Тело в дело: стоит ли смотреть мистический сериал «Охотники за призраком»?
В онлайн-кинотеатре Okko стартовал мистический сериал «Охотники за призраком» от режиссёра «Эпидемии» и «Триггера» Дмитрия Тюрина. Своим названием проект отсылает к комедии «Охотники за привидениями» с Биллом Мюрреем, но на деле больше пугает, чем развлекает. «Рамблер» делится первыми впечатлениями о сериале.
14-летний подросток Женя (Вадим Филипченков) записывает на диктофон звуки потрескивающего холодильника и поскрипывающей продуктовой тележки в магазине, чтобы потом создать из них свой собственный музыкальный трек. Издалека за ним наблюдает высокий лысый незнакомец в тёмном капюшоне (Арсений Касперович). Женя возвращается домой к маме (Марьяна Спивак, второй раз подряд после «Мамонтов» играющая мать-одиночку в сериале Okko), а когда семья засыпает, незнакомец пробирается в квартиру. Дальше случается пожар, Женя приходит в себя на больничной койке.
В палату к мальчику приходит следователь Максим (Алексей Маклаков) и сообщает, что мама погибла при пожаре. Но пожар был неделю назад, а с мамой Женя виделся буквально вчера вечером. Вскоре подросток понимает, что общался с ней не в реальном мире, а в своеобразном потустороннем пространстве наподобие Изнанки из «Очень странных дел». Но это лишь часть мистики, с которой герою предстоит столкнуться: волей случая он объединяется с Максимом и загадочным лысым незнакомцем, которые оказываются охотниками за привидениями. Они уже долгое время выслеживают тёмную силу, способную переселяться из тела в тело и убивать руками «носителей» других людей. Жертвами злой силы по каким-то причинам становятся рыжеволосые женщины, включая Женину маму. Охотники ловят призрака с помощью различных атрибутов: например, фонарика с зеркальцем, факела и флейты. Подросток нужен им в качестве медиума: они хотят на время усыпить Женю, чтобы мальчик спросил у своей матери, кто её убил.
Изначально сериал назывался «Мы здесь, чтобы вам помочь». Именно с таким заголовком первые две серии шоу показывали в сентябре прошлого года на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Любопытно, что выходящий пять месяцев спустя проект не только поменял название, но и, судя по обновлённым первым сериям, был перемонтирован. Создатели прислушались к смешанным отзывам с фестиваля и воспользовались временем до релиза, чтобы улучшить продукт. Изменения действительно пошли на пользу: например, из первого эпизода убрали линию с инфернальным Александром Робаком, сыгравшим одного из «носителей» призрака, и сконцентрировались на истории Жени, благодаря чему повествование стало динамичнее и собраннее.
Но смена названия — всё ещё спорный ход. Проект стал ассоциироваться с задорной паранормальной фантастикой Айвена Райтмана, и это сбивает с толку. «Охотники за призраком» — сериал отнюдь не комичный и уж точно не для весёлого просмотра в большой компании. Это практически полный антипод другого фэнтези Okko — сказочной комедии «Волшебный участок», где бывший полицейский Лёха ловит нечисть вроде Бабы Яги и Змея Горыныча. «Охотники за призраком» пронизаны атмосферой мрачности и отчаяния. Рядовые сотрудники больницы никак не заботятся о выжившем в пожаре мальчике, относятся к пациентам безразлично и отстранённо, а порой вообще бьют детей. Другие ребята в палате с Женей тоже доверия не вызывают: они задираются, но когда герою нужно помочь, оказываются трусами. Двое охотников за привидениями наводят не меньшую жуть до тех пор, пока не выясняется, что они вроде как хорошие — одного вида героя Арсения Касперовича, лысого, облачённого в чёрное, с цепким взглядом, достаточно, чтобы лишиться дара речи. А линия с переселяющимся из тела в тело призраком — бесконечный цикл насилия и убийств.
Пока в онлайн-кинотеатре вышли только две серии шоу — эпизоды будут выкладываться раз в неделю, сериал продлится до 28 февраля. Сюжет порождает у зрителя множество вопросов: какова предыстория Максима и его немого товарища, почему сверхспособностей нет ни у кого, кроме героя Касперовича, каковы мотивы этой тёмной материи? Но хотя все эти вопросы могут показаться интригующими, тем более что повествование запутанное, а герои выражаются загадками и зрителю сложно будет догадаться о чём-то самостоятельно, наблюдать за действием утомительно. Во-первых, в сериале трудно кому-либо сопереживать или хотя бы просто симпатизировать. Герои безразличны друг другу, с какой стати зрителю волноваться? Во-вторых, шоу отчасти выглядит калькой с «Ночного дозора»: в городе действует загадочная злая сила, её пытаются победить, Маклаков, сыгравший в «Ночном дозоре» мага-водителя Семёна, здесь тоже сидит за рулём грузовичка. При этом «Охотникам за призраком» отчаянно не хватает той захватывающей предыстории, которая была в «Дозоре». В фильме Бекмамбетова сразу поясняли, кто такие Иные, откуда они взялись и что угрожает нарушить хрупкое равновесие между Светлыми и Тёмными, благодаря чему зрителю сразу хотелось узнать, что же будет дальше. В «Охотниках за призраком» пока нет и намёка на какую-либо мифологию, например, на то, откуда в современной Москве появились призраки. Наверняка большинство вопросов отпадёт к финалу сезона, но, чтобы так долго удерживать томящуюся в неведении публику, авторам сериала не помешало бы заклятие посильнее. Оказалось недостаточно просто очертить вокруг зрителя белым мелом круг и надеяться, что он не покинет его под влиянием сверхъестественной скуки.
Почему стоит смотреть добрый сериал с Юрием Стояновым «Мамонты»