Мрачное будущее: лучшие эпизоды сериала «Черное зеркало»

Научно-фантастический сериал «Черное зеркало» от сценариста и известного технофоба Чарли Брукера, подобно лучшим произведениям Жюля Верна, Герберта Уэллса и Алексея Толстого, дает удивительно точные предсказания будущего и предугадывает развитие компьютерных инноваций и социальные проблемы, которые они породят. Будучи убежденным пессимистом, Брукер не строит иллюзий в отношении человечества, герои его сериала всё больше теряют связь с реальным миром и всё глубже уходят в виртуальный. И пока все заядлые киноманы находятся в ожидании новых мрачных прогнозов «Черного зеркала», мы вспоминаем старые. Собрали девять лучших эпизодов сериала.

Мрачное будущее: Лучшие эпизоды сериала «Черное зеркало»
© Кинопоиск, Рамблер

Национальный гимн (1-й сезон, 1-я серия)

Первый эпизод «Черного зеркала» — один из самых тревожных, что парадоксально, ведь в нем технический аспект уступает психосоциальному. Действие «Национального гимна» разворачивается в условном настоящем. Главный герой — британский премьер-министр Майкл Кэрроу (Рори Киннер) — становится разменной монетой в деле о похищении принцессы Сюзанны (Лидия Уилсон). Неизвестный террорист требует, чтобы Кэрроу занялся сексом со свиньей в прямом эфире. В противном случае Сюзанне не жить. Каждая минута сомнения Кэрроу лишает принцессу пальца.

В отличие от большинства других эпизодов сериала, «Национальный гимн» исследует пределы человеческой психики на базе уже существующих технологических возможностей — компьютера, Интернета, прямого эфира, — а не футуристических девайсов. Брукер, в частности, акцентирует внимание на том, как быстро информация, опубликованная в Сети, распространяется в социуме и становится объектом всеобщего внимания.

Брандашмыг (4-й сезон, 7-я серия)

Первый в истории «Черного зеркала», да и всего стримингового вещания, интерактивный эпизод стал приятным подарком фанатам сериала на Рождество. С тех пор как «Черное зеркало» официально переехало на Netflix и стало скорее американским сериалом, чем британским, его качество начало стремительно ухудшаться. Отдельные серии уже не так удивляют, а мрачное будущее пугает всё меньше.

К счастью, в этот раз Чарли Брукер нашел способ по-настоящему удивить аудиторию.

«Брандашмыг», названный в честь сказочного существа из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, предлагает пять абсолютно разных сценариев — в зависимости от того, что выберет сам зритель. Главный герой спецвыпуска — программист видеоигр Стефан Батлер (Финн Уайтхед) — создает уникальную игру по мотивам книги трагического писателя Джерома Ф. Дэвиса, которая невольно воскрешает демонов его прошлого, возвращая воспоминания о тираническом отце и покойной матери.

Лох-Генри (6-й сезон, 2-я серия)

Эпизод «Лох-Генри» эксплуатирует ныне актуальный жанр тру-крайма, разворачивая перед зрителями детективную историю, в которой технологии из прошлого играют ключевую роль. В последнем сезоне «Черного зеркала» Брукер откровенно отошел от излюбленной темы антиутопии, представив на зрительский суд сюжет, действие которого разворачивается в современности.

Обошлось тут и без привычной технофобской риторики, напротив: поп-культурный артефакт прошлого — кассеты VHS — становятся важной уликой при поимке опасного преступника.

События «Лох-Генри» разворачиваются вокруг двух студентов-киношников Дэвиса и Пии (Сэмюэл Бленкин и Миха’ла Хэрролд), которые отправляются в богом забытую шотландскую деревушку для съемок документального фильма. По ходу дела герои меняют стратегию и решают сделать историческое исследование о местном маньяке-убийце, который когда-то был пойман отцом Дэвиса, выросшего в этом месте. Со временем сюжет приобретает мрачный поворот, а сам Дэвис узнает много неприятных фактов из собственного прошлого.

Игровой тест (3-й сезон, 2-я серия)

© Кинопоиск

Бесспорно, один из самых жутких эпизодов «Черного зеркала» рассказывает историю американского туриста Купера (Уайатт Расселл), который решает стать тестировщиком экспериментальной видеоигры с дополненной реальностью от японской компании SaitoGemu. То, что поначалу воспринимается как захватывающее приключение и возможность заработать лишних денег, оборачивается кошмаром в реальности. Самообучающаяся программа быстро проникает в подсознание Купера, реализуя его сильные и потаенные страхи.

Режиссером «Игрового теста» выступил создатель «Кловерфилда, 10» Дэн Трахтенберг, который превратил футуристический сценарий Брукера в психоделический хоррор с абсолютно неуловимыми плот-твистами. Напряжение в каждом кадре «Игрового теста» можно кромсать кусками, опустошающий финал серии и вовсе вызывает паническую атаку.

