Главные любовницы монархов

«Каждая женщина рождается с желанием стать любовницей короля», — писал когда-то итальянский предсказатель, служивший при дворе французского короля, Людовика XIV, Прими Висконти. В то время как принцесс учили быть высоконравственными и покорными, в любовницах королей ценились совсем иные черты. Если проституцию принято считать первым древнейшим ремеслом в истории человечества, то «должность» главной любовницы монарха можно смело назвать вторым.

1. Мадам де Помпадур

Вспоминая понятие «фаворитка короля», на ум тут же приходит имя мадам де Помпадур — самой известной любовницы монарха в истории, которой принадлежал титул maîtresse-en-titre французского короля Людовика XV в период с 1745 по 1751 годы.

Она была идеальным примером женщины, которая постоянно испытывала на себе все тяготы своего положения, стараясь всячески угодить своему ветреному возлюбленному и подстраивая свою жизнь в угоду ему. Она жаловалась на то, что король, который отличался неуемным сексуальным аппетитом, использует ее «по полной», наведываясь к ней в спальню, на сатиновые простыни, по несколько раз в день.

Хотя мадам де Помпадур обожала внимание двора и короля, она страдала фригидностью, нередко испытывая физическое недомогание. В надежде хоть как-то повысить собственное либидо и не отставать от энергичного короля, мадам де Помпадур перешла на диету из сельдерея, трюфелей и ванили, от которой болезнь лишь усугубилась.

Французский двор XVIII века при короле Людовике XV был по-своему уникальным, наполненным изысканной роскошью и скандальными любовными интригами. Мадам де Помпадур делала Людовика счастливым, украшала свои покои прекрасными тканями, благоухающими цветами и подавала королю лучшие вина. Она научилась понимать настроение Людовика по выражению его лица и ритму речи.

Однако ее знания выходили далеко за пределы королевской опочивальни. Она разбиралась в архитектуре, ботанике и интересовалась растениями в садах Версаля и даже практиковалась в огранке драгоценных камней. Фаворитке всегда удавалось подогревать интерес короля, ведь скука — прямой путь к забвению.

Ее задача состояла в том, чтобы всегда оставаться на высоте, и она с ней умело справлялась. Даже когда за одну неделю фаворитка потеряла свою десятилетнюю дочь и отца, она сдерживала эмоции и не позволяла себе оплакивать их. Современники мадам де Помпадур отмечали, что она «была так же несчастна внутри, как на первый взгляд счастлива снаружи».

2. Мадам Дюбарри

Несмотря на присущие французским куртизанкам лоск и роскошь, они поразительно мало ухаживали за собой и иногда не мылись неделями. У многих придворных дам были шрамы от оспы, поэтому они нередко прикрывали свои неприглядные лица и грязную кожу кружевом и бархатом и обильно душились.

Их изысканно украшенные наряды были достаточно некомфортными и вызывали зуд и покраснения кожи. Поэтому женщины прятали в прическах и корсажах специальные чесалки для головы, которые хоть как-то облегчали страдания от блошиных укусов и зуда немытых волос.

Правда, одна из фавориток Людовика XV, мадам Дюбарри, которая заменила собой мадам де Помпадур после смерти последней, отличалась особым вниманием к личной гигиене.

При дворе поговаривали, что каждый день она принимала ванну с лепестками роз и носила невероятно дорогие наряды, сшитые из изысканных, легких материалов, чтобы подчеркнуть чистоту своего тела, а также украшала декольте настоящими бриллиантами, привлекая внимание к красоте своей белоснежной груди.

В то время как многие женщины скрывали подробности своих любовных романов от широкой общественности, фаворитка короля гордилась своим положением, как особым знаком отличия.

У нее была репутация женщины, которая спит не только с собственным мужем. А так как любой наговор на короля считался предательством, обсуждение его отношений с любовницей также было запрещено.

3. Диана де Пуатье

В 1542 году Диана де Пуатье, которая была фавориткой французского короля Генриха II, постоянно занималась тем, чтобы соответствовать потребностям и желаниям монарха, как физически, так и интеллектуально.

Французские придворные дамы неустанно соперничали в красоте и привлекательности, так что у каждой женщины, которая втайне мечтала завоевать сердце короля, был секретный режим красоты.

Каждое утро Диана три часа скакала верхом, чтобы сохранять здоровье и энергичность. На протяжении всей прогулки на ней была черная бархатная маска, защищавшая ее нежную белоснежную кожу.

Ежедневно она выпивала коктейль с добавлением золота и принимала ванну в ослином молоке и холодной воде, что сохраняло ее кожу мягкой и упругой. Опасаясь появления морщин, Диана спала, сидя на шелковых подушках, никогда не дотрагиваясь лицом до простыней.

Ее схема сработала: король проводил с фавориткой каждую ночь и даже не заглядывал в спальню к своей жене, Екатерине Медичи. Сама Екатерина настолько поражалось страстной любви этой парочки, что даже сделала два отверстия в полу над спальней Дианы, чтобы наблюдать за тем, как Генрих и его любовница придаются плотским утехам, скатываясь с кровати и продолжая начатое на полу.

Королеву поражала учтивость собственного мужа по отношению к Диане, и она не раз говорила своей придворной даме, что такой страсти «у нее никогда не было».

