Ты работаешь в офисе: первые впечатления о новом сезоне сериала «Разделение»

На Apple TV+ стартовал второй сезон одного из главных проектов стриминга — «Разделения». В 2022 году шоу завоевало любовь зрителей и критиков, получив внушительное количество номинаций на престижные премии: 14 на «Эмми», две на премию Гильдии актёров и три на «Золотой глобус». Из-за производственных сбоев работа над продолжением заняла почти три года. «Рамблер» делится первыми впечатлениями о новом сезоне.

Ты работаешь в офисе: первые впечатления о новом сезоне сериала «Разделение»
©  Apple TV+, Рамблер

Краткая вводная для тех, кто успел забыть, что происходит в «Разделении», или просто не смотрел первый сезон. В центре истории — Марк (Адам Скотт), вдовец, который в попытках справиться с душевной болью соглашается участвовать в странном эксперименте биотехнологической компании Lumon Industries. Сотрудникам предлагают пройти процедуру «разделения» — в мозг внедряют чип, расщепляющий рабочие и личные воспоминания.

В результате тело человека делят две версии одной личности: «внешняя», то есть основная, и «внутренняя», существующая лишь в офисе. Изначально офисный Марк доволен однообразной работой, сводящейся к кликам по цифрам на экране. Но всё меняется с появлением новой коллеги Хелли (Бриттни Лоуэр): девушка начинает задавать множество неудобных вопросов о компании. Почему «внутренняя» версия не может уволиться по собственному желанию? Ради чего сотрудники продолжают трудиться, если никогда не видят плодов своих усилий? Как вышло, что вся работа в Lumon Industries монотонна? Эти вопросы тревожат главного героя, побуждая его разобраться, что же на самом деле скрывает корпорация.

В финале первого сезона коллега Марка Дилан (Зак Черри) активирует аварийный выключатель, позволяя «внутренним» версиям сотрудников проснуться в реальном мире. Герой Адама Скотта осознаёт, что его якобы погибшая жена Джемма (Дичен Лакмэн) всё ещё жива. Хелли оказывается далеко не рядовой сотрудницей Lumon Industries, а другой коллега главного героя, Ирвинг (Джон Туртурро), понимает, что его «внешнюю» версию мучают кошмарные видения, навеянные работой.

В новом сезоне Марк неожиданно для себя возвращается в офис, но не находит там прежнюю команду. Из старых знакомых он встречает лишь мистера Милчика (Трэмелл Тиллман), сменившего на посту начальника Хармони Кобел (Патриша Аркетт). Вскоре, впрочем, герои воссоединяются: они теперь знамениты, бунт против корпорации, учинённый в первом сезоне, принёс свои плоды. Коллегам рассказывают, что Lumon внедряет реформы для улучшения жизни «внутренних» сотрудников, однако все подробности ждут героев позже. Также Марка и его коллег ставят перед выбором: работать дальше или навсегда покинуть стены корпорации Lumon.

На этапе производства второго сезона создатели сериала столкнулись с трудностями. Период разработки продолжения выпал на забастовки голливудских сценаристов и актёров. Но помимо этого, по словам инсайдеров, написание сиквела осложнили разногласия между шоураннерами Дэном Эриксоном и Марком Фридманом. Продюсеру и режиссёру «Разделения» Бену Стиллеру даже пришлось уговаривать Фридмана не покидать проект.

В итоге к шоу в качестве продюсера привлекли сценариста Бо Уиллимона («Карточный домик», «Андор»), чтобы он помогал соавторам справляться с конфликтами. Зато весь актёрский состав вернулся к своим ролям. И, пожалуй, главная эмоция, которую испытываешь при просмотре первой серии, — радость от возможности вновь увидеть квартет Адама Скотта, Зака Черри, Бриттни Лоуэр и Джона Туртурро. Химия между актёрами никуда не испарилась, а даже стала сильнее.

