Юрий Стоянов: «Я ни разу не попадался на уловки мошенников»
В онлайн-кинотеатре Окко вышел сериал «Мамонты». В основе сюжета история пенсионера Николая Николаевича, который продает квартиру за городом, чтобы купить жилье рядом со своей дочкой в Новой Москве. Наивный дедушка попадается на крючок телефонных мошенников и переводит им все вырученные от сделки деньги. Тогда Николай Николаевич решает отыскать злоумышленников, и вернуть украденное. Вместе с 15-летней внучкой он осваивает интернет, и погружается в мир киберпреступности. Главную роль в проекте исполнил актер Юрий Стоянов. В интервью «Рамблеру» он рассказал, как вычисляет телефонных мошенников, выбирает роли в кино, и кому обязан перезагрузке в своей карьере.
— Расскажите о вашем новом проекте — сериале «Мамонты». Кто целевая аудитория этого проекта и почему вы решили сняться в этом сериале?
— Впервые после телепередачи «Городок» вышел проект, который будет интересен всем. Знаете ли вы хотя бы одного человека, который бы не становился объектом интереса телефонных мошенников? Таких людей в нашей огромной стране просто нет. К сожалению, обманывают чаще всего самую незащищенную часть общества: пенсионеров. Отнимают последние деньги, не дай бог, гробовые. Я не мог не сняться в «Мамонтах». Этот проект поднимает важную тему, пусть и в юмористическом жанре. Важно, чтобы как можно больше людей знали, какие методы используют мошенники, чтобы не попасться на их уловки.
Но меня заинтересовала не только тема этого проекта, сам сценарий был блестяще написан. В сценарии нет ни убийств, ни погони, а я читал его как настоящий детектив. Постоянно откладывал чтение нового эпизода на потом. Это как с хорошей книгой: смакуешь её и понимаешь, что мог бы взахлёб прочитать за раз, но решаешь отложить чтение следующей главы на завтра, чтобы продлить удовольствие. Я как будто сам был зрителем, пока читал этот сценарий. Мне было ужасно интересно.
— Какие параллели есть между вашим жизненным опытом и историей, рассказанной в «Мамонтах»? Попадались ли вы в лапы мошенников?
Кадр из сериала «Мамонты» (2024)
— Только сегодня мне звонили через Telegram якобы из мэрии. Абонент шокал и хекал, представился чьим-то заместителем, а потом сам бросил трубку. Видимо, понял, что не на того напал.
Я ни разу не попадался на уловки мошенников. Как артист, я умею не просто слушать, но и слышать людей. Чувствую фальшь, игру. Легко распознаю расписанные ролевые модели диалогов, которые используют мошенники. Всё это на киношном языке называется продакшном. За всеми этими звонками стоят большие учреждения с крупными колл-центрами, куда сотрудники ходят как на работу. У них есть своя система оплаты, премиальные. Мошенничество — это чётко отрегулированный механизм, который, по моему мнению, является угрозой национальной безопасности.
Сегодня, с развитием искусственного интеллекта, мошенникам хватает нескольких минут диалога, чтобы воссоздать любой голос. Если раньше звонили с неизвестного номера и говорили что-то вроде «Ваш сын находится в отделении милиции, можем решить вопрос мирно…», то теперь мошенники могут позвонить матери и воссоздать голос её сына, который звонит якобы из полицейского участка. На самом деле это очень страшно.
Мошенники, помимо финансового ущерба, наносят и моральный вред. Они порождают тотальное недоверие людей друг к другу. Если меня спросят, как не попасться на уловки мошенников, я посоветую не отвечать на звонки с неизвестных номеров. Но ведь это ужасный совет! Это обрубает огромное количество потенциально интересных знакомств и предложений.
— Ваш персонаж Николай Николаевич в 65 лет становится продвинутым киберпользователем. А вы умело обращаетесь с интернетом? В каких социальных сетях или платформах любите проводить свободное время?
— Переход на цифровые технологии в кино пришёлся на вторую половину существования «Городка», и нам приходилось становиться на эти рельсы. Как режиссёр программы, я был вынужден переучиваться, благодаря чему и «подружился» с интернетом. Поэтому я легко с ним справляюсь и могу зайти на любой сайт.
Социальные сети я не очень жалую и блогером себя назвать не могу. Но у меня есть аккаунт в Instagram (принадлежит Meta, организация признана экстремистской и запрещена в РФ — прим. ред. «Рамблер»), который я редко, но веду. Стараюсь делиться самыми важными событиями, среди которых, например, может быть премьера сериала или выход моей книги «Игра в городки» и её аудиоверсии в книжном сервисе «Строки». Иногда делюсь с подписчиками тем, что мне самому понравилось. Недавно выложил фотографию потрясающей картины, которую мне подарили. На ней изображены Илюша [Илья Олейников — прим. ред. «Рамблер»] — в образе Пьеро и я — в образе Чаплина.
— В последнее время вы переживаете второй пик карьеры. В онлайн-кинотеатрах то и дело выходят сериалы с вашим участием. Связываете ли вы новую волну популярности с ростом российских стримингов?
