Сельма Лагерлеф: фантастическая шведка
Первая женщина, которая получила Нобелевскую премию по литературе и стала членом шведской Академии. Автор знаменитого «Путешествия Нильса с дикими гусями». Легенда и национальное достояние Швеции. Она соединила волшебство народных преданий и легенд с точностью реалистического письма и не только шведам, но и всему миру рассказала о том, что такое Швеция.
1. Сказочное детство
Сельма Лагерлеф родилась в семье отставного военного и учительницы в живописном шведском местечке Вермланд. Она росла в сельской местности в неразрывной связи с природой и с детства была погружена в стихию народной жизни.
Особенно сильное влияние на Сельму оказали ее бабушка и тетка. Они открыли для нее мир шведского фольклора и привили вкус к хорошим историям. Тем более, что иного не оставалось: когда Сельме было всего 3 года, ее разбил паралич. Несколько лет она провела в лежачем положении, прежде чем выздоровела. Бабушка в это время была для девочки окном в мир. Именно она впервые рассказала ей предания о прекрасных дамах, кавалерах Вермланда и привидениях, обитающих в старинных усадьбах.
>> Ава Гарднер и Фрэнк Синатра: зажигательная смесь
«Я вспоминаю, что бабушка с утра до вечера сидела с нами и без конца рассказывала, а мы, дети, тихонько жались друг к другу и слушали. Вот была чудесная жизнь! Нет детей, которым бы жилось так, как нам», – вспоминала писательница.
Всё волшебство, всё богатство и смелость фантазии, которые обнаруживают себя в произведениях Лагерлёф, родом именно оттуда – из её сказочного детства.
2. Учительница
Сельма с 7 лет мечтала стать писательницей. Она рассказывала, как однажды, оказавшись на военном параде в Стокгольме, принялась пересчитывать окна королевского замка, представляя, что когда-нибудь напишет роман об этом замке, оживив происходящее за каждым из его окон.
В детстве же Сельма впервые попробовала себя в литературе. Она писала стихи, баллады, сонеты, небольшие сказочные пьесы. Впоследствии писательница говорила, что открытие в себе способности к творчеству, она пережила как величайшее в жизни счастье. Однако прошло немало времени, прежде чем Лагерлеф смогла позволить себе жить литературой.
>> Ингрид Бергман и Роберто Росселлини: аморальное поведение
Нужно было как-то зарабатывать на кусок хлеба, поэтому Сельма поступила в учительскую семинарию. Окончив её, она переехала в маленький городок Ландскрун, где стала учительницей в школе для девочек.
>> Катрин Денев: дневная красавица
Лагерлеф признавалась, что в те годы едва не бросила писать. Однако вскоре нашла вдохновение в мире преданий своего детства и начала работу над дебютным романом – «Сагой о Йёсте Берлинге».
3. Новый романтик
Сельма Лагерлёф входила в литературу во времена господства реализма и испытала влияние его признанных мастеров. Но свой голос она нашла на путях фантазии и воображения. Сам материал, избранный писательницей – народные легенды и предания, подталкивал её к большей свободе повествования, чем принято в реалистической литературе.
Именно поэтому дебютный роман Лагерлёф, «Сага о Йёсте Берлинге», был написан скорее в неоромантической манере, которая как раз набирала силу в Швеции в конце XIX века. Он представляет собой собрание народных преданий Вермланда, где действительность и вымысел переплетаются до неразличимости.
Стилистически это исполнено в духе магического реализма. Лагерлёф глубоко и точно отражает реальные черты жизни её родного Вермланда, но при этом наполняет эту жизнь волшебством фольклорных легенд, рассказывая о сверхъестественном так, словно оно обыденно и привычно. В то время, как страна постепенно перестраивалась на новые капиталистические рельсы, Лагерлёф пыталась сохранить в своей книге хотя бы часть старой доброй патриархальной Швеции.
«Сага о Йёсте Берлинге» стала поворотной в судьбе писательницы. Главы из неё она отправила на конкурс, объявленные в 1890 году газетой «Идун». Победа в этом конкурсе помогла Лагерлёф закончить роман, и в 1891 году он был опубликован в виде книги. После того, как «Сагу» заметил известный датский критик Георг Брандес, имя Сельмы Лагерлёф получило широкую известность. Она стала настоящей писательницей. Многие последующие произведения Лагерлёф также были основаны на фольклорных мотивах, однако долгое время «Сага о Йёсте Берлинге» оставалась самой популярной и читаемой её работой.
4. Нильс с дикими гусями
Всё изменилось в 1906 году, когда было опубликовано «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Книга моментально стала самой читаемой в Скандинавии, была переведена на несколько десятков языков и прославила Лагерлёф на весь мир.
Интересно, что изначально «Путешествие Нильса» задумывалось как пусть не совсем стандартный, но учебник по географии. Швеция активно разрабатывала идеи новой демократической педагогики и внедряла их в жизнь.
