Войти в почту

«Король без имени»: Биргер Магнуссон

Меченый

Согласно русским источникам, Биргер Магнуссон участвовал в Невской битве в качестве предводителя шведского войска. Если это действительно было так, то Невская битва — единственное проигранное Биргером сражение. Однако в том, что он присутствовал тогда на поле боя, есть серьезные сомнения.

Это русские источники живописно расписывают Невскую битву, а вот в источниках шведских о ней нет почти ни звука, и тем более ничего не сказано о Биргере и его роли в ней.

Хотя за Биргером, зятем короля Эрика Шепелявого, шведские хроники следили очень внимательно. У нас же в «Новгородской летописи» можно прочитать про Невскую битву примерно следующее: «князь самому королю возложил печать на лице острым своим копьем».

Иными словами, Биргер, названный в летописи королем, получил от Александра Ярославича удар копьем куда-то в область глаза. Биргер тут резко повышен в своем статусе. Он назван «королем», хотя королем никогда не был. Со временем он станет регентом при своем возведенном на престол сыне, а также получит титул ярла.

Только произойдет все это лишь в 1248-м году, в то время как Невская битва случилась восемью годами ранее. Зато летопись писалась позже. И ее автор, очевидно, знал, как возвысился Биргер Магнуссон. Знал он и об еще одной интересной особенности. Биргер в самом деле был меченым.

На лице, под глазом, он носил след от серьезной и опасной раны. Современные историки выяснили это при вскрытии его могилы. На черепе Магнуссона была видна глубокая отметина — след от удара копьем. Как знать, быть может, это и есть та самая «княжеская печать». Впрочем, Биргер мог получить эту рану в любом другом сражении, а их на его долю выпало множество.

Отпрыск знатного рода

В 1240-м Биргеру было 23−24 года. Самый расцвет для средневекового мужчины. Правда, в те времена его влияние было невелико, хотя и немало. Дело в том, что принадлежал он к очень знатному роду Фолькунгов. Вот только Биргер был младшим сыном Магнуса Миннелшильда, который и сам был в роду не из старших. Зато у Биргера имелся двоюродный брат Ульф Карлссон, известный более как Ульф Фасе. Этот достославный кузен нашего героя являлся ярлом.

С термином ярл нужно быть осторожнее, ибо со времен раннего средневековья он сильно трансформировался. И в Швеции в XIII-м веке так называли не вождей и не держателей отдельных земель, а доверенных лиц короля (конунга). Больше того, в Швеции их явно было немного, потому что все ярлы времен Биргера Магнуссона так или иначе принадлежали к роду Фолькунгов.

Интересно, что в латинских текстах все ярлы называются словом «dux», что переводится как герцог. Все это породило долгие споры о том, кем именно являлся ярл — просто видным вельможей или же лицом административным, в частности, главой исполнительной власти.

Как бы то ни было, а Ульф Фасе был фактически главой государства при короле Эрике XI. Этот монарх был, очевидно, не вполне здоров психически. Скандинавские хроники, к слову, ради правды-матки ничего и никого не жалели, но некоторые углы все же сглаживали. С подачи «Хроники Эрика» король Эрик XI именовался Шепелявым, о нем в тексте так и сказано: «Конунг нетвердо владел языком, был шепеляв да к тому же и хром». Это, в свою очередь, породило споры о том, что шепелявость могла быть лишь вершиной айсберга, скрывая серьезные недуги и изъяны монаршей личности.

Возможно, король в самом деле был умалишенным, но это не помещало ему жениться на одной из первых красавиц своего времени — Катарине, принадлежавшей ко все тому же дому Фолькунгов. Фолькунги вообще не упускали возможности связать себя с королями родственными узами. Молодого Биргера в 1237-м женили на королевской сестре Ингеборге. Биргеру было тогда 20 лет.

Крестоносец

Первых военных успехов Биргер добился как раз в 1240-м. Незадолго до этого Святой престол почти ультимативно потребовал от Эрика Шепелявого присоединения Швеции к Крестовому походу. Само крестоносное движение уже переживало упадок, а потому королей севера в Святую Землю было не затащить. Ульф Фасе откупился формальным походом против языческих племен соседних со Швецией земель. Речь, видимо, шла о территориях современных Финляндии и Карелии.

Местные племена на Руси именовались емью, а в Швеции — тавастами. Поход против них возглавил как раз Биргер. Вполне вероятно, что в рамках этой экспедиции Магнуссон и побывал в устье Невы, где столкнулся с Александром Невским и новгородцами. Чем еще отметился Биргер в том предприятии, толком неизвестно.

Его люди совершили несколько рейдов вглубь Финляндии, имели с емью несколько суровых стычек. Все эта кампания растянулась почти на семь лет и оборвалась в 1248-м году со смертью Ульфа Фасе. И тут Биргеру и остальным стало не до похода, в Швеции началась борьба за власть.