Кадр из сериала «Мамонты» (2024)
— Я бы сказал, что благодаря стриминговым сервисам случился мой reload — настоящая перезагрузка. Я помню, как несколько лет назад на одном из российских кинофестивалей появился баннер сериала «Шторм». На нём было крупным планом лицо Александра Робака и надпись «Смотрите на такой-то платформе». И большинство артистов спрашивали друг друга: «Что за платформа такая? Что это такое вообще? Это альтернатива телевидению или какой-то вторичный продукт?» Было непонятно, стоит ли в этом участвовать. Ещё в начале 2020-х годов кинопрокатчики предлагали актёрам роли в онлайн-проектах и успокаивали: мол, потом это выйдет на таком-то канале.
Но уже тогда онлайн-кинотеатры боролись за качественный контент и не жалели на это денег. У онлайн-площадок в отличие от телевидения было больше жанров и форматов. На телеэкране всё было чётко поделено. Было приблизительно понятно, про что будет сериал, какого он будет качества и формата в зависимости от телеканала. То есть такие проекты выходят на НТВ, а вот такие — на Первом канале. Онлайн-кинотеатры же стали территорией творческой свободы и неформальности. Благодаря стриминговым сервисам стало востребовано огромное количество актёров.
Но, к сожалению, в основном только московских.
Но ведь в других городах России тоже есть потрясающие артисты! Питерские актёры — вы не представляете, что это за люди! Готовы приехать за свой счёт, жить у друзей, чтобы авторам кино не приходилось тратиться на билеты и проживание. Они готовы идти на заведомо пониженную ставку. Один хороший питерский артист (не буду называть имени) — заслуженный актёр, его лицо знают все, а снимается по ставке мальчика, только принятого, например, в МХТ им А.П. Чехова 30 тыс. рублей за съёмочный день, которых максимум два-три в месяц может быть. Это несправедливо!
— Как вы предлагаете бороться с такой несправедливостью?
— Я бы предложил Министерству культуры создать квоты. В Голливуде, например, обязывают снимать определённое количество людей разных сексуальных ориентаций и цвета кожи. А почему бы нам не квотировать места для актёров из провинции? Чтобы фильм получил дотацию, в нем должно быть забронировано несколько ролей для региональных артистов.
— В каких проектах вам больше нравится работать — в стриминговых или телевизионных?
Кадр из сериала «Мамонты» (2024)
— Для меня в первую очередь важен сам материал. К сожалению, фильмы и сериалы на метровых каналах не всегда соответствуют тому уровню, который предлагают стриминги. Но телеканалы стали чаще работать с онлайн-кинотеатрами, выпускают совместные проекты. Зритель уже знает, что сериал сперва будет доступен на таком-то сервисе, а потом его покажут по «ящику». Совместные проекты получаются очень интересными!
— Вы стали часто появляться в сериальных проектах. А ждать ли зрителю вашего участия в полном метре?
— Полный метр у меня пошёл совсем недавно. А до этого, честно говоря, как-то не особо предлагали. Может, боялись моей рожи размером с фуру, на экране, которая будет напоминать обо всех ранее сыгранных ролях, а может, боялись не оправдать ожидания зрителя. Допустим, пригласят меня на драматическую роль, а зритель будет ждать смешного персонажа. Но я считаю, это глупая отговорка. Я разножанровый артист, могу в комедии сняться, а могу и в серьёзном кино.
Сейчас я снимаюсь в трёх картинах. О двух пока не могу ничего говорить, а третий фильм называется «Добрый доктор». Это очень хорошая история, автор её сценария — Илья Куликов, написавший и снявший «Полицейского с Рублёвки». Это довольно драматичный и грустный, но в то же время смешной фильм. В Советском Союзе такие картины было принято называть лирической комедией. Кстати, знаете, как определить, что фильм подходит под это определение? При просмотре обычной комедии ты смеёшься глоткой, а от лирической — у тебя улыбается душа.
— Раз уж мы заговорили про вашу перезагрузку в кино, скажите, вам нравится ваша популярность?
Кадр из сериала «Мамонты» (2024)
— Я не поп-звезда, мою жизнь никогда не сопровождало идолопоклонничество, подъезд моего дома не был исписан признаниями в любви. Мы с Ильёй Олейниковым для людей всегда были как домовые, как члены семьи. Это известность соседско-дружеского толка. Я бы назвал это любовью зрителей. А она — сильнее любой популярности.
— Многие молодые артисты, которым приходилось работать с вами на съёмочной площадке, рассказывают, что вы для них выступали в роли наставника, могли поделиться своим опытом. А что вы извлекаете из работы с молодёжью?
— Оговорюсь, что это совсем ненавязчивое наставничество! Мне нравится работать с молодёжью. Интересно работать с тем, кому интересно работать со мной. Я партнёрский человек и привык хвататься за своих коллег на съёмочной площадке как за спасательный круг. Я не буду гарцевать на фоне неудачного дубля моего коллеги — профессиональное воспитание не позволит. Чем лучше сыграет партнёр, тем лучше сыграю я.
Одна из главных проблем молодых специалистов — нежелание перенять опыт коллег, которые давно работают в кино. Бывает, что у молодого артиста таланта 2 грамма, а гонора 98 граммов. Таким неинтересно учиться новому. Но мне посчастливилось работать с молодыми людьми, которым интересно профессионально развиваться и получать новый опыт.