Истина где-то рядом: 10 лучших эпизодов сериала «Секретные материалы»
«Секретные материалы» — одно из самых известных и авторитетных шоу о сверхъестественном, выходившее на рубеже XX века. Наряду с «Твин Пиксом» Дэвида Линча «Секретные материалы» совершили настоящую поп-культурную революцию, во многом предопределив популярность сериального формата на долгие годы вперед. Детище Криса Картера живет и сегодня: в виде книг, комиксов, спин-оффов, полнометражных фильмов и даже видеоигр. Сами «Секретные материалы», вопреки технологическому процессу, состарились достойно — за расследованиями Фокса Малдера и Даны Скалли хочется следить до сих пор. Специально для тех, кто мечтает вновь прикоснуться к вечному, «Рамблер» собрал 10 лучших эпизодов сериала.
Лед (1-й сезон, 8-я серия)
В первых сезонах «Секретных материалов» Малдер (Дэвид Духовны) и Скалли (Джиллиан Андерсон) только знакомятся друг с другом: он — прирожденный интроверт и воинствующий фанатик, она — решительная интеллектуалка и непробиваемый скептик. В восьмом эпизоде под названием «Лед» лед в отношениях главных героев символично тронулся. Действие разворачивается в закрытой лаборатории, расположенной на севере Аляски, куда Малдер и Скалли прибывают в компании еще трех ученых. Цель визита — расследование загадочной гибели бригады геофизиков, пострадавших от паразитической формы жизни. Как можно догадаться по синопсису, «Лед» вдохновлен культовым хоррором «Нечто» Джона Карпентера, который, в свою очередь, был основан на научно-фантастической повести Джона Вуда Кэмпбелла — младшего «Кто идет?». Атмосфера фильма в эпизоде хорошо угадывается, поскольку на съемочной площадке был задействован художник-постановщик «Нечто» Грэм Мюррей — именно он спроектировал комплекс, в котором происходят основные события.
Последний отдых Клайда Брукмана (3-й сезон, 4-я серия)
«Последний отдых Клайда Брукмана» — редкий эпизод «Секретных материалов», который единодушно любят критики и зрители. В свое время именно эта серия задала золотой стандарт для всех последующих историй Криса Картера. Главный герой — стареющий экстрасенс Клайд Брукман — обладает невероятной способностью: он может с точностью до дня определить, когда умрет тот или иной человек. Параллельно в небольшом городке в Миннесоте происходит серия убийств прорицателей — фейковых и настоящих, — и только Брукман способен понять, кто станет следующей жертвой. В этом эпизоде много не только мистики, но и мрачной сатиры, поскольку Брукман — единственный экстрасенс на планете, с которым никто никогда не хочет иметь дела. Эпизод выиграл первую в истории сериала премию «Эмми» — за лучший сценарий (Дэрин Морган) и гостевую роль (Питер Бойл).
«Из открытого космоса» Джо Чанга (3-й сезон, 20-я серия)
«„Из открытого космоса“ Джо Чанга» — классический эпизод «Секретных материалов», собравший целый ряд научно-фантастических тропов. Самый ближайший референс — «Сумеречная зона». События разворачиваются вокруг двух влюбленных подростков, Гарольда и Кисси, которых похищают инопланетяне. Проблема в том, что в их рассказ о зеленых человечках никто не верит, полиция и вовсе пытается повесить на Гарольда изнасилование Кисси. Всё меняется, когда в дело вмешиваются Малдер, Скалли и Джо Чанг — автор книги о похищениях людей пришельцами, который жаждет нового материала. «„Из открытого космоса“ Джо Чанга» — эпизод не только пародийный, но и юмористический, подчеркивающий чудаковатую природу Малдера и абсурдность рассказов о встрече с НЛО.
Дом (4-й сезон, 2-я серия)
«Дом» — самый шокирующий и тревожный эпизод в истории сериала. Невероятно, но факт: его повторный показ был официально запрещен на телеканале Fox из-за чрезмерного графического насилия. Большинству зрителей так и не удалось «поймать» «Дом» в эфире по ТВ, однако после выхода «Секретных материалов» на цифровых носителях серия стала по-настоящему популярной. «Дом» — редкий эпизод «Секретных материалов», в котором главными злодеями оказываются не инопланетяне, а обычные люди, живущие среди нас. По сюжету Малдер и Скалли приезжают в небольшой городок Хоум, штат Пенсильвания, для расследования гибели младенца с большим количеством генетических отклонений. Шериф рассказывает агентам о небольшом доме на отшибе города, где проживает семейство Пикок, которое со времен Гражданской войны поддерживает свое существование за счет кровосмешения. Малдер и Скалли подозревают, что в этом доме может насильно удерживаться женщина, которая подарила жизнь покойному ребенку.
