клубе.

Поэтому испокон веков официальная пропаганда большинства стран работала против масонства, и до сих пор последствия этого доминируют в информационной сфере.

— Как вы сами относитесь к эзотерике?

— Как к своеобразному мировоззрению, одному из путей развития человеческой мысли и нравственности. Ведь в обычном бытовом понимании эзотерика — это изучение тайн природы и человеческой души силами узкой группы заинтересованных соратников, которые не стремятся делать свои увлечения достоянием широкой общественности. Мне такая эзотерика близка и интересна. К старинным оккультным наукам и практикам я отношусь скорее как современный человек — с почтением, как к этапам в познании людьми мира и самих себя, но без особой веры в их истинность и действенность. Мне в этом плане ближе современная наука.

В конце концов, алхимия — это просто средневековая химия, а посвятительный ролевой ритуал с испытаниями водой и огнем — это просто средневековая психотерапия с расстановками и шоковыми элементами.

По специальности я историк, и более всего я в современности ценю ее преемственность относительно прошлого, логичность и знание своих истоков. Поэтому любить науку и не любить эзотерику, почитать религию и презирать эзотерику странно и глупо, ведь всё это — этапы формирования человеческого мировоззрения, элементы его сложной духовной жизни.

— Как можно вступить в масонскую организацию? Какие существуют ограничения?

— В наше время вступить в масонство и легко, и сложно одновременно. Практически все масонские организации имеют сайты в интернете, куда можно отправить заявку с указанием номера телефона.

Стать масоном в большинстве послушаний может любой человек старше 21 года, который верит в Бога и бессмертие души, стремится к духовному росту и готов тратить на организацию время (1–2 вечера в месяц) и деньги (взносы от 3 до 10 тысяч в год).

Критерии могут различаться. В России женщин принимают только в три масонские организации из восьми существующих. В две из восьми принимают неверующих. Но в целом после ознакомления с сайтами разных лож каждый может найти себе то, что подходит больше всего.

— В какие именно ложи может вступить женщина, желающая стать масоном?

— Это Великая символическая ложа России устава Мемфиса-Мицраима, орден «Право человека» и ложи Великого Востока Франции. А в группу Великой женской ложи Франции принимают только женщин. Критерии приема остаются везде теми же, что и для мужчин.

— Нет ли снисходительного отношения к женщинам даже в смешанных ложах?

— Нет, они совершенно равноправны, занимают такие же офицерские посты, как мужчины, наравне с мужчинами занимаются всеми видами деятельности. Говорят, что атмосфера в смешанных ложах гармоничнее и спокойнее, чем в ложах «однополых», и я сам могу это подтвердить.

— Не порицает ли братство романтические отношения между членами смешанной ложи? Или таких случаев не было

— В принципе это не поощряется, потому что ложа — не клуб знакомств, а место духовного поиска. Но люди есть люди, причем их свобода является обязательным условием приема: человек должен несколько раз во время ритуала посвящения подтвердить, что действует по своей доброй воле и без принуждения. Ну а как принять свободного человека и начинать его ограничивать в личной жизни? Поэтому, конечно, пары и образуются, и распадаются, и бывает, что масоны приводят в ложу за собой спутников или спутниц жизни. По неписаным законам, рекомендуется их разводить по разным ложам, чтобы личные отношения не мешали братско-сестринским. Но на деле это соблюдается редко, разве что при распаде пар такое бывает чаще.

— За что могут изгнать из масонского общества?

— Сразу исключаются все осужденные по уголовным статьям обычным судом. Отчисляются за постоянную неуплату взносов и отсутствие в ложе без уважительных причин в течение долгого времени. В случае серьезных нарушений масонских законов: разглашение имен других масонов, внесение раздоров в ложу, финансовая нечистоплотность и т. п. — собирают особый масонский суд чести из авторитетных братьев и/или сестер и тоже могут принять решение об изгнании.

— Имеет ли для братства значение род деятельности будущего масона?

— Никакого. В масонство принимают представителей всех профессий и образов жизни. Главное — соответствие масонским критериям отбора кандидатов и согласие всех членов ложи принять его или ее к себе в компанию.

— Как вы считаете — почему вокруг масонства до сих пор полно предрассудков и неверных суждений, хотя информация находится в открытом доступе, и немало масонов открыто к общению?

