Актёр Павел Попов: «Самое сложное — быть непохожим от роли к роли»

Актёр, известный по ролям в сериалах «Актрисы» и «Золотое дно», рассказал «Рамблеру» о работе в новом проекте «13 клиническая. Начало».

Актёр Павел Попов: «Самое сложное — быть непохожим от роли к роли»
© Пресс-служба актёра, Рамблер

В онлайн-кинотеатре «Иви» вышли все эпизоды сериала «13 клиническая. Начало», который рассказывает о появлении в СССР больницы для пациентов, одержимых демонами. Почти все ключевые персонажи в сериале — ведьмы, духи и те, кто заключил контракт с потусторонними силами. Одно из исключений — кардиохирург Иван, которого сыграл актёр Павел Попов.

Действие сериала происходит в 1976 году. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев приезжает в загадочное полузаброшенное здание в Улан-Удэ и пытается вступить в контакт с мистическими существами. Он надеется, что они помогут решить внешние и внутренние проблемы страны. В результате генсек впадает в кому. Для его спасения собирают команду врачей, среди которых — Иван и его жена, психоневролог Яна (Ирина Старшенбаум). Иван переживает семейную драму. Яна уличает его в неверности и хочет развестись. Вдобавок у героев при странных обстоятельствах пропадает маленький сын, которого они взяли с собой в больницу, где находится Брежнев. Герой Павла Попова мечется между женой и любовницей и мучается чувством вины. Автору «Рамблера» Кате Загвоздкиной актёр рассказал о мистике и суевериях, ролях неприятных персонажей и съёмках за границей.

— Как вы могли бы описать своего героя из сериала «13 клиническая. Начало»?

Сверхзадача Вани заключается в том, чтобы жить спокойно. Он хочет простого стабильного счастья и совершенно не рад каким-то переменам, даже если речь идёт о важных и ответственных заданиях, например реанимировать «пациента номер один».

В первой же серии жена Вани предлагает ему развестись. И это настоящий удар для него, это противоречит его теории о стабильном счастье. На протяжении всего сериала Ваня пытается её вернуть. Он хочет вернуть ту жизнь, в которой он был спокоен и счастлив, — без ведьм, демонов и семейных драм. Мне кажется, эта роль тем и интересна, что все герои сталкиваются с мистикой, а он смотрит на неё со стороны.

© Иви

— В одном из интервью вы говорили, что вам в российской киноиндустрии не хватает репетиций перед съёмками, совместной читки сценария. Почему для вас это важно?

— Перед съёмками каждого кино идёт огромная подготовка: выбирается реквизит, обсуждаются грим, костюмы и многое другое. Но артисты зачастую в этом процессе не участвуют. Есть редкие проекты, где актёров собирают перед началом съёмок и проводят совместную читку по ролям. Благодаря этому артистам удается быстрее наладить контакт друг с другом.

Но чаще всего актёр приходит на площадку и уже там впервые знакомится со своим партнёром по съёмочной площадке, с которым ему нужно сыграть, например, любовь или братские чувства. В таком случае притирка с партнёром происходит дольше. По сути, артисту нужно с ходу изобразить сильные эмоции к малознакомому человеку.

В театре же до премьеры спектакля актёры могут вместе три месяца репетировать. За это время они начинают отлично чувствовать друг друга. Например, в сериале «Золотое дно» я работал с актёром Алексеем Гуськовым, с которым мы вместе играем в театре. Поэтому нам не нужно было налаживать контакт. Я не чувствовал себя зажатым, как это обычно бывает, когда молодой артист играет в паре с титулованным коллегой.

— А как проходили съёмки в сериале «13 клиническая. Начало»?

— Я изначально пробовался на роль основателя больницы, партийного консультанта по религиозно-сектантским делам, но в итоге она досталась Серёже Гилёву. А уже во время съёмок режиссёр Илья Ермолов написал мне, предложил сыграть кардиохирурга Ивана, я даже не проходил пробы на эту роль.

Образ моего персонажа формировался во время съёмочного процесса. Я сам тоже что-то предлагал. Например, режиссёр одобрил мою идею с заиканием. Илья сказал, что всё время заикаться не надо, но можно попробовать сделать это в пиковые моменты, когда Ивану действительно сложно, он буквально теряет дар речи.

© Пресс-служба актёра

— В сериале «Столыпин» вы исполнили роль террориста Михаила Соколова по прозвищу Медведь. Насколько я знаю, над образом этого персонажа вы тоже поработали, например пытались с помощью пластики показать, за что он получил такое прозвище. Как режиссёры реагируют на ваши предложения?

— Все зависит от режиссёра. Сейчас благодаря онлайн-кинотеатрам в индустрии появилось много смелых ребят, которые готовы к экспериментам. Илья Ермолов и Алексей Андрианов (режиссёр сериала «Столыпин» — прим. «Рамблера») — одни из таких.

В случае с «Медведем» мне было не за что зацепиться. Это исторический персонаж, но про него почти нет никакой информации — только его портрет, кличка и то, что он совершил теракт в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове, где располагалась дача Столыпина.

