Почему кажется, что человек с портрета смотрит прямо на тебя?

Отвечает Виктор Нелюбов, художник «Мона Лиза» Леонардо да Винчи известна не только своей загадочной улыбкой. С любой точки зала кажется, что ее взгляд обращен прямо на вас. Это характерно и для большинства других портретов. На самом деле нет никакой мистики. Мы привыкли к тому, что человек смотрит на собеседника, если к тому обращены его зрачки. Но в реальности глаз трехмерен. Следовательно, зрачок можно увидеть и в профиль, и в три четверти. А изображение на картине плоское, двухмерное. Однако зритель и на портрет стремится перенести восприятие трехмерного объекта. Когда зрачки направлены прямо на вас, вам под любым углом будет казаться, что герой картины поворачивается вслед за вами. Во всем виноваты свет, тень и перспектива. На картине они не меняются, и поэтому, если человек нарисован смотрящим на вас, он останется таким даже тогда, когда вы смените месторасположение. В конечном итоге вся глубина, созданная с помощью перспективы, света и тени, — это трюк, оптическая иллюзия, которая порождает другие иллюзии, в том числе взгляда, «следящего» за вами. Но «следят» не все портреты. Только те, где человек изображен в анфас, то есть повернутым к зрителю. При слегка развернутой голове иллюзия будет неполной. Отойдя в сторону, в которую повернулся изображенный, скорее всего, вы потеряете на себе его взгляд. Впрочем, Пабло Пикассо на картине «Испанка с острова Майорка» вовсе не прописывал глаза, а они тем не менее «следят». Точно так же, как и глаза мальчика на картине «Руки сопротивляются ему» Билла Стоунхема. Девушка на картине «Неизвестная» Ивана Крамского слегка повернута, но ее темные глаза «следят» за зрителем, где бы тот ни находился. Здесь действует психологический эффект. Если глаза темные, как в данных случаях, или на них падает тень, достаточно лишь ощущения, что изображенный смотрит на вас. Воображение само дорисует направление взгляда.