Брежнев, черти и советский спорт: о чем получился новый сезон сериала «13 клиническая. Начало»
На «Иви» вышли все серии мистического фэнтези «13 клиническая. Начало». Это приквел сериала 2022 года с Данилой Козловским в роли врача секретной больницы, в которой пациентов не лечат от болезней, а избавляют от демонов. «Рамблер» рассказывает, чем удивит зрителей новый сезон.
Пациент номер один
В 1976 году Леонид Ильич Брежнев (загримированный до неузнаваемости Игорь Миркурбанов) прибывает в Улан-Удэ, где его встречает партийный консультант по религиозно-сектантским делам Глеб (Сергей Гилёв). Генсеку уже давно нездоровится, традиционная медицина не помогает, остается лишь обратиться за помощью к потусторонним силам. Но в этой области у советских ученых знаний пока мало: как результат Брежнев после знакомства с недружелюбным демоном впадает в кому.
Чтобы помочь умирающему пациенту номер один, в московскую клиническую больницу экстренно вызывают специалистов разных профилей, включая психоневролога Яну (Ирина Старшенбаум). Яна даже не догадывается о существовании сверхъестественных сил, как и о том, что ей вскоре предстоит с ними тесно сотрудничать, ведь сам Люцифер возьмет в заложники ее сына и принудительно назначит Яну заведующей отделением в будущей «13 клинической».
Идея сериала принадлежит сценаристу Андрею Золотарёву, который разработал целую классификацию паранормальных существ и придумал богатую мифологию проекта на основе русского и европейских фольклоров. Черти, домовые и суккубы существуют и могут навредить человеку. Если такое произошло, добро пожаловать в «13 клиническую». Оригинальный сериал стал примерным городским фэнтези, напоминая в первую очередь фильмы «Ночной и Дневной дозоры» Тимура Бекмамбетова по книгам Сергея Лукьяненко, к которым добавили процедурально-медицинский элемент сериала «Доктор Хаус». Приквел же слегка сменил жанровую направленность, и на этот раз перед нами еще более редкий образец — советский хоррор.
Первые две серии первого сезона довольно мрачные и, можно сказать, вводные в сюжет. Медицина и мистика еще пока не дружат, коммуникация с демонами не отлажена, да и с героями зрителю тоже приходится знакомиться заново. «13 клиническая» в этом плане нашла идеального протагониста — харизматичного врача-скептика, который прекрасно транслировал зрительское сомнение по поводу событий на экране. Кроме того, одного Данилы Козловского хватало, чтобы дать зрителю и драму, и комедию, и, естественно, романтическую линию.
В предыстории отсутствие Козловского сильно бросается в глаза — особенно на первых порах. Его дух, как отголосок из параллельного мира, витает в каждой сцене, болезненно напоминая о том, что шоу лишилось на неопределенный срок своего главного актера (из-за чего, собственно, перед нами не второй сезон «13 клинической», а ее приквел). Но со временем привыкаешь и к новым героям: Старшенбаум органично смотрится на должности управляющей, Гилёв умеет играть госслужащих с неочевидными намерениями, приятно удивляет Павел Прилучный в комичной роли партийного управленца, который ничего не понимает, но всё хочет контролировать.
Но появляются в приквеле и знакомые лица. После двух вводных серий повествование возвращается к формату медицинских процедуралов: Яна вступает в должность и приступает к лечению пациентов. Одним из них становится Ирина Львовна (Виктория Исакова), будущая руководительница отделения. Таким образом мы узнаём предысторию одного из самых запоминающихся персонажей оригинального сериала, которая и здесь эффектно приковывает к себе зрительское внимание. Кроме того, «Начало» раскрывает, откуда взялся черт в кулере с водой, что за драма у патологоанатома, запертого на территории морга, и дает ответы еще на некоторые вопросы, оставшиеся у зрителей после просмотра первого сезона «13 клинической». Но все-таки рекомендуется смотреть проекты по хронологии выхода, ибо в восьмой серии «предыстории» создатели не удержались без спойлеров к основной сюжетной линии.
Переход к советскому времени не только помог авторам оттянуть решение проблемы со вторым сезоном до лучших времен, но и позволил поиграть с эстетикой былой эпохи, поразмыслив над коллективными страхами советского народа. Здесь заболевания основаны не на таких более современных, индивидуальных проблемах общества, как токсичные отношения, психологические травмы и сексуальные дисфункции, до причин которых пытался достучаться герой Козловского. В «Начале» все врачи клиники трудятся в первую очередь во благо родины: среди пациентов — советский летчик, оказавшийся одновременно в Москве и в японском вражеском лагере, а также баскетбольная команда, которая в преддверии мирового чемпионата вмиг разучилась попадать в кольцо. На кону честь советских спортсменов на мировой арене и статус СССР в продолжающейся холодной войне («У американцев небось уже есть химеры, а мы что?»). Такой контекст добавляет фантастическому сюжету реалистичность, своевременность, а местами и толику юмора.
Советский модерн
Визуально сериал режиссера Ильи Ермолова (сериалы «Золотое дно», «Разрешите обратиться») тоже радует глаз. Бруталистская архитектура клиники сочетается с аутентичными советскими интерьерами лечебных палат и отделений, некоторые из которых благодаря иссиня-зеленым оттенкам напоминают коридоры секретных лабораторий из «Формы воды» Гильермо дель Торо. У Ермолова в этом году на счету целых два громких релиза. Любопытно наблюдать, как резко в них отличается визуальный стиль: глянцевость, свобода и роскошь «Золотого дна» уступают сдержанности советского модерна, граничащего с минимализмом, практичностью и замкнутостью однотипных коридоров госучреждения.
«13 клиническая. Начало» — приятный сюрприз под конец года и редкий российский сериал, который хочется посмотреть в один присест. Повествование всё еще увлекает проработкой фэнтезийного мира, яркими персонажами и необычными медицинскими кейсами, которые врачам приходится отрабатывать порой с риском для жизни. Концепция Золотарёва доказала свою работоспособность даже при смене времени, в котором происходит действие, и потере главного артиста. В какую сторону история двинется дальше, уже не столь важно. Главное, чтобы мифологию «13 клинической» продолжили исследовать на экране всеми возможными способами.
Спектакль от Тимура Бекмамбетова и легенда 70-х: куда сводить детей на зимних каникулах