Руководство Всеобщего союза учителей народных школ пришло к мысли, что учебники должны быть не только познавательными, но и интересными (хорошо бы рассказать эту историю российским реформаторам образования), поэтому предложило создать экспериментальную книгу по географии, над которой учёные работали бы вместе с писателями. Выбор пал на Сельму Лагерлёф, которую хорошо знали благодаря «Саге о Йёсте Берлинге». Правда, Сельма отказалась работать в соавторстве и решила писать книгу полностью самостоятельно.
Прежде чем приступить к работе, писательница совершила путешествие по Швеции, во время которого собирала факты для будущей книги. Формальное решение она нашла позднее благодаря книгам Киплинга с его говорящими животными, а также повести Августа Стриндберга «Путешествие Счастливчика Пера» и сказке Рихарда Густафсона «Неизвестный рай» (в которой мальчик, как и Нильс, летает по стране с птицами).
Сказочно-фантастическая фабула, выстроенная на основе народных легенд и сказаний, помогла Лагерлёф связать факты о природе и географии различных мест Швеции в одну цельную историю, которая воспринимается как увлекательное путешествие, а не учебное пособие.
Книга была превосходно принята читателями и очень быстро завоевала популярность не только в Швеции, но и во всём мире. Хотя не обошлось и без споров. Одни критики назвали «Путешествие Нильса» «революцией в педагогике», тогда как другие отмечали, что писательница не всегда корректно приводит научные факты, а так называемые «патриоты Смолонда» и вовсе требовали запретить книгу, пока из неё не будет удалена «Сказка о Смолонде» – они считали, что Лагерлёф несправедливо изобразила их местность бедной и убогой.
5. Национальное достояние
К началу XX века Сельма Лагерлёф уже была довольно известной писательницей. Книга о Нильсе и вовсе сделала её одной из самых любимых женщин Швеции. В 1907 году она была избрана почетный доктором Уппсальского университета, и спустя год её пятидесятилетие праздновали чуть ли не как национальный праздник.
В 1909 году Лагерлёф стала первой в мире женщиной, которая была удостоена Нобелевской премии по литературе. Победа стала не только символическим триумфом писательницы, но и позволила ей выкупить родовое поместье Морбакку, которое было продано за долги после смерти отца.
В эти годы Лагерлёф стала одним из самых влиятельных общественных деятелей Швеции. Она была убеждённой гуманисткой, придерживалась демократических и пацифистских взглядов, боролась за права женщин, а накануне Второй мировой войны помогала деятелем немецкой культуры уйти от преследования нацистов. Например, благодаря Лагерлёф получила визу немецкая поэтесса Нелли Закс. Во время советско-финской войны писательница отдала свою нобелевскую медаль фонду в помощь Финляндии. Финское правительство было тронуто этим жестом, но вернуло награду.
Уже при жизни Сельма Лагерлёф стала легендой и одним из «национальных брендов» Швеции. В 1991 году портрет писательницы появился на банкноте достоинством 20 шведских крон. Она стала первой женщиной, изображённой на шведской банкноте.
6. Борьба за права женщин
Добившись известности и влияния, Лагерлёф активно включилась в общественную жизнь Швеции. В 1911 году она выступила на Конгрессе женщин мира в Стокгольме, призвав женщин бороться за свои права и активнее участвовать в жизни общества.
Лагерлёф внесла заметный вклад в борьбу за избирательное право для шведских женщин. Уже одним своим примером, писательница показывала, какую заметную роль в жизни Швеции играют женщины. Она не просто получила Нобелевскую премию, но и в 1914 году была избрана членом Шведской Академии, став первой женщиной в её рядах.
7. Лесбиянка
Долгое время считалось, что всю свою жизнь Лагерлёф была одинокой и довольствовалась всенародной славой. Но когда в 1990 году были вскрыты архивы писательницы, оказалось, что она не только боролась за эмансипацию женщин, но вела довольно активную личную жизнь.
Лагерлёф была долгие годы связана с писательницей Софи Элкан и суфражисткой Вальборг Оландер не только дружескими и рабочими отношениями. Сохранившаяся переписка, показывает, что Лагерлёф любила Софи и Вальборг.
«Очень скоро мы будем славно работать вместе! Но не только. Мы будем обладать друг другом - всецело, беспредельно. Одна лишь мысль об этом - огромное счастье», – писала Лагерлёф в письме Оландер.
Любовный треугольник существовал на протяжении нескольких десятилетий. После смерти Софи Сельма ещё сильнее сблизилась с Вальборг. Она до самой смерти была рядом с ней и буквально умерла у неё на руках.
«В Копенгагене я встретила так много женщин, имеющих связь с женщинами, что часто задумываюсь над вопросом: почему это считается противоестественным? Почему любовь к человеку того же пола является табу?», – удивлялась Лагерлёф в одном из писем.