Шоферы первых лиц государства

От этих профессионалов зависела не только безопасность пассажира, но и судьба всей страны.
Шоферы первых лиц государства

Менялись режимы, развязывались войны, проходили репрессии, шла борьба за власть. Но все эти потрясения ни разу не затронули их — кучеров и шоферов первых лиц государства.

Илья Байков

Личный кучер Александра I был единственным крепостным и другом своего помещика — Дмитрия Лукина. Когда Лукин переехал в Петербург, чтобы поступить в Морской корпус, то отпустил своего друга на волю.

Байков записался в петербургские мещане и уже в 1801 году был нанят кучером императора. Он сопровождал Александра во всех поездках по стране и за границей до самой его смерти.

Он пользовался большим расположением государя, мог походатайствовать за кого-то или помочь обратиться к императору с просьбой. Поэтому его расположения искали многие.

Байков также вёз тело покойного господина из Таганрога в Петербург.

После смерти императора он стал личным кучером супруги Николая I — императрицы Александры Фёдоровны. Ему пожаловали золотую медаль с портретом Александра I на Андреевской ленте, «знак отличия» от прусского короля и расписанным золотом бархатный кафтан.

В 1836 году Илья Байков был уволен со службы «за старостью и слабостью здоровья» с пенсией в 1000 рублей в год. Скончался 17 апреля 1838 года в возрасте 70 лет.

Илья Иванович был дважды женат. Первая его жена пропала без вести, однажды выйдя из дома. Вторая жена была моложе его на 24 года, от которой он имел 5 сыновей и 3 дочери.

Виктор Баранов

В отличие от остальных он не стал шофёром №1, а стал фальшивомонетчиком №1.

Он работал водителем в Ставропольском крайкоме КПСС. Частенько развозил первого секретаря крайкома Михаила Горбачёва, а в свободное от работы время трудился над созданием технологии производства денег.

Виктору с самого детства нравились деньги. Тогда ещё с художественной точки зрения. Он собирал старые банкноты и рассматривал их муаровые узоры, рисунки, цвета.

Потом посещал художественную школу, где делал отличные копии шедевров. Овладел специальностью плотника-паркетчика, задумался о профессии лётчика и увлёкся парашютным спортом.

Баранов хотел служить в ВДВ, но его отговорила мама. В итоге он закончил водительские курсы ДОСААФ и прошёл срочную службу в автомобильном батальоне. После армии устроился на работу в гараж Ставропольского крайкома.

Сначала он сомневался, что у него что-то выйдет, но в итоге всё получилось даже не хуже оригинала.

12 лет он осваивал множество полиграфических специальностей. 3,5 года потратил на изобретение водяного знака и два на краску глубокой печати. Изучал учебные пособия для полиграфистов. Создал реактив для снятия окислов меди при травлении.

Баранов считает, что «доллары можно печатать дома элементарно, как заваривать кофе»

Напечатал фальшивок общим номиналом в 33 454 рубля. Его задержали во время очередной попытки сбыть 25 рублёвые купюры в колхозном рынке Черкесска. Выяснилось, что за фальшивками стоят не ЦРУ и не организованная преступность.

Он поделился со следствием секретами и рассказал, как можно улучшить защиту рублей от подделок. Хотя вряд ли эти советы имели ценность. Расстрел заменили колонией на 12 лет колонии, что на три года меньше максимального срока. Освободился в 1990 году.

Павел Удалов

Личный водитель Сталина. Начальник Гаража особого назначения с 1922 года. Возил Сталина до самой его кончины в 1953 году.

Несмотря на то, что все водители гаража обладали уникальными навыками и профессиональными качествами, но именно с Удаловым Сталин совершал все знаменитые дальние поездки: Тегеран, Ялта и Потсдам.

Известно, что Удалов был убежденным холостяком. Современники о нём отзывались, как о добром и отзывчивом человеке с широкой душой.