4. Лола Монтес

Черноволосая Лола Монтес прославилась своей связью с королем Людвигом I Баварским в середине XIX века, а также тем, что ей удалось использовать эти отношения, чтобы провести либеральные реформы до Революции 1848 года в немецких землях.

Она была ирландской танцовщицей и актрисой, которую ничуть не впечатляла внешность тогдашнего короля, который, кстати говоря, был на 34 года старше своей избранницы. Однако его богатство и влияние оказались привлекательными для представительницы рабочего класса, Монтес.

Король Людвиг с ума сходил от ее ножек и во время любовных утех любил посасывать ее пальчики. Свидетельства об этом пристрастии короля присутствуют даже в письмах монарха своей возлюбленной, когда та находилась в дальних поездках.

В то время как многих женщин оттолкнула бы странная страсть короля Людвига, Лола Монтес была благодарна монарху за его любовь к ее ногам, учитывая, что сам король ее вовсе не привлекал.

Лоле действительно повезло, ведь ей удавалось доставлять монарху удовольствие без особых физических усилий, особенно принимая во внимание страшную шишку, которая выросла у него прямо посреди лба.

Каждый раз, когда Людвигу хотелось заняться с любовницей сексом, она нередко ссылалась на легкое недомогание или менструацию. Однако король постоянно жаждал ее присутствия, иногда он даже просил Монтес прикладывать кусочек фланелевой ткани к промежности, чтобы потом он мог носить ее с собой в период их разлуки.

5. Мария Валевская

Могущественные люди никогда не позволяют такой мелочи, как брак или даже политика, встать на пути своих любовных романов и нередко выбирают любовниц, которые уже находятся замужем. Так в течение трех лет любовницей Наполеона Бонапарта была Мария Валевская.

Она была вынуждена уступить воле монарха, так как ее муж, которому, кстати, было на тот момент целых 58 лет, сам приказал ей сделать это.

Она была польской патриоткой, которая поддалась обаянию Наполеона, когда вдруг поняла, что влиятельный монарх может освободить ее родину от иностранной оккупации и воссоздать Польшу как свободное и суверенное государство. Другими словами, она стала его любовницей ради своей страны.

Через некоторое время Наполеон и Мария по-настоящему полюбили друг друга, и она ушла от своего старого, амбициозного мужа, который просто использовал ее как пешку в своей политической игре.

Однако, стоило ветреному Наполеону устать от Марии, он женился на 18-летней австрийской принцессе и забыл обо всех обещаниях восстановить Польшу, настаивая на том, что страна должна оставаться на задворках мира и в будущем.

6. Мадам де Монтеспан

Одной из придворных дам, которая шла буквально на все, чтобы привлечь внимание Людовика XIV, была потрясающе красивая и хитрая мадам де Монтеспан. Однако на тот момент у французского короля уже была фаворитка, которая его вполне устраивала, так что монарх не проявлял интереса к персоне Монтеспан.

В 1667 году, в надежде разрушить отношения короля, мадам де Монтеспан обратилась за помощью к местной ведьме, которая жила в темном и покосившемся доме на окраине Парижа. За достаточно высокую плату она гадала по руке, общалась с мертвыми, продавала лосьоны для сохранения красоты, делала аборты и привороты, чтобы нанести вред или убить врага.

Живя при французском дворе, мадам де Монтеспан использовала любую возможность, чтобы поужинать с королем, тем временем подсыпая любовные отвары в его вино и подкладывая колдовские снадобья из крови, костей и внутренностей мертвых детей ему в мясо.

Так или иначе, король без ума влюбился в Монтеспан, безжалостно бросив свою беременную на тот момент любовницу.

Стол при французском дворе был очень богатым, а любовницы как правило практически не выходили за пределы спальни. Поэтому мадам де Монтеспан практиковала двухчасовые обмазывания помадой по несколько раз в неделю. Кроме того, она периодические уезжала на оздоровительный отдых, где изнуряла себя диетами, прежде чем вернуться ко двору.

7. Леди Каслмейн

В отличие от жены, любовница короля могла оказаться отвергнутой без малейшего финансового содержания. Хотя она и жила в роскоши, пока спала с королем, ситуация могла в любой момент измениться.

Влиятельные друзья фаворитки при дворе также поддерживали ее, пока она сама обладала определенной властью и могла им в чем-то помочь. В одну секунду вчерашняя любовница могла упасть с вершин величия в глубины бедности и позора.

Умная фаворитка начинала копить деньги на «пенсию», стоило ей оказаться в объятиях короля, ведь после роскошной жизни неминуемо следовало падение. Частью сделки являлся и такой желанный дамами титул, как графиня, маркиза или герцогиня.

Так было при французском дворе. Однако в Англии любовницам не приходилось рассчитывать на щедрость своего короля. Например, слово Карла II было законом, но вот его подарки фаворитке леди Каслмейн нередко блокировались придворными чиновниками.

По их мнению, деньги налогоплательщиков непозволительно было тратить на содержание и покупку, скажем, белья для любовницы. Но леди Каслмейн это не остановило, и она убедила Карла II не только отдавать ей каждый рождественский подарок, который тот получал от придворных, но и сумела разжиться кое-какими драгоценностями из Королевской сокровищницы в Лондонском Тауэре.