Поэтому я решил, что волен делать всё что хочу. Поскольку у героя кличка Медведь, я подумал, что можно сделать его косолапым. Эта идея Алексею Андрианову очень понравилась. Он в целом поддерживал, чтобы я театрально и даже карикатурно существовал в кадре. У меня есть ощущение, что я немножко переигрываю в этом сериале, а может, и не немножко. (Смеется.)

— Ваши персонажи в «Актрисах», «Золотом дне», «13 клиническая. Начало», да и в «Столыпине», не очень приятные люди. Почему вам предлагают роли мерзавцев?

— В театре я играю положительных героев, например Пьера Безухова. А в кино мне такие роли не предлагают. Недавно я был на пробах у Сергея Урсуляка, который будет снимать «Войну и мир». Он рассуждает так: «Я не могу дать тебе роль Безухова, потому что для неё тебя нужно будет сильно раскормить».

Наверное, в кино большое значение имеют фактура и внешность, а в театре важно уметь передать характер и внутренние качества героя. Это я сейчас размышляю вслух, возможно, я неправ.

В моей фильмографии стали появляться и положительные герои. В этом году выйдет сериал «Высокий сезон», в котором я исполнил роль хорошего парня Миши. Он приезжает на отдых во Вьетнам вместе со своей девушкой, где собирается сделать ей предложение. Но внезапно его возлюбленная пропадает, местная полиция отказывается содействовать, поэтому мой герой начинает поиски самостоятельно. Он попадает в экстремальные ситуации, в которых закаляется его дух и проявляется мужество.

© Пресс-служба актёра

— «Высокий сезон» — экшен-сериал, с погонями, перестрелками, бандитами. Это были запоминающиеся съёмки?

Да это было сумасшедшее путешествие! Мы снимали в таком месте, где нужен мопед, чтобы куда-то добраться. Я долго просил дать мне этот мопед, допросился — и буквально за день до съёмок заехал в песок, упал и разодрал себе просто всё: ногу, руку. И вот я стою весь в крови, в песке и думаю: «Ё-моё, что делать? Не сломал ли я себе что-то? Я вообще смогу сниматься?» Потом я всё, что разодрал, намазал зелёнкой — и весь проект снимался в зелёнке. (Смеётся.) Я весь сериал хожу побитый, но это в результате очень хорошо соответствует моему персонажу.

— Вам интереснее каких персонажей играть — положительных или отрицательных?

— Главное, чтобы герой был интересно прописан в сценарии. По большому счёту деление на положительных и отрицательных персонажей довольно условное. В сериале «Актрисы» мой герой — мерзавец, смотришь на него, и становится противно. Но он так хорошо прописан, что его можно понять, а значит, и пожалеть. Это слабохарактерный человек, он всё время ищет плечо, на которое можно опереться. Он становится неоднозначным для зрителей, его одновременно ненавидишь и жалеешь.

Самое сложное для меня как для актёра — это быть непохожим от роли к роли. Сами герои и их характеры бывают чем-то похожи, а хочется быть разным. Как-то один режиссёр пришёл к нам в театр, посмотрел сначала «Войну и мир», а затем спектакль «Пер Гюнт». Он сказал, что не узнал меня в роли Гюнта. Причём никакого особого грима у меня в этом спектакле нет. Я меняю пластику, голос, характер. Быть неузнаваемым — это наивысший пилотаж, но над этим нужно постоянно работать.

© Пресс-служба актёра

— Как вы балансируете между съёмками, театром и личной жизнью?

— Графики работы в кино и театре находятся в постоянном конфликте. Приходится лавировать между ними. Например, «Высокий сезон» снимался во Вьетнаме почти четыре месяца. В проекте у меня главная роль и много съёмочных дней, возить меня туда-сюда было нецелесообразно. Прямых рейсов немного, а перелёт с учётом пересадки в Дубае или в Турции занимает сутки. На время съёмок меня пришлось заменить почти во всех спектаклях в театре. Я прилетал в Москву всего один-два раза в месяц. То же происходит, когда театр гастролирует. Уже съёмочные дни приходится подстраивать под гастрольный график театра.

У меня не получается соблюдать баланс. Я много работаю и практически не отдыхаю. У нас с супругой (актриса Елена Полянская — прим. «Рамблера») маленький ребёнок, поэтому все свои время и силы, когда я нахожусь дома, я отдаю ему. Так что пока отдыхом и не пахнет.

— В сериале «13-я клиническая. Начало» ваш герой — обычный человек, который сталкивается с ведьмами и демонами. А вы верите в потусторонние силы или вы больше скептик по своей натуре?

— Нет, не верю. Я сейчас репетирую новый спектакль, где буду играть советского физика Льва Ландау. Когда я готовлюсь к новой роли, будь то хирург, физик или спортсмен, я стараюсь изучать материалы, связанные с его профессией.

Я немного погрузился в квантовую механику. Любопытно было узнать, как устроена наша Вселенная. Привычные нам представления о мире полностью рушатся, если речь заходит о квантовой механике. Например, если мы находимся в комнате, из которой ведут две двери, мы можем выйти только в одну из них. Нам сложно вообразить, что можно выйти одновременно в две двери. Для нас это кажется чем-то безумным, а мельчайшая частица может так сделать. Когда ты начинаешь изучать подобные вещи, мистика тебя не очень впечатляет.

Гэри Олдман: «У меня никогда не было роли мечты»