Виктор Добронравов: «Мне нравится, когда не надо быть собой в кадре»
24 января в онлайн-кинотеатре Start вышел второй сезон сериала «Инспектор Гаврилов».
По сюжету главный герой Саша Медный украл большую сумму денег у влиятельного бизнесмена и хотел сбежать из страны через Владивосток. Но по дороге в поезде рецидивист узнаёт, что на конечной остановке его уже ждут. Чтобы не попасться, он притворяется другим человеком — случайным попутчиком, майором полиции Гавриловым. Недавний мошенник становится начальником полицейского участка в маленьком провинциальном городке Усть-Шахтинске. Покидать пост он не спешит — наводить порядок в округе ему начинает нравиться, на новом месте он обретает семью и преданных коллег.
Главную роль в авантюрной комедии исполнил Виктор Добронравов. К выходу продолжения актёр рассказал «Рамблеру» о творческих хулиганствах на съёмках, работе в театре и в новом проекте, который он сам называет российской версией «Игры престолов».
— Первая часть сериала — это комедия положений, а как изменится второй сезон: поменяется ли динамика между персонажами, повествование?
— Мне кажется, зрители полюбили «Инспектора Гаврилова» за весёлую атмосферу, очаровательных персонажей, а также за неожиданные сюжетные повороты, которые мы показали в первом сезоне, поэтому вносить изменения в проект не стали. Зачем менять то, что и так сделано хорошо?
Сериал смотрится легко за счёт того, что серии не такие большие — длятся всего 23 минуты. Такой формат хорошо воспринимается, в каждом эпизоде мы успеваем рассказать какую-то историю. Юмор — лёгкий, ненавязчивый и непошлый. Я думаю, что это как раз одни из отличительных черт этого проекта и, собственно, один из секретов его успеха.
— Первый сезон снимал режиссёр Кирилл Васильев, во втором его сменил Анатолий Колиев. Как этот факт повлиял на процесс работы или на атмосферу на площадке?
— У каждого своя индивидуальность, все люди разные. Кирилл Васильев — один из моих любимых режиссёров, мы неоднократно вместе работали и давно дружим. Он чувствует мои органику и актёрскую природу, а я чувствую его, понимаю, как он работает с артистами и какую мысль хочет донести до зрителя.
Толя — не совсем новый человек, потому что в первом сезоне он выступал в качестве сценариста. Он уже был «в материале», изначально был частью команды, поэтому мы с ним быстро сработались.
— Насколько вам близок ваш герой Саша Медный? Понятны ли мотивы его поступков, есть ли у вас с ним что-то общее?
— Медный — совсем не моя органика, он другой. Он иначе говорит, ходит, смотрит, думает. Но меня как актёра это как раз в нём и привлекает. Мне нравится, когда не нужно быть собой в кадре.
Мой персонаж неоднозначный. Он преступник, криминальный авторитет, по сути антагонист, но при этом никому не делает зла. Саша Медный — чувак простой, но резкий, у него обостренное чувство справедливости. Это в нём и подкупает. Мне нужно было найти в его истории юмор, скрытые смыслы и говорить через него о правильных жизненных ценностях — дружбе, профессиональном долге, доброте.
Наверное, главное, что меня объединяет с Гавриловым, — это чувство справедливости. Меня тоже очень гложет, когда я вижу, что происходит какая-то несправедливость, но я не могу на это повлиять.
— Вы упомянули, что Медный — это не ваша органика. А кто из персонажей, которых вы играли в кино или в театре, «попадает» в вас, вашу органику?
— Вероятно, Федя из сериала «Не родись красивой» был самым близким мне по духу. Там вообще ничего не нужно было играть, просто существовать в предложенных ситуациях. Но это была первая моя большая роль после института, начало карьеры. С годами хочется делать что-то новое, разное.
Я счастлив, что могу играть разноплановые роли. Например, в Театре Вахтангова я играю Болконского, Моцарта, Царя Эдипа и других персонажей. Конечно, в каждом из них есть часть моей органики, но в целом мы разные люди.
Виктор Добронравов в роли Моцарта в спектакле «Амадей» в постановке театра им. Вахтангова, 5 марта 2023 год
— Одним из центральных персонажей нового сезона «Инспектора Гаврилова» станет эксцентричный московский следователь Кристина в исполнении Виктории Заболотной (сериал «Иванько»). Расскажите, как складывался ваш актёрский тандем?
