Дружба, голод и бандитизм: как показывают 1990-е в отечественных сериалах

Одни из главных отечественных новинок конца года — криминальные драмы про 1990-е «Лихие» и «Дети перемен». Как можно описать последнее десятилетие XX века в России? Пустые прилавки магазинов, продуктовые карточки и фарцовщики. Бандитские разборки, малиновые пиджаки и черные иномарки. Для одних 1990-е стали самым тяжелым временем в жизни, для других — расплывчатым детским воспоминанием. «Рамблер» рассказывает, как переломная эпоха показана в отечественных сериалах.

Дружба, голод и бандитизм: как показывают 1990-е в отечественных сериалах
© НМГ Студия, Аватар Фильм, Профит, Okko, Среда, Гуд Стори Медиа, Рамблер

Одним из самых популярных телевизионных проектов на постсоветском пространстве стали «Улицы разбитых фонарей». Культовый сериал о петербургских оперативниках вышел на экраны в 1997 году. Главные герои — не идеализированные милиционеры а-ля Глеб Жеглов из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979 год), а простые люди: ездят на работу на трамвае и носят серые пуховики. Нуарную атмосферу Петербурга оттеняет изрядная доля юмора: за комедийную составляющую отвечают в основном Дукалис и Казанова. Сериал дает возможность увидеть Питер 1990-х без прикрас: обшарпанные парадные, тесные пивные и мрачные дворы-колодцы.

© Аватар Фильм

Сергей Безруков в сериале «Бригада»

В начале 2000-х произошли первые попытки переосмысления бандитской эпохи. Знаковым проектом стал сериал режиссера Алексея Сидорова «Бригада». В центре сюжета — четверо друзей, волей случая ступивших на тропу криминала. Несмотря на то что сериал рассказывает о потерянном поколении и становлении российской олигархии, на первый план выходят темы любви, дружбы и верности. История восхождения Саши Белого и его бригады начинается с мелкого рэкета, а заканчивается выборами в Госдуму — за 15 серий пролетает без малого 11 лет. Сериал стал культурным феноменом на российском телевидении: у каждого в классе был свой Космос или Пчела, а мелодия из заставки «Бригады» стала самым популярным рингтоном. Мелодраматическая сага Алексея Сидорова — настоящий экскурс в лихие 90-е: в сериале упоминаются августовский путч, Первая чеченская война и убийство телеведущего Владислава Листьева.

© Профит

Павел Прилучный в сериале «Желтый глаз тигра»

В центре «Желтого глаза тигра» тоже квартет друзей: в конце 1980-х ребята размышляют о будущем и мечтают разбогатеть на добыче янтаря. Пути героев расходятся, но спустя годы друзья встречаются вновь. Правда, теперь бывшие одноклассники находятся по разные стороны баррикад: сотруднику ФСБ Сергею Звягинцеву предстоит разоблачить преступную сеть, ответственную за «янтарный беспредел». Криминальная драма сразу привлекла внимание зрителей: в сериале сочетаются детективный сюжет, эффектные сцены бандитских разборок и личная драма героев. Кроме того, «Желтый глаз тигра» обращается к интересной теме добычи янтаря и рассказывает о трудностях, с которыми в 90-е сталкивался бизнес.

Несмотря на большое количество сериалов о криминальной жизни, существует и другой взгляд на последнее десятилетие XX века. Отличным примером стал сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» — история распада семьи на фоне развала целой страны. Главный герои драмеди — простой парень Санька Рябинин, который в начале 1990-х знакомится с соседской девочкой Женей и попадает в водоворот событий, которые полностью меняют его жизнь. Слоган сериала «Тем, кто вырос в 90-е» настраивает на ностальгический лад: рыночные примерочные с картонками на полу, «Денди» и Татьяна Буланова гарантируют дежавю.

© НМГ Студия

Слава Копейкин в сериале «Дети перемен»

Сегодня режиссеры продолжают снимать фильмы и сериалы о 1990-х. В «Детях перемен» сценаристы Сергей Тарамаев и Любовь Львова («Фишер», «Черная весна») исследуют внутренний мир героев, которым приходится выживать на фоне исторического катаклизма. В центре сюжета — водительница троллейбуса Флора, которая в одиночку воспитывает троих сыновей от разных отцов. Женщина развлекает пассажиров разговорами и добродушно шутит. Флора даже не подозревает, чем в это время занимаются ее сыновья. Старший брат Пётр поднимается по карьерной лестнице в бандитской группировке, средний Юра влюбляется в секс-работницу, а младший Руслан становится фарцовщиком. В сериале много мелодраматизма: личные переживания Флоры, влюбленности братьев, отношения отцов и детей. Режиссеры смело используют цитаты: уже в первых сериях можно найти отсылки к фильмам «Апокалипсис сегодня», «Большой Лебовски» и «Жмурки».

© Okko, Среда

Савелий Кудряшов и Артём Быстров в сериале «Лихие»

Еще одним важным высказыванием на тему 1990-х стал проект «Лихие», с которым режиссер Юрий Быков вернулся в сериальный формат. Семейная сага основана на воспоминаниях киллера Евгения Дёмина, который в 13-летнем возрасте оказался в центре криминального мира по вине родного отца. «Лихие» концентрируются на взаимоотношениях двух родственников, при этом Быков тщательно воспроизводит атмосферу 1990-х. Герои смотрят сериал «Рабыня Изауры», по радио Борис Ельцин рассказывает, что «великая Россия поднимается с колен», а грязные улицы сливаются с серыми панельками. При этом Быков не романтизирует эпоху, а создает документ времени. Любопытно, что действие сериала разворачивается не в Москве или Петербурге, как это часто бывает, а в Хабаровске и в других регионах Дальнего Востока. «Про 1990-е, как и про все другие эпохи, можно снимать до бесконечности. Просто я для себя „Лихими“ точно закрыл 1990-е как тему и, надеюсь, надолго», — отметил режиссер в интервью стриминговому сервису «Кинопоиск». Сможет ли многосерийная драма Быкова закрыть тему 1990-х в масштабе всей сериальной индустрии, покажет время. Скорее всего, нет. Ведь мы отошли на достаточное расстояние от поворотных событий в истории страны и хочется их отрефлексировать.

«Дети перемен». Почему очередной сериал про 90-е вышел не слишком удачным? Об этом сообщает "Рамблер"