Аборигены, религиозные фанатики и дикая природа: о чём получился сериал «Первозданная Америка»
На Netflix вышли все шесть эпизодов мини-сериала «Первозданная Америка» от создателей фильмов «Хэнкок» и «Выживший». «Рамблер» рассказывает, каким получился новый сериал о нравах Дикого Запада.
В основу шоу легли события, произошедшие в 1857 году на территории штата Юта, которые позже окрестили «Резнёй в Маунтин-Медоуз». Осенью мормонский отряд вооруженных ополченцев (принадлежит религиозной секте мормонов) осадил обоз переселенцев, державших путь из Арканзаса в Калифорнию. В ходе жестокого нападения погибло более 100 человек. В 1990-м потомки погибших возвели на месте трагедии памятник жертвам. В 2007 году состоялась премьера фильма «Последний сентябрь», в котором были отражены события в Маунтин-Медоуз. А уже в 2025-м кинематографисты вновь попытались осмыслить трагическую веху американской истории.
Юта, 1857 год. Армия США, мормоны, коренное население и первопроходцы вынуждены вести жестокую борьбу друг с другом за выживание. Взявшие курс на расширение колонисты отчаянно пытаются одолеть природу и безжалостно уничтожить местную культуру. Посреди степи где-то в Миссури Сара Роуэлл (Бетти Гилпин) вместе с сыном Девином (Престон Мота) ждёт повозку, которая переправит их в Юту. Она надеется отыскать давно пропавшего мужа и воссоединить семью Роуэлл. Мать и сын присоединяются к отряду первопроходцев, отправившихся обживать новые земли. Во время одного из привалов на переселенцев нападают люди в капюшонах и жестоко расправляются с невинными. Роуэллов спасает одинокий ковбой Айзек Рид (Тейлор Китч). Также чудом пережить жестокое нападение смог переселенец Джейкоб Пратт (ДеХаан). Очнувшись, он обнаружил, что среди сотни мёртвых тел нет его жены Эбиш (Саура Лайтфут-Леон). Теперь муж одержим идеей найти её. На первый взгляд кажется, что виновниками жестокого нападения на первопроходцев выступают аборигены, но у выжившего Пратта закрались сомнения на этот счёт. Солдатам армии США предстоит выяснить, кто стоит за массовым убийством.
«Первозданная Америка» оголяет основные конфликты шоу в первом же эпизоде. В центре внимания: скрывающиеся от преследователей мать и сын, обезумевший супруг в поисках жены, загадочный ковбой, двуличные мормоны и ведущая расследование армия США. Бодро стартовав и очертив все заявленные сюжетные арки, шоу буксует, растягивая предсказуемые и заученные наизусть жанровые тропы ещё на пять эпизодов. Первая серия не только лихо представляет главных действующих лиц, но и поражает искусно поставленной съёмкой — эпизод нападения на поселенцев снят одним кадром. А дальше перед зрителями разворачивается конвенциональный вестерн, явно страдающий от нехватки зрелищных сражений.
Режиссёром мини-сериала выступил Питер Берг («Хэнкок», «Глубоководный горизонт») — ремесленник, в последние годы снимающий второсортное кино с актёром Марком Уолбергом в главной роли. Сценаристом выступил Марк Л. Смит, автор фильма «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. По итогу получился проект, напоминающий фильм «Горизонты: Часть 1». Такой же медлительный традиционный вестерн, не предлагающий зрителям ничего нового, лишь очередную историю о жестоком противостоянии колонизаторов и коренного населения.
Складывается впечатление, что Берг и Смит создавали сериал с оглядкой на жанровых титанов прошлых лет. В бредущих сквозь метель путниках виднеется не только Квентин Тарантино с «Омерзительной восьмёркой», но и Серджио Корбуччи с «Великим молчанием». Проникшийся симпатией к коренному населению офицер армии США схож с героем «Танцующего с волками» того же Костнера, а волевую женщину, ни в чём не уступающую своим провожатым, ранее можно было встретить в «Железной хватке» братьев Коэн. В одном из эпизодов «Первозданная Америка» даже ступает на территорию хоррора: герои пересекаются с общиной не то каннибалов, не то обезумевших поселенцев. Но если все вышеперечисленные фильмы устраивали жанру ревизию, меняя в саге о фронтире устоявшиеся тропы — будь то вечно палящее солнце, злые аборигены или женщины в беде, — то «Первозданная Америка» выглядит наспех собранным мэшапом.
Зато создатели постарались точно описать исторические события. Хотя многодневную осаду в Маунтин-Медоуз сократили до нескольких минут, шоу достоверно демонстрирует быт и будни коренного населения. Первый эпизод мини-сериала посвящен памяти Брайана Джей Хадсона — младшего, преподавателя и диалектолога, получившего степень бакалавра по лингвистике коренных народов Америки. Проработавший много лет в The Language Conservancy — некоммерческой организации, уделяющей особое внимание языкам аборигенов, — мужчина выступил одним из консультантов шоу. В сериале снимаются актёры, реально принадлежащие к племени пайютов и шошонов, поэтому в правдивости жизненного уклада индейцев сомневаться не приходится. Даже кажущаяся современной линия про вождя-женщину имеет под собой как минимум несколько дошедших до сегодняшнего дня легенд о храбрых воительницах.
Хотя шоу не хватает динамики, а итог всех сюжетных арок можно предсказать с первого эпизода, для ценителей жанра «Первозданная Америка» обещает стать занимательным путешествием. Создатели стремились достичь высокого уровня реалистичности, поэтому все съёмки велись на натуре. Местность была неприветлива не только к персонажам мини-сериала, но и к самим актёрам. На съёмках одного из эпизодов Тейлор Китч сломал ногу, поэтому участие в «Первозданной Америке» он наверняка запомнит надолго.
Сьюзен Зонтаг в книге «Образцы безоглядной воли», размышляя о колониальной политике Америки, писала: «Эти люди прибыли в страну, где культура коренного населения была прямым врагом и безжалостно уничтожалась, где природа тоже была врагом, не поддающейся цивилизации древней силой, которую человек стремился одолеть». Героям сериала постоянно приходится противостоять дикой природе: палящее солнце, проливной дождь, сильная метель, нападающие ночью волки. Выйти победителями из этих схваток удаётся отнюдь не всем.
Поклонникам вестерна шоу запомнится благодаря старательно разыгранным актёрским партиям: сходящий с ума персонаж Дехаана внешне напоминает Хью Гласса из «Выжившего», немногословный и суровый Айзек Рид оказывается эмпатичным и сопереживающим мужчиной, а юный Девин не раз проявляет поразительную для юнца храбрость. Для ценителей сентиментальных финалов напоследок обязательно заготовлен поцелуй. Есть в сериале и размышления о различиях цивилизованности и цивилизации — жестокими дикарями выступают отнюдь не аборигены, а жаждущие власти люди, носящие фраки и цилиндры. Заметно в шоу и общее чувство фатальности и обречённости, ведь всего через несколько лет из-за дележки территорий США погрузятся в жестокую Гражданскую войну.
Драма про врачей и комедия про оборотня в погонах: 9 сериалов января