Штампы и халтура: что не так с новым сериалом про Деву Марию
Этой зимой продюсерская компания Aloe Entertainment выпустила на стриминговом сервисе Netflix историю самой важной христианской святой — Девы Марии. «Рамблер» рассказывает, каким получился вольный приквел «Страстей Христовых» Мэла Гибсона.
В иудейском царстве народ мучается от правления царя-тирана Ирода (Энтони Хопкинс), который беспрестанно повышает налоги и жестоко расправляется с недовольными. Но у сломленных жителей Иудеи неожиданно появляется надежда: пророки в один голос предвещают появление Спасителя и наследника царства Давидова. Мессию выносит непорочная дева — молодая служительница храма Мария (Ноа Коэн).
Описывать сюжет нового фильма режиссера Ди Джея Карузо «Дева Мария: Мать Христа» — занятие неблагодарное. В лучших традициях Marvel все события картины прекрасно упаковываются в название картины. Если вы поверхностно знакомы с историей рождения Христа, ждать от фильма евангельских откровений, конечно, не стоит.
Пусть Мария и начнет фильм с пафосной фразы: «Вы думаете, что знаете мою историю. Поверьте, вы не знаете ее», — сюжет «Девы Марии» до обидного конвенционален. Мария рождается, поступает на служение в храм, получает благую весть, встречает Иосифа (Идо Тако), беременеет Христом, рожает. А после святое семейство бежит в Египет — основу библейского мифа невозможно изменить, так что Карузо даже не подумал привнести в бессмертный сюжет что-то оригинальное.
Но это совсем не значит, что авторы не попытались показать Марию и ее семью с новой стороны. Родители матери Христа Иоаким (Ори Феффер) и Анна (Хилла Видор), которые даже не упоминались в новозаветных текстах, играют в картине важную роль — они наставляют Марию и помогает ей интерпретировать советы анорексичного архангела Гавриила (Дадли О’Шонесси). Вот только родители Богородицы (да и сам Гавриил) выглядят уж больно ходульно — сценарий «Девы Марии» относится к ним как к элементам декора, актерам достается только гипертрофированная радость или грусть.
Продюсеры переписывали сценарий Тимоти Майкла Хейса аж 74 раза. Удивительно, но даже после такого солидного объема правок и критики зрители фильмом остались недовольны. Карузо, известный сомнительными блокбастерами «Я — четвертый» и «Три икса: Мировое господство», решил порадовать аудиторию модной, но реалистичной версией библейской истории. К несчастью для режиссера, верущие обвинили Карузо в бесцеремонном обращении с канонами Священного Писания.
С легкой руки Карузо серьезная (и потенциально спорная) история Девы Марии превращается в полукомедийный сериал про подростков. Бедняга Иосиф напоминает типичного неудачника, который знакомится с будущей женой только благодаря архангелу, падший ангел Люцифер (Эймон Фэррен) ведет себя как шаблонный сталкер, а Ирод с Саломеей (Стефани Нур) и вовсе выглядят как компашка хулиганов из любого фильма о буднях американской школы.
Мать Христа в исполнении бывшей израильской модели Ноа Коэн — очевидный мискаст (Недостаток фильма, при котором какого-либо персонажа играет актёр, не подходящий на эту роль — Прим.ред. «Рамблер»). Актриса, для которой картина Карузо стала второй ролью в полнометражном кино, не то чтобы плохо играет, но она точно не выглядит как Богородица. Ламинированные брови, химзавивка, увеличенные губы — возможно, исполнительница Девы Марии могла бы выглядеть чуть смиреннее и проще.
Как будто вторя агрессивно-современной внешности Коэн, в какой-то момент фильм начинает бесцеремонно модничать: свадьба Марии и Иосифа выглядит не как тайная церемония святых, а как фотосессия, приуроченная к новой коллекции Dolce & Gabbana или Prada. Видно, что Карузо потратил заметную часть бюджета на воссоздание мира древней Иудеи, но декорации и загримированные статисты выглядят настолько прилизанно, что невольно начинаешь думать — а не в историческом ли музее режиссер решил снять Иерусалим.
Нет, не в музее. «Деву Марию» снимали в декорациях исторического эпика «Царство небесное» Ридли Скотта, который также снимали в Марокко. Так что если вы всегда мечтали посмотреть блокбастер Скотта с саундтреком из аргентинской мыльной оперы и актерами, которым не дают играть, — «Дева Мария» точно вас порадует.
Немного пожурить хочется и Хопкинса. 86-летний артист уверенно переигрывает всех коллег по касту, но роль сумасброда Ирода скорее напоминает удобную халтуру, а не серьезную попытку сыграть библейского суперзлодея. В прочтении Хопкинса Ирод — эдакий водевильный негодяй, который то мурлычет песенку себе под нос, то взрывается от незначительной ремарки иудейского священника. Ветеран британского кино с задором кричит и угрожает, но его персонажу не хватает сложности и характера, которые Хопкинс, по-видимому, решил приберечь для фильмов поинтереснее.
«Дева Мария» — честная, но не очень удачная попытка увлечь молодую аудиторию религией. Знатоки Библии не увидят в фильме ничего нового, а далекие от католицизма люди скорее посмеются над шаблонностью драмы, чем бросятся изучать Священное Писание.
Битва за Хоукинс: Что известно про финальный сезон сериала «Очень странные дела»