Сталин подарил шофёру Форд. Ворошилов после смерти генсека подарок отобрал

При Сталине кортежи состояли из исключительно шикарных машин своего времени от «Роллс-Ройса» до «Кадиллака». Известно, что самой любимой машиной вождя был бронированный «Паккард Твелв» — подарок президента Рузвельта.

В годы войны с правительственных автомобилей снимали радиоаппаратуру, а водителям гаража приходилось при взаимодействии со спецслужбами планировать такие маршруты движения, чтобы свести к минимуму вероятность вражеских диверсий.

Степан Гиль

Шофёр Императорского гаража. Один из личных водителей Ленина. Первый начальник Гаража особого назначения. После Октябрьской революции гараж перешёл к Совету народных комиссаров.

Гиль в книге своих воспоминаний Шесть лет с Лениным, выпущенной в 1957 году, пишет, что познакомился с Лениным на третий день — 9 ноября 1917 года.

В первый день работы с Лениным у шофёра похитили автомобиль

И возил его на лимузине «Тюрка-Мери», который в тот же день и похитили. Стараниями чекистов и коллег автомобиль был обнаружен на окраине города, в сарае одной из пожарных команд. Угнали её работники той же пожарной команды, которые хотели перекрасить автомобиль и угнать в Финляндию.

Гиль был свидетелем покушения Фанни Каплан на Ленина и даже кинулся за ней, пока та не бросилась в убегающую толпу. Не прошло и полугода, как машина председателя Совнаркома подверглась нападению налётчика Якова Кошелькова. Но и в этот раз всё обошлось. Налётчики были пьяны и не сразу поняли, на кого они напали.

После смерти Ленина был водителем Крупской, Микояна и Вышинского. В 1930 году вступил в ВКП(б). В 1945 г. он сопровождал Вышинского в поездке в побеждённую Германию, чтобы подобрать для него самый качественный трофейный автомобиль.

Умер в 1966 году в возрасте 78 лет.

Адольф Кегресс

Личный шофер Императора Николая II. Кегресс родился в 1879 г. во Франции. Инженер, механик, изобретатель. С 1904 г. работал техником в фирме «Лесснер», которая поставляла автомобили царскому гаражу.

В 1906 году он познакомился с князем Орловым, который посадил на мотор весь императорский двор. Князь приобретал у фирмы два новых автомобиля системы «Даймлер-Луцкой» для Императорского гаража, и ему настолько понравился этот молодой и толковый специалист, что предложил стать техническим директором в Царском Селе с годовым жалованием в 4200 рублей.

Парк машин увеличивался, и в итоге он стал личным водителем последнего царя.

Он прекрасно управлял машиной при скорости 65-75 км/ч (самые мощные автомобили уже могли разгоняться до 130 км/ч). На всякие возражения такой быстрой езде Кегресс отвечал, что Государю это нравится. Штат гаража увеличивался.

Появилась школа шофёров. Теперь шофёры должны были не только возить царственных особ, но и чинить свои машины и быть телохранителями.

Кергесс не оставлял и своей изобретательской деятельности.

Личный шофёр Николая II изобрёл колёсно-гусеничный движитель

Он занимался проблемой устойчивости и проходимости автомобилей зимой. Изобрёл лыжно-гусеничный движитель для заснеженных трасс.

Его изобретения показали себя довольно успешно, и он запатентовал их. Кегресс создал целую серию автомобилей на полугусеничном ходу. Лёгкие, грузовые и даже броневые.

После отречения сдал всё имущество гаража Временному правительству, а сам вместе с семьей сел в автомобиль и уехал в Финляндию, откуда и вернулся на родину.

Сотрудничал с компанией «Ситроен», которая приобрела его патент, благодаря которой ещё несколько автомобильных заводов купили его патенты. В СССР его разработки тоже усовершенствовали и продолжали выпускать вплоть до 1943 года. В тот же год умер и сам изобретатель в возрасте 63 лет.

Комментарии
Комментарии