© Apple TV+

«Разделение» — один из флагманских проектов Apple TV+. По данным аналитической компании Parrot Analytics, первый сезон принёс стримингу более 200 миллионов долларов и долгое время притягивал на платформу новых подписчиков. Это поставило его в один ряд с другими хитами Apple TV+ — сериалами «Тед Лассо», «Медленные лошади» и «Утреннее шоу». Первый заработал 609,4 миллиона долларов при том, что длился три сезона, второй — 184,8 миллиона долларов за то же время показа, что и «Разделение», третий — 299,4 миллиона долларов, но за более длительное время показа.

Поэтому вполне закономерно, что на втором сезоне «Разделения» стриминг не экономит: продолжение сериала стало одним из самых дорогих проектов в истории телевидения. Каждый эпизод продолжения обошёлся в 20 миллионов долларов — для сравнения, каждая серия финала «Игры престолов» стоила 15 миллионов. Масштабные инвестиции объясняются, конечно, не только амбициозностью проекта, но и ранее упомянутыми рабочими проблемами с нарушением съёмочного графика.

Все затраты отразились на результате. С первой минуты продолжение «Разделение» сразу резко задирает планку качества. Бен Стиллер моментально захватывает внимание зрителя безумно динамичной открывающей сценой, в которой Адам Скотт пробегает по офисным коридорам здания Lumon Industries. На протяжении двух минут единым кадром под энергичный джаз камера преследует героя, облетает его по кругу, отстаёт или обгоняет его во время погони.

Марк теряется в одинаковых коридорах пустого офиса, как в лабиринте, пытаясь найти выход, но в итоге понимает, что совершенно не узнаёт своё прежнее место работы. В подкасте, посвящённом созданию шоу, Стиллер и Скотт рассказывали, что работа над этим моментом заняла пять месяцев. Для каждой из десятка частей сцены ввели свои находки: зелёный экран, робото-руку для камеры, отсутствующую стену. Адам Скотт признался, что вдохновлялся манерой бега Тома Круза в фильмах «Миссия невыполнима».

Главные изменения в сериале связаны с его визуальной составляющей. Если в первом сезоне преобладал зелёный цвет, то во втором — синий. И решение сменить цветовую гамму выглядит выигрышно: синий делает картинку мрачной и непривычной, играет ключевую роль в создании холодной, отстранённой атмосферы, отражающей безжизненный мир Lumon.

Кроме того, создаётся эффект новизны: даже статичные кадры из первого и второго сезонов сложно перепутать. Новый цвет освежает образы героев и интерьеры. Тёмно-синие офисные стены, голубые офисные принадлежности, костюмы — всё это прекрасно запоминается.

© Apple TV+

Подобный подход к деталям лишь подчёркивает, что «Разделение» — феномен в современном сериальном ландшафте. Большинство стриминговых платформ стремятся привязывать дорогостоящие проекты к большим франшизам (вспомним Amazon Prime Video c его «Властелином колец: Кольца власти») или популярным вселенным (например, Disney+ с «Мандалорцем», ставшим частью вселенной «Звёздных войн»), в то время как Apple делает ставку на оригинальный проект.

«Разделение» умело сочетает уникальный визуальный стиль, полностью выстроенный на идеальных офисных пространствах, лишённых привычной многолюдности и оттого вселяющих тревогу, и наполненный интригами сюжет. Стиллер строит мир, который одинаково правдоподобен и абсурден.

При том, хотя шоураннеры обещали масштабировать историю и больше показывать внешний мир, первая серия, наоборот, кажется весьма клаустрофобной. Заодно стало меньше юмора, что может отпугнуть некоторых зрителей. Но подлинной ахиллесовой пятой проекта может оказаться излишняя перегруженность вопросами, ответы на которые придётся ждать вплоть до финальных сезонов.

При этом не совсем понятно, когда зрителям ожидать завершения истории. Дэн Эриксон в интервью Variety признался, что у создателей уже есть понимание, чем закончится сериал и сколько сезонов они хотят снять, однако пока они ждут от Apple разрешения на продление шоу.

Пока второй сезон «Разделения» по-прежнему держит уровень, главное, чтобы история не растеряла свой запал ближе к финалу. А запоминающийся визуал, изобретательная операторская работа и умелая постановка всё ещё выгодно выделяют шоу на фоне большинства конкурентов.

Тело в дело: стоит ли смотреть мистический сериал «Охотники за призраком»?