Бойтесь своих желаний: каким получился сериал «Министерство Всего Хорошего»

1 января в онлайн-кинотеатре Okko вышел новый фантастический сериал «Министерство Всего Хорошего» о трудовых буднях ангелов и демонов, цене желаний и неслучайных случайностях. Проект снят по сценарию писателя Александра Цыпкина.

Бойтесь своих желаний: каким получился сериал «Министерство Всего Хорошего»
© Okko, Рамблер

На Земле живет восемь миллиардов людей, у каждого из них есть свои просьбы к небесам. Земляне и не догадываются, какая кропотливая работа разворачивается в небесной канцелярии. Мечты протоколируются, изучаются, а затем принимаются к исполнению или отправляются в космический утиль (хорошо, что Вселенная очень большая и может принять много мусора).

За благие дела отвечает «Министерство Всего Хорошего» (МВХ), реализацией плохих помыслов занимается «Министерство всего Плохого» (МВП). К сотруднику МВХ с бюрократическим именем Ашсемь (Николай Фоменко) на стажировку заступает новичок Едва — молодой человек с щенячьим взглядом и кучерявой головой (Влад Прохоров).

В последние дни оба министерства немного на взводе, потому что грядет аудит. Если баланс добрых и злых дел будет нарушен, то на Земле устроят зачистку и человечество окажется под угрозой. Странное и необдуманное желание питерской школьницы, с которой в прошлой жизни был связан Едва, поставит под угрозу всю многовековую работу МВХ.

Базовую концепцию сериала не назовешь новой: небесных канцелярий в сериалах предостаточно. Среди них, например, первый сезон «Чудотворцев» с Дэниэлом Рэдклиффом и Стивом Бушеми. Также за судьбу человечества боролись герои Майкла Шина и Дэвида Теннанта в сериале «Благие знамения». Вопросами посмертного возмездия занимались мистические ведомства в российских проектах «Предпоследняя инстанция» с Ириной Розановой и Павлом Прилучным, а также «Небесный суд» с Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым.

© Okko

Создатели «Министерства Всего Хорошего» заняли среднюю позицию между эксцентричностью «Чудотворцев» и трагичностью «Небесного суда». Режиссер Александр Фомин («Молодой человек») и сценарист Александр Цыпкин («Беспринципные») сняли драматическую комедию, которая дает поводы поплакать и посмеяться. Но главное — попытались объяснить существование сверхъестественных сил с помощью науки. Например, сотрудники МВХ используют приборы, в основе работы которых заложены принципы квантовой физики. С помощью таких приборов они создают неслучайные случайности. Один из героев – неизвестный ученый Огарский, изобретает очки, которые позволяют взаимодействовать с ноосферой и видеть ангелов и демонов.

Сценарий сериала состоит из основной и побочных сюжетных линий. Основная рассказывает про школьницу Алёну (Елизавета Ищенко), которая мечтает, чтобы папу (Артур Бесчастный) уволили, а мамин (Ольга Сутулова) музей сгорел. Между делом зрителю также покажут хирурга, который совершил врачебную ошибку и впал в депрессию, и миллионера, который не может найти себе спутницу жизни. Всё это рабочие задания Едва. К каждому своему подопечному он сопереживает, но больше всего его заботит Алёна. Второстепенные персонажи в этом сериале — лишь лирическое отступление, повод пофилософствовать о роли случая, о предназначении человеческой жизни и цене желаний. Главное же дело Едва займет весь сезон сериала.

© Okko

Некоторой ревизии подвергся и мотив напарничества, вроде бы заявленный в первом эпизоде. Герой Фоменко получает в помощники новичка Едва, и зритель ждет, что они вместе будут вести все дела. Но дальнейшие их отношения развиваются в рамках более приземленной схемы «начальник — подчиненный». Едва дают краткий инструктаж, вручают квантовый приборчик и бросают в одиночку выполнять поручения. По мере необходимости герой получает разносы от начальства, а иногда опытному Ашсемь приходится разгребать косяки своего подчиненного. Такая свободная система отношений позволяет персонажу Прохорова спокойно лезть в неприятности и уверенно продвигаться к статусу ключевой фигуры в конфликте двух министерств.

Причину межведомственного противостояния зрителям без особых сценарных изысков прямо излагают в прологе на совещании обитателей ноосферы. Начальство требует решить проблему человечества: люди доцивилизовались до такой степени, что способны уничтожить не только себя, но и окружающее их умозрительное пространство. А здесь обитают, видимо, не только представители двух министерств, но и другие существа.

«Министерство Всего Плохого» предлагает стереть большую часть населения с помощью астероида. А оставшееся лишить свободы воли для большего удобства в управлении. Всё это случится, если «Министерство Всего Хорошего» не сможет доказать, что люди способны вести себя прилично по доброй воле.

© Okko

Философские расхождения между министерствами подкрепляются и стилистически. Хорошее министерство тяготеет к стилю ретро. Его сотрудники работают на устаревшем оборудовании, до сих пор возятся с бумажным документооборотом, а одеты — словно пестрая толпа на рынке средневекового портового города. Кто-то предпочитает китайский наряд, кто-то — японский, кому-то милее узбекский халат или твидовый костюмчик начала XX века. Герой Николая Фоменко носит костюм в стиле Эдди Вэлиант из фильма «Кто подставил кролика Роджера».

Министерство Всего Плохого выдержано в скучноватых и стерильных футуристических формах. Эту реальность мы видим только мельком в виде кабинета злодейки Аодин (Маруся Фомина). Это огромное пустое пространство в холодных тонах с красивой мегерой за столом. Она работает на суперкрутом компьютере и цинично ухмыляется, не хватает только злодейского хохота.

В целом сериал рассказывает свои истории бодро и увлекательно, поддерживая в зрителе желание узнать, чем же это всё в результате закончится. Временами «Министерство всего хорошего» подкидывает любопытные образы и ситуации, о которых хочется поразмышлять, особенно удачно шутит о динозаврах и обидно мало времени уделяет сердитому ангелу Ашсемь. А у него своя драма.

Неудачная копия. Что не так с сериалом «Прометей»