— Известно пушкинское выражение: «Мы ленивы и нелюбопытны». Это действительно так. Люди не любят, когда им ломают стереотипы. Им неинтересно узнавать новое. Если кто-то увлекается темой масонства (да и любой другой темой), он узнает реальное положение вещей. В наше время это дело пяти минут. Ну а если это человеку не важно, не нужно, не интересно, то какая ему разница? Как говорил Сет из «От заката до рассвета»: «Да живи ты двести лет — или сдохни завтра. Мне пофигу».

— Правда ли, что главная тайна масонства состоит в том, что никакой тайны нет?

— Это всегда было так. Первые публикации в открытой печати масонских ритуалов появились в первые же годы существования масонства в Англии. Сейчас любой, даже некогда самый тайный, масонский текст можно за пару кликов найти в интернете. Но примечательно, что вообще само представление о том, что масонство хранит какие-то «тайны», создали не масоны, а антимасонские пропагандисты. Сами масоны про это никогда не говорили, но подчеркивали, что пускают к себе только тех, кого считают подходящими лично им. То есть масонство — не тайное, а просто закрытое общество.

Снаружи закрытость, конечно, воспринимается со злобой и провоцирует на мысли о тайнах. Тайна подразумевает какой-то контент: недоступные другим знания, умения, сведения. Но в масонстве этого нет.

Есть уникальный способ нравственного совершенствования: старинный способ развития души и ума, ну, как физзарядка развивает тело. Однако узнать его можно только в процессе масонской работы, следовательно, проникнуть в эту тайну (если считать этот метод тайной) можно, только став настоящим масоном, то есть по законному праву, а «выкрасть» эту тайну невозможно, потому что она нигде не записана и не поддается описанию вообще. Ее можно только прожить. Официально масонской тайной считаются опознавательные знаки и пароли, но они уже тоже сотни раз обнародовались в прессе.

— Какую литературу о масонстве вы посоветовали бы?

— Те, кому интересна тема масонства, могут купить или скачать бесплатно мои книги «Коса и камень» и «Масоны ответят», которые легко найти в сетевых библиотеках и магазинах. Я старался написать именно курс «ликбеза» для тех, кто хотел бы начать знакомство с темой, чтобы потом обратиться к более серьезной литературе. Впрочем, она в основном посвящена истории масонства (труды А.И. Серкова, Ю.Е. Кондакова, Р.Ф. Гоулда, А.Э. Уэйта и др.), а по философии, современной структуре, социальной роли масонства прочесть почти нечего. Можно порекомендовать лекционные курсы покойного Л.А. Мациха, обзорные сочинения по масонству Т. Дедопулоса, К. Макналти, Дж. Ридли, Т. Соколовской, Д. Смита и других. Ко мне еще можно зайти на страницу, чтобы в реальном времени задать любой вопрос и получить на него ответ.

— Какова ситуация масонства в современной России? Сколько в настоящий момент действующих лож на территории РФ?

— Масонству в современной России вот уже 25 лет, первая ложа после длительного перерыва была учреждена еще при СССР, в апреле 1991 года в Париже, а в России она впервые провела работы во время августовского путча, 20 августа 1991-го. С тех пор российское масонство развивалось довольно бурно, при этом охватывая довольно малое количество участников.

Численность российских лож была всегда невелика, но при этом к настоящему моменту в стране представлены все имеющиеся в мире типы масонства — организации всех мировых масонских союзов всех видов.

В стране есть четыре самостоятельные независимые организации, на равных сотрудничающие с организациями масонов других стран: Великая ложа России, Объединенная великая ложа России, Великий Восток народов России и Великая символическая ложа России и союзных стран, а также есть четыре местных отделения иностранных союзов: две ложи Великого Востока Франции, одна ложа Великой ложи Франции, одна ложа Международного смешанного масонского ордена «Право человека» и группа посвященных Великой женской ложи Франции, ожидающая открытия собственной ложи в России. Во всех послушаниях вместе при этом насчитывается не более тысячи человек.

