«Дети перемен». Почему очередной сериал про 90-е вышел не слишком удачным?

На Start и Wink вышли первые четыре серии новой криминальной драмы «Дети перемен», рассказывающей о жизни трех братьев – бандита, художника и школьника — в декорациях 90-х, от режиссеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой. У зрителя будет большой соблазн сравнить сериал сразу с двумя другими недавними знаковыми проектами о непростых временах для нашей страны — «Слово пацана» и «Лихие». Из первого проекта в «Дети перемен» перекочевали сразу три актера — Слава Копейкин, Лев Зулькарнаев и Андрей Максимов. Из второго — к новому сериалу о 90-х присоединился актер Артём Быстров. Хотя все три проекта рассказывают о разрухе и бандитизме, которые царили во время становления новой России, все-таки эти картины разные, и у «Детей перемен» свои настроение и атмосфера.

«Дети перемен». Почему очередной сериал про 90-е вышел не слишком удачным?
© НМГ Студия, Рамблер

В центре внимания — три сына водительницы троллейбуса Флоры (Виктория Исакова) от трех разных мужей. Старший, Петя (Слава Копейкин), давно работает мальчиком на побегушках у местного криминального авторитета Михалыча (Тимофей Трибунцев). При этом он успевает заниматься вокалом и, кажется, просто мечтает о сытом быте, дорожкой к которому ему и видится путь криминала. Второй сын, Юра (Макар Хлебников), — художник, рисующий киноафиши, человек тонкой душевной организации, который, впрочем, мечтает хлебнуть «реальной жизни» для творческого толчка, а потому всё время просит друга, молодого сотрудника милиции Виктора, взять его на задание. Однажды они становятся свидетелями расправы над жертвами Михалыча, которое осуществили Петя и его сообщники. Наконец, третий сын, Руслан (Хетаг Хинчагов), прогуливает школу ради освоения азов предпринимательства. Парень впаривает китайское барахло вдвое дороже. Он ужасно не любит, когда братья ругаются и расстраивают мать.

© НМГ Студия

Центральная драма семьи о трех разных братьях, которых воспитывает женщина с именем Флора (именно так звали греческую богиню весны и цветов), — это, конечно же, попытка превратить расхожие криминальные сюжеты в эдакую античную трагедию. Подход довольно неожиданный и свежий, но как будто не доведенный до конца. В первых двух сериях ничего особенного не происходит. Но наконец в третьей сюжет начинает развиваться и обещает трансформацию истории распада семьи, запятнанной кровью, в историю краха всей страны. Россия, само собой, поражена всеми нужными болячками: всё условно западное не принимается старым поколением, выросшим в СССР, и сжигается в праведном огне как чужеродное. Спекулянты обманывают людей, впаривая им дешевый контрафакт под видом импортозамещения. Где-то фоном идет эхо Первой чеченской войны.

Если режиссер Юрий Быков в «Лихих» проводил мостики из 90-х в современность, а режиссер Жора Крыжовников в «Слове пацана» рассказывал о том, что к ним привело, то авторы нового сериала «Дети перемен», Любовь Львова и Сергей Тарамаев («Фишер»), используют 90-е как метафору российской действительности во все времена. Но, к сожалению, дальше дело не идет. Параллели с современностью намечены пунктиром, но для авторов как будто важнее сделать антологию расхожих сюжетов об эпохе (стрип-клубы, коммерсы, стрельба прямо посредь бела дня), превратив их в новый фольклор. Все эти типажи — братки в кожаных куртках, пацаны в кепках с паленой электроникой под мышкой, главари ОПГ в пиджаках и хмурые люди в автобусе — разбавляются отсылками то к Балабанову, то к Копполе (сцены в стрип-клубе — это практически «Клуб „Коттон“»). Но складного произведения не получается.

В итоге подводят и актеры: Слава Копейкин, ставший новой иконой молодого российского кино, воспроизводит образ героя Турбо из «Слова пацана». Тимофей Трибунцев в роли жестокого пахана карикатурно сипит голосом (примерно так же «шокал» Иван Янковский в сериале «Фишер»). Виктория Исакова наигранно изображает доброжелательность, пытаясь поднять настроение своим уставшим пассажирам шутками про сто грамм. Хетаг Хинчагов в роли младшего сына не совсем понимает, что ему играть, кроме святой наивности. Макар Хлебников изображает романтика без искры и без задоринки. Андрей Максимов (сыграл роль маньяка в «Фишере» и роль главаря группировки по кличке Желтый в «Слове пацана») снова предстает в образе конченного подонка с выражением лица, которое просит китайского утюга. Единственные, кто тут действительно что-то играет, — это Александр Яценко в комично-трагической роли артиста, вынужденного разыгрывать «Дядю Ваню» перед бандитами, и Софья Лебедева в слегка неожиданном амплуа мрачноватой, декадентской владелицы стрип-клуба, которая постиронично носит имя Саша Лебедь.

© НМГ Студия

Любителей визуала может привлечь симпатичная режиссура — всё такое красивое, местами неоновое, похожее на фильм «Бык» Бориса Акопова. Местами гиперреалистичное, как в «Слове пацана», хотя сериалу не хватает фактуры 90-х. При желании можно было бы всё это разыграть и в наше время, с некоторыми оговорками (трудно представить себе, например, чтобы в то время были рестораны с таким хипстерским дизайном из 2010-х, как тот, что фигурирует в первой серии). Возможно, это и было концептуальной задумкой Львовой и Тарамаева, вплоть до отказа от набивших оскомину музыкальных хитов того времени и использования в некоторых фрагментах каверов в современных аранжировках. Но цельной картины нет — по крайней мере, пока что. А дальше смотреть не очень-то и хочется — слишком уж много «лихачества».

На пороге перемен: каким получился сериал «Лихие»