На пороге перемен: каким получился сериал «Лихие»
В Okko состоялась премьера сериала «Лихие» — криминальной драмы Юрия Быкова. В основу сюжета масштабной саги, растянувшейся с начала 1990-х до наших дней, легла реальная история Евгения Дёмина и его отца Павла, ставшего штатным киллером хабаровского филиала ОПГ «Общак». В середине 1990-х под «крышей» преступной империи находилось 14% территории России. Рассказываем, какими получились первые эпизоды долгожданного шоу.
Начало 1990-х. В Хабаровском крае вместе женой Леной (Елена Николаева) и сыновьями Васей (Глеб Кулаков) и Женей (Савелий Кудряшов) проживает егерь Павел Лиховцев (Артём Быстров). После распада СССР наступила пора серьёзных перемен. Новые времена — новые возможности. Только в тайге этих возможностей не дождаться. Придётся двигаться им навстречу. Поэтому патриарх Лиховцевых, заручившись поддержкой старого друга Юры Краба (Александр Голубев), перебирается вместе с семьёй в Хабаровск.
За непродолжительное время в городе Краб уже успел приобрести себе квартиру. Павел отставать не желает. На доходы с пасеки Лиховцевы не могут даже купить сыновьям учебники в школу. О какой недвижимости может идти речь? Загрузив пожитки в старый уазик, семья покидает родную деревушку.
Впереди новая жизнь. Пускай семье пока приходится ютиться вчетвером в съёмной «однушке», а сыновьям ежедневно получать нагоняй от местных. Не беда. Путь к лучшей жизни не бывает лёгким, а перемены уже намечаются. Бывший сосед Юра, заметный участник ОПГ «Общак», утаил свой род деятельности от старого друга и предложил Павлу должность водителя в своей фирме. В первый же рабочий день Лиховцев-старший становится свидетелем жестокой перестрелки. Теперь он невольно втянут в эпицентр криминальных разборок.
Постепенно Павел становится киллером ОПГ, а на дело берёт старшего сына Женю. На мальчика школьного возраста бандиты не обращают никакого внимания, и подросток незаметно выполняет ценную разведывательную работу.
Несмотря на опыт обращения с оружием, не такую жизнь в городе себе представлял мужчина. Надежды на честный заработок разбились о суровую реальность 1990-х. На кону уже не просто шанс быстро заработать на квартиру — в опасности вся семья. Положив в основу сюжета историю реальных киллеров, Юрий Быков вместе со сценаристом Олегом Маловичко портретируют целую эпоху.
«Лихие» стали квинтэссенцией творческого пути режиссёра. Участь маленьких людей, оказавшихся в сложных обстоятельствах, интересует автора с начала карьеры. Добродушный охотник, равно как и Павел Лиховцев, ставший невольным участником смертельной погони, был центральным персонажем полнометражного дебюта постановщика «Жить». Метающийся между правильным выбором и преступным деянием главный герой встречался и в «Майоре», и в «Дураке». «Лихие» — это всё ещё ода «маленьким людям», оказавшимся в сложной ситуации. Постановщик остаётся верен себе.
История страны показана через судьбу одной семьи. Суровым 1990-м уже не впервой выступать декорациями для притчевых сюжетов о сложности правильного выбора. Добро или зло. Семья или группировка. Честный заработок или криминал.
Перед схожим выбором вставали и персонажи прошлогоднего «Слова пацана: кровь на асфальте». Перед ним же встают и Лиховцевы. Однако переклички шоу Жоры Крыжовникова и Юрия Быкова не ограничиваются лишь тематикой. И там и там проводником для зрителей в ожесточённые будни городских банд выступает мальчишка. Равняющийся во всём на родителя Женя Лиховцев растёт в страхе и слишком рано начинает убивать.
Раздираемый преступными группировками, равно как и вся страна, Хабаровск с распростёртыми объятиями принимает новых действующих лиц. Только пока банды делят территорию, семье Лиховцевых приходится делить нажитое имущество. Елена не намерена закрывать глаза на деятельность мужа, потому вместе с сыном Васей начинает жить отдельно. Семейная идиллия разбилась о суровую реальность.
Женщина уверена, что даже в сложные времена можно зарабатывать на жизнь исключительно честным способом, что отчаянно пытается донести до старшего сына. Безрезультатно. Перейдя черту, вернуться назад становится сложно. «Подработка» изменила Женю до неузнаваемости. Некогда улыбчивый и приветливый мальчик становится всё сильнее очарован насилием.
Наши дни. Вышедший по УДО Евгений Лиховцев (Евгений Ткачук) похищает в Москве родного сына Пашу (Вадим Филипченков). Бросив его на заднее сиденье легкового автомобиля, отец и ребенок отправляются в путь. Это почти «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта. Только теперь в роли родителя-уголовника — сам Ткачук. Жестокие 1990-е отняли у Лиховцева-младшего не только детство, но ещё и часть взрослой жизни.
Похищение сына и путь в Хабаровск — мнимая надежда на восстановление семейной идиллии? Или желание наверстать упущенное?
Несмотря на то что основное действие первых эпизодов шоу разворачивается в 1990-х, а события наших дней преподносятся порционно, этих эпизодов становится достаточно для создания цельного образа. Выбрав не тот путь в 1990-е, Евгений продолжает его придерживаться до сих пор. Поэтому вновь вместо попытки решить проблему дипломатично он выбирает преступное деяние.
Прошлое проступает в настоящем. Не только в поступках повзрослевшего киллера, не только в повторении семейной драмы Лиховцевых, но и в следующей по пятам за Женей ответственности за былые поступки. А ещё «Лихие» наглядно показывают, как насилие передаётся из поколения в поколение.
Обращаясь к реальной истории, архиву, документу, Быков и Маловичко задаются вопросом: что мы сделали в прошлом, чтобы оказаться на этом месте сегодня? Реконструируя воспоминания Евгения Дёмина, режиссёр демонстрирует бандитские будни даже без намёка на романтизацию. Жестокость участников группировки не знает границ. Люди для них — расходный материал.
Атмосфера фатальности и обречённости подчёркивается стоящими окнами друг к другу безликими панельками. Грязные улицы, не менее грязные подъезды — традиционный стилистический набор фильмов Быкова. Красочные пейзажи непроходимых таёжных лесов — место, где семья Лиховцевых была по-настоящему счастлива, — быстро сменяются менее привлекательными спальными районами Хабаровска. Многоэтажки хранят много жутких тайн. Быков же порой берётся эти тайны рассказывать.
И если для бывшего жителя этих кварталов Евгения Дёмина «Лихие» — это способ сохранить память об отце, то для режиссёра — способ напомнить о той яме, в которую рухнула страна в нестабильные времена. Ноющая боль от того падения, к сожалению, не прошла до сих пор.