Масонские группы в России, как и во всем мире, не обязательно дружат между собой и уж в любом случае не являются чем-то единым: это независимые отдельные организации, которые между собой либо дружат и ходят друг к другу на собрания, либо игнорируют друг друга, либо враждуют, — всё как у всех.

— Чем принципиально отличается нынешнее масонство от масонства, предположим, века девятнадцатого?

— Принципиально — ничем. Те же ритуалы, те же облачения, архаичный язык, абсолютно те же нравственные основы братства, те же символы, те же виды деятельности, что и раньше, и всегда.

Меняются только внешние формы: свои доклады масоны в наше время зачитывают в ложе не с рукописи, а с планшета, отапливают свои храмы не жаровнями с углями, а газом и водой, а свечи у них теперь довольно часто электрические. Фартуки им вышивают не жены вручную долгими ночами, а немецкие программируемые станки на китайской фабрике.

— Нужно ли масонам сохранять анонимность вне братства? Или это не является обязательным условием?

— Нет, не нужно. Каждый масон имеет полное право рассказывать о своем членстве в братстве кому угодно. Но при этом ему строго запрещено раскрывать членство других людей без их согласия. Ну и поскольку любое публичное выступление масона воспринимается зрителями и читателями как выступление от имени масонства, желательно заранее уведомлять руководство ложи о таких выступлениях, если масону предлагают где-то выступить, хотя в любом случае никакой масон не имеет права говорить от имени всего братства в целом, но только высказывать свое личное мнение — это тоже старинный и строгий закон.

— Как реагируют люди, когда узнают, что перед ними масон? Ведь для большинства масонство — это что-то сказочное и даже дьявольское, они представляют скорее подвалы с горящими свечами и жертвоприношениями, нежели благотворительную организацию.

— Я очень давно не встречал людей, которые не знали бы меня заочно заранее, поэтому мне трудно судить о подобной реакции. Но помню, что раньше это вызывало недоверие или иронию. Люди, сколько ни пиши и ни говори о масонстве, все равно думают, что это нечто пыльное, старинное, из прошлых веков, в наше время не существующее или существующее, но «не настоящее», «ряженое». А между тем масонство каким было, таким и осталось, да и контингент в нем существенно не поменялся со временем. Враждебности, страха я никогда не видел в реале, — только на форумах и в соцсетях, но там вообще чего только не бывает.

— А что побудило вас на активность в соцсетях — на том же Ask.fm? Желание просветить тех, кто хочет знать о масонстве больше? Часто ли вы встречаетесь с агрессией в интернете?

— Тут несколько факторов. Работа, связанная с круглосуточным присутствием в интернете и ежедневная возможность переключаться с нее на другие занятия, но тоже в Сети. Высокая скорость печати. Но главное, конечно, — природная склонность объяснять, отвечать на вопросы, делиться всем, что знаю или узнаю. Я, по всем признакам, должен был стать вузовским преподавателем, даже проработал им три года, но были девяностые, не сложилось. Ну а масонство знаменито тем, в частности, что способствует выявлению в любом человеке именно того дара, которым он может быть полезен братству. Я стал с возрастом неплохим популяризатором, вот и пользуюсь.

— Как можно вычислить масона? Есть ли у вас особый культурный код, свои фишки вне храма?

— Большинство масонов в наше время гордятся своим членством в ложах, ну или им это просто прикольно.

Поэтому обычно не нужно никого «вычислять»: масоны очень часто носят в обычной жизни перстни, значки, галстуки, броши с легко узнаваемой масонской символикой.

Между собой, конечно, они обмениваются какими-то словечками и фразами для внутреннего употребления: цитатами из ритуала, сравнениями и примерами из жизни ложи, у них есть свои особые анекдоты, — ну как у любой социальной профессиональной группы, как у программистов, толкиенистов, врачей или геймеров.

— Кстати, о храме: может ли посторонний человек каким-то образом распознать масонский храм? Насколько я понимаю, его цель — оставаться незаметным.

— В России нет пока еще домов, которые строились бы как масонские храмы. Российские ложи собираются в арендованных помещениях, которые перестраиваются из подвалов, актовых залов, — а чаще они просто арендуют залы в гостиницах для проведения собраний, куда привозят свое оборудование в баулах и коробках, а потом увозят обратно. Поэтому отличить масонский храм от других помещений нельзя. Но если и когда в стране будут строиться особые масонские храмы, как в Европе и Америке, то тогда, как и там, по ним будут наверняка водить экскурсии для всех желающих. Масонский храм сам по себе не является тайной. В России адреса храмов не афишируют и сообщают только своим исключительно по причине неоднозначного отношения к масонству в обществе.

