Смелая адаптация классики: стоит ли смотреть сериал «Преступление и наказание»

На «Кинопоиске» вышли четыре первых эпизода «Преступления и наказания» — долгожданного сериала Владимира Мирзоева по мотивам романа Фёдора Михайловича Достоевского. По словам исполнителя главной роли Ивана Янковского, идея совместно поработать над экранизацией возникла у них с режиссёром во время съёмок сериала «Топи». Разбираемся, чего ждать от первых эпизодов и почему новый взгляд на русскую классику вряд ли оценят учителя литературы.

Смелая адаптация классики: стоит ли смотреть сериал «Преступление и наказание»
© Рамблер

Действие романа перенесено в современный Петербург. Нищий студент юрфака Родион Раскольников (Иван Янковский) бродит по ночному городу, ворует кефир в супермаркете и потихоньку сходит с ума. Случайно подслушанный на улице разговор двух прохожих наводит Родиона на мысль, что некоторым людям простительно совершать преступления во благо человечества. Заручившись поддержкой Чёрта (Борис Хвошнянский), воображаемого или не совсем, Раскольников разрабатывает план действий.

Владимир Мирзоев известен широкому зрителю в первую очередь по сериалам. Прошлой зимой вышел детективный триллер «Внутри убийцы» — вольная экранизация одноимённого бестселлера израильского писателя Майка Омера. Поиски маньяка Мирзоев перенёс из Чикаго в Санкт-Петербург, в очередной раз подчеркнув: в Северной столице маргиналов хватает. В «Преступлении и наказании» атмосферных петербургских локаций тоже много, но визуальный ряд сериала куда больше напоминает мрачные и загадочные «Топи» 2021 года.

© Кадр из сериала «Преступление и наказание», 2024 (Плюс Студия; ZOOM Production)

Несмотря на присутствие в кадре мобильных телефонов и электросамокатов, современность в сериале носит условный характер. Рассуждения героев хоть и не повторяют дословно текст Достоевского, но напоминают скорее театральные диалоги, чем живую речь. Однако если в начале первой серии фраза «По-твоему, не загладится крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» из уст современного прохожего воспринимается как укол испанского стыда, то уже к финалу эпизода погружаешься в условность с головой. В Петербурге Мирзоева действует особая логика: вместо борделя Соня работает в ночном клубе с приватными комнатами, но Раскольников закладывает не айфон, а часы на цепочке и серебряную папиросницу.

Заигрывая со зрителем, режиссёр превращает Петербург в мрачную постмодернистскую ловушку. В шкафу старухи-процентщицы стоит томик Достоевского. На стене у Дуни — портреты Мандельштама и Хармса. Коллега из ночного клуба учит Соню быть «Лолиткой»: «Ты Набокова читала?» Отсылы к Балабанову в сериале можно коллекционировать: вот Родион пришивает к пальто петлю под напевы стихов Николая Заболоцкого, а вот ворует на барахолке кассету «Брат 2».

Но главной пасхалкой стал персонаж Чёрта, перекочевавший в сериал из романа «Братья Карамазовы». Неизвестно, как к такому кроссоверу отнёсся бы Фёдор Михайлович, но режиссёрская находка оказалась на удивление плодотворной. Во-первых, наблюдать за искусителем в исполнении Бориса Хвошнянского, которого в первые секунды принимаешь за Роберта Дауни — младшего, — большое удовольствие. Во-вторых, Чёрт в «Преступлении и наказании» обладает абсолютной властью: может и вина на набережной выпить, и Дуню на грех толкнуть, и даже поместье Свидригайловых целиком проглотить. А в-третьих, наличие у Раскольникова собеседника — один из простейших способов изобразить на экране внутренние распри героя.

© Кадр из сериала «Преступление и наказание», 2024 (Плюс Студия; ZOOM Production)

Понятие художественного полифонизма, выведенное литературоведом Михаилом Бахтиным во время анализа «Преступления и наказания», Мирзоев тоже интерпретирует по-своему. Добавляя в сериал сцены, которых нет у Достоевского, режиссёр даёт право голоса второстепенным персонажам романа и превращает многоголосие в сумбур. Марфа Петровна (Юлия Снигирь), к примеру, становится центральным персонажем первой серии, затмевая собой даже Раскольникова. Наблюдать за тем, как она играет с Дуней в кошки-мышки, интересно, но за Родиона всё же обидно.

Продолжая заполнять кадр харизматичными женскими персонажами, Мирзоев подарил Соне предысторию и пригласил на роль сразу двух актрис: Диана Енакаева и Алёна Михайлова воплотили образ Мармеладовой до и после нравственного падения. Женщин на экране действительно много, и, чтобы чем-то их занять, режиссёр разбавил сюжет Достоевского флиртом на грани фола и многозначительными сексуальными намеками. Впрочем, Раскольникову тоже хватило: в фантасмагорической сцене главный герой, ещё не совершивший убийство, танцует обнажённым в зале суда.

© Кадр из сериала «Преступление и наказание», 2024 (Плюс Студия; ZOOM Production)

В «Преступлении и наказании» есть на что посмотреть: это и сюрреалистические эпизоды с хромой собакой и окровавленной белой лошадью, и макабрические пляски, и льющаяся из стены кровь. Однако при обилии фантазийных сцен интереснее всего наблюдать за диалогами Раскольникова с Чёртом. Харизма Хвошнянского не затмевает, а подчёркивает лихорадочную игру Янковского. Будь то старческое бормотанье, полуобморочный взгляд или стекающее по бороде вино, актёр убедительно передаёт пограничное состояние Раскольникова. В сцене убийства старухи-процентщицы Родион Романович окончательно теряет человеческий облик, хищно хрипит и скатывается в техногенное гудение.

«Преступление и наказание» Владимира Мирзоева зрители воспримут по-разному, но одно можно сказать с уверенностью: сериал получился смелым. Не каждый день увидишь в одном кадре Раскольникова и Ленина, ещё и под звуки джаз-барабанов.