Почему стоит смотреть добрый сериал с Юрием Стояновым «Мамонты»
В Okko стартовал новый сериал, который смешивает драму, комедию и темы, актуальные прямо сейчас. «Мамонты» сразу привлекают внимание участием Юрия Стоянова, Елизаветы Ищенко и Марьяны Спивак, а также проблемой телефонного мошенничества, с которой наверняка, по крайней мере опосредованно, сталкивался каждый. «Рамблер» рассказывает об одной из самых громких отечественных сериальных новинок декабря.
Пенсионер Николай Николаевич (Юрий Стоянов) живет в деревне Долгоруково и максимально далек от всех современных технологий. Зато он знает десятки цитат из советских фильмов и, кажется, никогда не злится и не унывает. Деловая дочь Николая Николаевича Юля (Марьяна Спивак) решает перевести его к себе поближе в Новую Москву. Он устала от того, что престарелый отец случайно может перевести свой кнопочный телефон в беззвучный режим и пропустить 60 звонков.
Квартиру Николая Николаевича продают, сам он временно перебирается в к дочери и внучке Полине (Елизавета Ищенко) — до покупки нового жилья. Пенсионер тут же сталкивается со множеством реалий нового мира, к которым не был готов: заказы через интернет, робот-пылесос, а как взять трубку на сенсорном телефоне — вообще непонятно. Но гораздо больше он страдает от грубости окружающих: соседи не привыкли здороваться, внучка не отрывается от смартфона, дочь всё время занята работой, таксист обманывает.
Основной сюжет начинается со звонка из банка: вежливый сотрудник говорит Николаю Николаевичу, что его деньги пытаются украсть и их нужно срочно перевести на безопасный счет. На проводе, конечно же, был мошенник. Доверчивый пенсионер лишился всех своих сбережений. Полиция ничем не может помочь — даром что там работает бывший муж Юли и отец Полины (Лев Малишава). Тогда пожилой герой решает сам научиться пользоваться интернетом и выследить злодея. Помогут ему внучка и случайно попавшийся компьютерный мастер Виталик (Егор Павлычев).
Совершенно очевидно, откуда и зачем появились «Мамонты». Тем более что годом раньше на Okko уже выходил «Мастодонт» — тоже комедия про пожилого мужчину, который переезжает в Москву из провинции, пытается наладить отношения с дочерью и сталкивается с неизвестным и пугающим прогрессом. Разве что там играл другой любимец зрителей — Фёдор Добронравов. Тема разрыва между поколениями, который, в частности, выражается в неумении пользоваться интернетом и прочими современными гаджетами, в последние годы актуальна как никогда. Нужно показать, что в нынешней России технологии развиваются и к ним нужно привыкать.
«Мамонты» же захватывают более тревожную проблему — телефонное мошенничество и кибербезопасность. Ведь именно пожилые люди чаще всего становятся жертвами телефонных мошенников. К старту «Мамонтов» Okko запускает еще и документальный фильм про кибермошенников «На крючке».
Но, к счастью, сама комедия со Стояновым не превращается в банальную агитацию и инструкцию по безопасности — эта тема идет скорее фоном, иногда даже почти исчезая с радаров. Хотя тут мелькают корыстные работники настоящего банка, а главный герой уже сам спасет очередную пенсионерку от «развода».
В центре сюжета конфликт поколений. Кажется, авторы сериала поставили перед собой грандиозную задачу: примирить всех экранных героев, а с ними и зрителей разных возрастов. Увы, до конца дело им довести не удается — история слишком часто уходит в клише, а персонажи превращаются в ходячие стереотипы. Это не портит сюжет, но делает его слегка наивным.
После «Вампиров средней полосы» Юрий Стоянов, кажется, окончательно застрял в образе пенсионера, который говорит афоризмами и с трудом пытается понять молодежь. В «Трепачах» его сделали комиком, в «Артисте с большой дороги» — вором. Но, по сути, эти герои всегда сопровождают своих или чужих внуков и узнают что-то о новом времени. В «Мамонте» отсылки к знаменитому деду Славе наиболее сильны, разве что Николай Николаевич намного добрее, а пословицы сменили на цитаты из фильмов Гайдая и советские песни.
Тут даже трудно сказать, это продюсеры теперь видят в актере исключительно такой типаж или же сам Стоянов удобно устроился в привычной роли, — он будто даже снимается в одной и той же одежде. Но знаменитого комика трудно за это судить: очень уж ему идут такие роли и слишком он похож на сказочную версию настоящих пенсионеров. Авторы сериала перегибают с наивностью — трудно поверить советского человека, который незнаком с обманами со стороны таксистов и продавцов. Но зато он беззлобный и готовый выслушать каждого и дать простой совет — этакая пожилая версия Теда Лассо.
Расстраивает скорее тот факт, что его окружают такие же стереотипные герои. Марьяна Спивак с вечно решительным выражением лица — деловая мать-одиночка, которая никогда не расслабляется и потому злится на весь мир. Елизавета Ищенко — карикатурный подросток, грубый (от недостатка любви и из-за развода родителей, конечно), протестующий и не обращающий внимания ни на что, кроме своего смартфона.
На этом фоне выделяются лишь бывший муж Юли и компьютерный мастер, который оказывается хакером. Хоть по сюжету им дают самые клишированные действия, у персонажей хотя бы живые характеры: с сомнениями, нерешительностью, а иногда и вполне здоровой агрессией. Но ругаться на «Мамонтов» получается лишь постфактум — после просмотра. Ведь сериал справляется с главной задачей истории про поколения: дает разным людям взглянуть на жизнь тех, кого они не понимают и вряд ли поймут.
Николай Николаевич отлично осознает, что может быть обузой для близких, и искренне хочет стать самостоятельным, а заодно и помочь другим. Все его проблемы и нелепости не со зла, просто очень уж трудно в таком возрасте учиться новому. Юля действительно устала и разрывается между работой и домом, а бывшая свекровь (единственный чисто отрицательный персонаж в семье) не забывает лишний раз обвинить ее во всех бедах. Как наладить общий язык с внучкой, не понимает никто. Да и сама Полина потеряна — ее агрессия происходит от неуверенности и страха перед миром, который сразу приучает к холодности.
При этом главное, о чем не забывают создатели, — показывают, что Николаю Николаевичу (читай: любому представителю старшего поколения) всё равно придется привыкнуть к законам нового мира. Рано или поздно пенсионер поймет, что смартфоны, ноутбуки и прочие девайсы — не излишества от лукавого, а неотъемлемая часть жизни.
Единственное, в чем можно всерьез обвинить «Мамонтов», — в проблеме баланса между основной и второстепенными линиями. Беда в том, что сюжет про поиски мошенника сам по себе очень уж слабый. Авторы то шутят над стереотипами историй про хакеров, говоря, что «вычислить по IP» — миф для школьников, то сами же склоняются к подобным клише. А когда про эту линию забывают, сериал теряет целостность и превращается в комедийную мелодраму про семью.
Зато «Мамонты» будто бы дают каждому из героев немного тепла и понимания — пусть чаще всего к этому подводят неуклюже. Конечно же, уже после пары-тройки эпизодов будет понятно, чем всё закончится для каждого из героев. Но заслуживает внимания даже сам путь: переживания пенсионера, одинокого мужчины, деловой женщины и даже нерешительного ботаника. Если сериал пытается сделать зрителей чуть добрее — это всегда хорошо.