— Много ли людей вступает в ложу исключительно из любопытства (что, насколько я знаю, строго запрещено)? Как быстро их разоблачают?

— Некоторый процент таких людей определенно есть. Современный человек с парой извилин уже к 20 годам отлично умеет маскировать свои настоящие мысли, проходить собеседования при поступлении в вузы, при найме на работу, говорить то, что от него хотят слышать, — ну, и в результате человеческий фактор приводит к тому, что проводящие предварительные собеседования Мастера могут допустить к приему того, кто их вот так сумел обвести вокруг пальца. Но это не принесет такому человеку пользы. Он уже через пару собраний удовлетворит свое любопытство и уйдет, потому что масонство — это в основном скучно. Если не интересоваться им.

Уйти из ложи просто: достаточно написать заявление на имя ее руководителя. Отсев в течение первого года после приема обычно составляет около трети.

Сюда входят и «ведомые единым духом любопытства» (это действительно фраза из ритуала), и те, кто хотел править миром или научиться делать золото — и жестоко обломался, и не готовые платить за возможность обсуждать по выходным символику соборов или «пифагоровы штаны», и не желающие связывать себя обязательством ходить на собрания раз в месяц, и не увидевшие среди членов ложи президентов корпораций или депутатов Думы (хотя их предупреждали, что и не увидят), и так далее. Главная причина отсева — нереализованные ожидания, поэтому во время собеседований перед приемом кандидату важнее всего максимально честно и подробно обсудить с пришедшим к нему масоном всё, что он хотел бы узнать о братстве заранее. Просто чтобы никому не огорчаться потом.

— Понятно, что каждый человек переживает разный опыт и развивается по-своему, но все же — что в широком смысле приобретет тот, кто решит вступить в масонскую ложу?

— В наше время уже фактически завершен процесс атомизации общества, в первую очередь, из-за цифровой технологической революции и слома идеологических систем, которые все превратились в пародии на себя.

Либеральная демократия, социализм, фашизм, монархизм, анархизм, традиционная семья, традиционные церкви, профсоюзы, массовая культура, — они для современного человека уже все протухли, не работают, ничего не значат, распродались и превратились в свои противоположности, то есть перестали отличаться одна от другой.

Поэтому люди с минимумом работающих извилин в этот кризисный переходный период испытывают одиночество, тревогу, страх и очень нуждаются в семье, соратниках, единомышленниках, хотя не обязательно признаются себе в этом. Современный молодежный хипстерский идеал — нелюдимый, истеричный, «странный» и очень милый аутист — это же типичное проявление коллективного бессознательного, страха людей и потребности в людях. А идеал гопника — это его «банда», его «мамка и батя». В период позднего Средневековья, в эру тогдашнего технологического и общественного кризиса, эти образы были теми же самыми — христианский отшельник и вечно пьяный наемник.

Это я к чему? К тому, что именно тогда сложились ремесленные корпорации в том виде, в котором они смогли стать настоящей опорой для своих членов, служа центрами материальной и моральной поддержки им самим и их родственникам. Они избавили ремесленников и шире — вообще средний класс, тесно к ним примыкавший, — от окружавших опасностей. Когда в эти ремесленные гильдии в поисках такой же поддержки стали вступать купцы и интеллигенция, и появилось масонство, каким мы его знаем.

И в наши дни оно выполняет ту же самую функцию: оно предоставляет человеку круг единомышленников со сходными идеалами, интересами, уровнем культуры, и эти люди могут и будут оказывать помощь в духовном и интеллектуальном развитии, по-дружески поддерживать, помогать в делах — того же ожидая и в ответ. И все вместе они могут делать что-то радующее и их самих, и других (что тоже радует их самих). В наше время эта первичная задача масонства, по-моему, гораздо важнее обучения религиозным и эзотерическим мировым традициям, что тоже входит в его функции, но в наши дни уже вполне посильно человеку и без вступления куда-либо.