Белое Рождество (2-й сезон, 4-я серия)

Еще один эпизод, который наводит немало жути. «Белое Рождество» — первый в истории сериала праздничный спешал, который вышел аккурат после перехода «Черного зеркала» под крыло Netflix. Как бы в подтверждение этому факту главную роль в «Белом Рождестве» играет не британский, а американский актер Джон Хэмм, сделавший себе карьеру на сериале «Безумцы».

На фоне других эпизодов «Черного зеркала» этот выделяется сложной сюжетной структурой. Брукер придумывает три отдельные истории, связанные темой блокировки людей в социальных сетях и оцифровывания сознания, а затем связывает их вместе с помощью эффектного сюжетного поворота. Получается очень красиво.

Действие «Белого Рождества» стартует в одинокой заснеженной хижине, в которой живут двое мужчин (Джон Хэмм и Рейф Сполл). Вынужденные сожители решают прервать пятилетнее молчание, чтобы откровенно рассказать друг другу о том, как и почему они оказались в заданном месте в заданное время.

Сан-Джуниперо (3-й сезон, 4-я серия)

Отмеченный многочисленными премиями «Сан-Джуниперо» — это ностальгическая зарисовка о виртуальном рае, который позволяет человеческому сознанию жить вечно. Но какой смысл в вечности, проведенной без любви, в кромешном одиночестве? На этот вопрос Брукер отвечает в своей излюбленной манере — саркастически. Помимо всего прочего, «Сан-Джуниперо» — самая романтичная и добрая сказка сценариста, который никогда не был склонен к излишней сентиментальности.

Сюжет разворачивается на калифорнийском пляже в 1987 году. Главные героини — скромная девушка Йорки (Маккензи Дэвис) и оторва Келли (Гугу Эмбата-Ро) — случайно знакомятся в баре и сакраментально сближаются, рассказывая друг другу неожиданные подробности из жизни, которая совсем недавно стала прошлым.

Повесь диджея (4-й сезон, 4-я серия)

© Кинопоиск

Еще один эпизод «Черного зеркала», посвященный любовным отношениям, однако уже не такой сентиментальный. «Повесь диджея» исследует мир свиданий с помощью необычного дейтингового приложения, которое определяет точное время любви, а вместе с тем и длительность отношений. Брукер обращает внимание зрителей на то, как часто люди позволяют социуму, а иногда и технологиям диктовать им чувства. Без опоры на собственное «я» влюбленные едва ли могут прийти к здоровому союзу.

Главные герои — Фрэнк (Джо Коул) и Эми (Джорджина Кэмпбелл) — встречаются за столиком в ресторане благодаря системе, которая определила, что вместе им суждено быть всего несколько часов. Несмотря на явную взаимную симпатию, двое расходятся, чтобы потратить свою жизнь на других людей. Всё меняется, когда система снова сводит Фрэнка и Эми в том же ресторане.

История всей твоей жизни (1-й сезон, 3-я серия)

«История всей твоей жизни» — непростой в эмоциональном плане эпизод, который способен нанести особенно чувствительному зрителю травму. В центре сюжета — супружеская пара Лиам (Тоби Кеббелл) и Фиона (Джоди Уиттакер). Они отправляются на ужин к старым друзьям. В ходе беседы Лиам замечает странное тепло, промелькнувшее между Фионой и их общим приятелем Джонасом. Благодаря встроенному чипу, который записывает и сохраняет абсолютно все воспоминания, Лиам узнает неприятную правду о своем, казалось бы, счастливом браке.

Едва ли этот эпизод «Черного зеркала» пытается преподать моральный урок, напротив — Брукер ярко демонстрирует, какими хрупкими могут быть человеческие отношения, особенно когда дело касается семейной жизни. Иногда вздохи, прикосновения и полувзгляды говорят об истинных отношениях громче самых ярких и важных слов. Любовь — это сплав полутонов, каждый из которых считывается интуитивно.

15 миллионов заслуг (1-й сезон, 2-я серия)

© Кинопоиск

«15 миллионов заслуг» продемонстрировал актерский талант Дэниэла Калуи задолго до комедийного хоррора «Прочь» Джордана Пила. В этой классической для творчества Брукера антиутопии общество оказалось в осознанном рабстве у многочисленных телевизионных шоу, главным из которых является «Америка ищет таланты».

Центральный персонаж — Бингем Мэдсен (Калуя) — бесконечно крутит педали на велотренажере, чтобы заработать криптовалюту на просмотр и, возможно, последующее участие в одной из передач. Жизнь Бингема поворачивается на 180 градусов, когда он встречает девушку с удивительно красивым голосом. Теперь он хочет, чтобы звездой экрана стала именно она. Увы, благородная мечта героя рассыпается под натиском суровой реальности.

В «15 миллионах заслуг» Брукер не только раскрывает темную сторону славы, но и проникает за кулисы телешоу, большая часть которых строится на порнографической эксплуатации личности и таланта. При таком раскладе понятное человеческое стремление заслужить одобрение превращается в настоящую психологическую зависимость — без права на свободу и счастье.

Маньяки, детские травмы и реальные истории: 10 сериалов, которые стоит посмотреть после «Трассы»