Ничтожество (4-й сезон, 20-я серия)
«Ничтожество» определенно привлечет внимание поклонников сериала «Во все тяжкие»: сценаристом эпизода выступил сам Винс Гиллиган. Назвать «Ничтожество» страшным не поднимается рука, это забавная, очень легковесная серия о превратностях супружеских отношений и материнства. Малдер и Скалли пытаются разобраться в «буме» инопланетных младенцев, зафиксированном в роддоме небольшого американского городка. Все дети как один появляются на свет с отростком в виде маленького хвоста. Мужья подозревают несчастных жен в неверности, а те, в свою очередь, закидывают камнями врача-гинеколога. На деле же виновником произошедшего хаоса оказывается скромный уборщик Эдди Ван Бландт (Дэрил Морган), способный примерять облик любого человека, даже Люка Скайуокера!
Бумажные сердечки (4-й сезон, 10-я серия)
«Бумажные сердечки» — еще один эпизод за авторством Винса Гиллигана, который полностью посвящен Фоксу Малдеру, а точнее — его главному детскому кошмару: похищению сестры инопланетянами. Впервые в истории сериала Малдер начинает сомневаться в своей вере в НЛО: а была ли истина и правда где-то рядом? Его одержимость оборачивается бредовой фантазией, а мрачная реальность оказывается больнее и, как это часто бывает, гораздо ужаснее. По сюжету агенты ФБР выясняют, что пойманный Малдером маньяк-педофил Джон Ли Рош (Том Нунен) убил гораздо больше детей, чем предполагалось ранее. В ходе приватной беседы с Малдером преступник недвусмысленно намекает, что именно он когда-то похитил и убил его сестру.
Помни о смерти (4-й сезон, 14-я серия)
Невероятно важный для сквозного сюжета «Секретных материалов» эпизод под названием «Помни о смерти» в свое время принес Джиллиан Андерсон первую премию «Эмми» за лучшую женскую роль. Главный герой — агент Малдер — в одиночку расследует похищение Скалли после того, как у нее был диагностирован рак. По мере развития событий Малдер натыкается на сообщество бесплодных женщин, которые также стали жертвами похищения. Улики приводят агента в тайный медицинский центр, специализирующийся на создании клонов, где по иронии судьбы хранится оплодотворенная яйцеклетка Скалли. По всей видимости, она против собственной воли стала матерью одного из них. Несмотря на то что основной сюжет «Помни о смерти» разворачивается вокруг Малдера, именно Скалли становится его мощным эмоциональным ядром. Невероятно сложная и одновременно неловкая беседа, в ходе которой Скалли впервые рассказывает Малдеру о своем диагнозе, — самая душераздирающая сцена в шоу.
Постмодернистский Прометей (5-й сезон, 5-я серия)
«Постмодернистский Прометей» — концептуальный эпизод, призванный почтить память классической хоррор-вселенной Universal, в частности — Франкенштейна. «Прометей» разворачивается в параллельной реальности «Секретных материалов» и к основной сюжетной ветке сериала отношения не имеет — хотя некоторые фанаты могут с этим поспорить. Скалли и Малдер вновь оказываются в провинциальном американском городке, где неизвестный монстр нападает на женщину, после чего та оказывается беременна. Познакомившись чуть ближе с местными жителями, агенты понимают, что чудовище — отнюдь не самый страшный злодей в этой истории. «Постмодернистский Прометей» — первый и единственный черно-белый эпизод в истории «Секретных материалов», для любителей пары Скалли и Малдера в финале припасена романтическая танцевальная сцена.
Дурная кровь (5-й сезон, 12-я серия)
Один из лучших (и самых смешных!) эпизодов пятого сезона «Секретных материалов» — «Дурная кровь» — также был написан Винсом Гиллиганом. Впервые в истории сериала повествование разделено между двумя рассказчиками — Малдером и Скалли. У каждого агента своя интерпретация событий, произошедших после встречи с, предположительно, 16-летним вампиром, клыки которого при ближайшем рассмотрении оказались муляжом. «Дурная кровь» идеально отражает все характерные черты основных персонажей: упрямую веру Малдера во всё сверхъестественное и зубодробительный скептицизм Скалли. Каждый из агентов раскрывается в новом, юмористическом ключе, а Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон впервые примеряют на себя комедийные роли.
Треугольник (6-й сезон, 3-я серия)
Эпизод «Треугольник» — поворотный в рамках концепции «Секретных материалов». Авторы шоу пошли на огромный риск, выйдя за рамки привычных научно-фантастических стандартов. «Треугольник» — это история о путешествии во времени. По сюжету Малдер отправляется на поиски затерянного корабля в Бермудском треугольнике и в итоге случайно оказывается в 1939 году. Сценарист и режиссер эпизода Крис Картер смонтировал каждую сцену «Треугольника» так, чтобы у зрителя создавалось впечатление, что вся серия снята одним планом. Еще одна особенность «Треугольника»: всех персонажей в предположительном прошлом играют актеры, хорошо знакомые по настоящей эпохе Малдера. Таким образом Картер играет с фанатами в зловещую игру, вынуждая их то и дело сомневаться в том, насколько реальным было это путешествие. Возможно, весь «Треугольник» — это одна большая галлюцинация Фокса?