Магнуссон, который, видимо, находился рядом со своим кузеном в момент его смерти, объявил себя ярлом и регентом при Эрике Шепелявым. Но с этим согласились далеко не все. Против Биргера выступили другие знатные дома Швеции, которые, вероятно, устали от всевластия Фолькунгов. Но и среди родни нового ярла нашлись недовольные.

Впрочем, Биргер управился со всеми конкурентами менее чем за полгода. Со своими крестоносцами он отправился на север Швеции, где смел войско Торвальда Улафссона, затем за две недели добрался до побережья Балтики, где вынудил сдаться свою мятежную родню, которая еще попросту не успела собрать войско. Тогда, правда, Биргер проявил милосердие, о чем пожалел позже.

Став ярлом, он закончил начатое. На этот раз емь была покорена, в ознаменовании чего Биргер заложил крепость Тавастгуст.

Ярл, законодатель и строитель

Эрик Шепелявый прожил недолго. В 1250-м он умер, так и не оставив наследника. С ним фактически угас род Эрика Святого — короли из этой династии правили Швецией более века. Биргер, правда, не растерялся. Он попробовал объявить королем себя, но шведская знать наотрез отказалась признавать его таковым. И тогда ярл проявил редчайшую хитрость.

Он усадил на престол своего 11-летнего сына Вальдемара. К его легитимности у знати вопросов быть не могло, ведь Вальдемар приходился покойному Эрику Шепелявому племянником и, пусть и через мать, являлся потомком Эрика Святого. Формально, правда, династия сменила название.

Юный Вальдемар именовался Биргерсоном, а сам Биргер получился прародителем династии, но без монаршего титула. Он в итоге так и вошел в историю как король без имени. Это, правда, его не смущало. Ярл объявил себя регентом при малолетнем короле и стал править от его имени. Но и тут нашлись недовольные, причем восстала вновь родня.

Это были Фолькунги, которые через родство с прошлыми королями также могли претендовать на трон. Первыми подняли оружие против нового ярла Хольмгер и Филипп Кнутссоны. Они были сыновьями Кнута Длинного, который являлся ярлом до Ульфа Фасе. Кнут установил регентство над Эриком Шепелявым, а затем сверг его, став ненадолго королем. Хольмгер и Филипп, не признав власти Биргера, решили свергнуть того и поделить трон, на котором некогда сидел их отец. Параллельно с ними восстал и влиятельный Кнут Магнуссон, кузен Эрика Шепелявого.

Он был потомком шведских королей, но, как и сын Биргер, не по мужской, а по женской линии. Кнута поддержал один из сыновей Ульфа Фасе Карл Ульфссон. Ярла спасло то, что восставшие не поладили между собой. Действуя с быстротой и решительностью, Биргер разбил конкурентов поодиночке. Сначала его армия с реактивной скоростью обрушилась на братьев Кнутссонов, окружив их родовое поместье, где только собирались войска. Это была победа без сражения. Затем Биргер разбил Кнута Магнуссона.

Сражений, по-видимому, было несколько, но все они не имеют названий. Неизвестно, где они происходили и как протекали. В одной из хроник упомянута некая битва, о которой вскользь говорится, что там полегло много храбрых воинов. Вот, собственно, и все.

Важен итог: Биргер добился полной победы над взбунтовавшейся родней. Братья Кнутссоны были казнены, следом отправился на плаху и Кнут Магнуссон. А вот Карла Ульфссона, сына своего благодетеля, Биргер пожалел. Тот отправился в вечное изгнание.

На следующие 15 лет Биргер сделался полноправным владыкой Швеции. За этот период добился многого. Заключил через браки множество союзов. Так, Вальдемар стал мужем дочери датского короля, а его сестры были выданы замуж за представителей правящих домов Норвегии, Германии и Англии. Швеция заключила торговый договор с крепнущей Ганзой.

Кроме того, Биргер был известен тем, что всячески поощрял строительство церквей. Для этого он лично отправился в Ватикан, установив с Папским престолом теплые и тесные контакты. Период его регентства стал также временем бурного расцвета законодательной деятельности. Первым делом Биргер утвердил право дочерей на наследование, что, в принципе, в его положении совершенно понятно.

Кроме того, он положил конец древнему обычаю викингов пытать недовольных и несогласных, а с ними и молчаливых, но ценных свидетелей каленым железом. За это можно было запросто самому попасть под пытку. Наконец, Биргер продолжил важное дело укрепления границ путем основания крепостей. Среди прочего он заложил замок между озером Меларен и Балтийским морем. У его подножия позже вырос город, который ныне называется Стокгольмом.