«Неизвестная» Крамского: русская Мона Лиза

«Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо еще сильнее поразило его теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты...», - так Достоевский описывает впечатления князя Мышкина от портрета Настасьи Филипповны. Текст этот был опубликован за 15 лет до создания одного из самых загадочных портретов в русской живописи - «Неизвестной» Ивана Крамского.

>> Аркадий Кошко: «русский Шерлок»

Главный вопрос, который волновал современников художника, - кто эта красавица на полотне. Версии были разнообразные - от крестьянки, ставшей барыней, до любовницы Александра II. Кто на самом деле скрывается за образом русской Джоконды?

_>>_ Доктор Шарко: не только душ

Сюжет

Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Костюм женщины — по последнему слову моды 1880-х годов: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывернутой, наподобие замши) кожи.

>> «Обуржуазивание» СССР в 1934 году: от еды до культуры

Такая тенденциозность наряда была вызывающей и даже неприличной в то время. Аристократия постепенно беднела и уже не могла позволить себе столь рьяно следовать моде. Напротив, в высшем свете было принято намеренно отставать от новых веяний в одежде. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки.

Критик Стасов и вовсе назвал ее кокоткой в коляске. Дело в том, что в то время почтенная дама не разъезжала одна. Так делали либо проститутки, либо женщины, стремившиеся к эмансипации и бросавшие обществу вызов своим демонстративно независимым поведением. Так же, например, вела себя Анна Каренина у Толстого.

Взгляд Неизвестной сочетает надменность, царственность и грусть. Такая необъяснимая комбинация вместе с отсутствием имени женщины порождает тайну.

Контекст

Перед выставкой передвижников, на которой публика должна была познакомиться с «Неизвестной», художник был крайне взволнован. Даже ушел с вернисажа. А когда вернулся, то был встречен восторженной толпой. Крамского подхватили и понесли на руках. И каждый пытал — кто изображен на картине?

Таинственное молчание живописца породило массу легенд. По одной из версий, Крамской написал «Неизвестную» со своей дочери Софьи. По другой, — это некая крестьянка Матрёна Саввишна, которую вопреки воле матери взял в жены дворянин Бестужев. Якобы Крамской познакомился с ней в Петербурге и был очарован. Еще одна гипотеза говорит, что это Екатерина Долгорукова, любовница Александра II, от которой у императора родилось четверо детей.

Ни одна гипотеза не выдерживает проверки. Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы четко называлось имя музы.

Судьба художника

Иван Крамской пришел в живопись из фотографического дела. В Воронежской губернии людей со знанием дела, которые могли бы обучать Ивана рисованию, не было. Да и денег у его отца — писаря в думе — тоже лишних не водилось. Чтобы зарабатывать на жизнь, Крамской устроился в фотоателье, где с помощью акварели ретушировал снимки.

В 19 лет он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года все той же фотошопной работы поступил в Академию художеств. Там он познакомился с единомышленниками, которые впоследствии составят товарищество передвижников. А пока 14 студентов устроили бунт, потребовав разрешить им самим выбирать сюжеты, а не писать мифологические полотна.

Позднее именно Крамской был идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.

Его знали и ценили как портретиста. Самого же Крамского эта череда заказов утомляла. Несколько раз он обращался к Павлу Третьякову с просьбой обеспечить его на год — за это время живописец планировал осуществить свои творческие идеи, не связанные с портретами. Но увы, понимания у мецената и коллекционера не нашел.

Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.