— С Викой мы впервые встретились на пробах, и сразу стало понятно, что нам комфортно и удобно работать вместе. Не думаю, что ей было как-то сложно влиться в проект, потому что её Кристина — изначально неудобный для всех персонаж. Она приезжает и начинает «копать», разрушает какие-то сложившиеся правила игры, устои местной жизни. Она новый начальник, импульсивный и яркий персонаж. И конечно, для Медного Кристина — самый главный раздражитель, потому что она всё время ставит его на грань разоблачения.
— Допускал ли режиссёр на площадке импровизацию? Понятно, что существуют нормы выработки, сроки, надо успеть отснять какое-то количество материала в день. Было ли где проявить фантазию или все чётко следовали сценарию?
— У нас очень хорошая команда. Если актёры чувствуют, что в одном моменте шутку можно усилить, докрутить, а в другом она будет лишней и её нужно убрать, — это приветствуется. Кроме того, какие-то реплики, естественно, рождаются в процессе съёмки. Наш любимый формат — что-нибудь ляпнуть уже в конце сцены, когда она сыграна, так сказать, добавить вишенку на торте.
Актёр Омар Алибутаев в этом плане мастер спорта. У него отличное чувство юмора, и он всю группу на протяжении съёмок веселил. Это часть какого-то актёрского, партнёрского счастья, когда ты видишь, что иногда можно себе позволить определённое хулиганство, которое не вырежется на монтаже, а может пригодиться для дела и быть, как говорится, «в кассу».
— По какому принципу вы выбираете роли: жанр, масштаб проекта, гонорар или коллеги?
— Всё вкупе влияет на выбор. Бывают такие проекты, как «Инспектор Гаврилов», когда сходится всё. Это сценарий, режиссёр, команда, оператор и т. д.
Бывают, конечно, случаи, что не по всем пунктам можно галочки проставить, но зато это могут быть потрясающие сценарии или режиссёр. С годами приходится выбирать, от многого отказываться. Потому что понимаешь: это ты уже играл, это не так интересно, это шаг на месте, а это два шага назад.
Кадр из сериала «Инспектор Гаврилов»
— Как вы понимаете, что роль удалась, что для вас мерило успеха?
— Это, наверное, внутреннее ощущение, что ты всё сделал хорошо. У меня есть проекты, которыми я доволен, но они остались незамеченными. Например, сериалы «Цыплёнок жареный» и «Технарь» — это очень достойная работа во всех смыслах.
А проект «Не родись красивой», где я как актёр ничего великого не сделал, в 2000-е годы был популярен настолько, что было сложно ходить по улицам. Я чувствовал на себе постоянное внимание.
Но я всегда стараюсь работать качественно. Неважно, это студенческая работа без денег или какой-то флагманский проект с большими гонорарами и бюджетами.
— Важно ли для вас одобрение публики, вашей семьи?
— Конечно, я прислушиваюсь к мнению своей семьи. Мой брат Иван — безумно талантливый артист, начинающий режиссёр, сценарист и продюсер. Например, когда он посмотрел фильм «Онегин», сразу мне позвонил и наговорил кучу приятных вещей про то, насколько всё было подробно, тонко и разнообразно проделано в картине. А зрители и критики восприняли фильм по-разному. Кому-то понравилось, а кто-то возмущался, почему нельзя было найти артиста помоложе.
Я всегда говорил, что к критике надо прислушиваться, только если понимаешь, от кого она и для чего. Например, не нужно обращать внимание на комментарии, которые пишут в социальных сетях. Там любят перепесочить и самого актёра, и его новую роль. Причём чем популярнее артист, тем больше хейта. Мне социальные сети в какой-то момент стали неинтересны. Я закрылся, удалил все аккаунты, и мне стало так хорошо.
Я уверен в своей работе, в команде и режиссёрах, с которыми работаю. Я не хочу проводить огромное количество времени в виртуальной реальности, которая к реальной жизни не имеет отношения.
— В апреле планируется премьера большого проекта, фэнтези сериала «Этерна», в котором вы приняли участие. Расскажите о нём и своей роли.
— Сериал основан на серии романов Веры Камши «Отблески Этерны», у этой саги уже есть целая фан-база. Она напоминает «Игру престолов»: здесь тоже много разных семей, кланов, есть герцоги, короли и интриги. Я сыграл герцога Эгмонта Окделла, чьи дети взрослеют и становятся одними из основных персонажей картины.
Мне всегда нравились костюмированные истории, а тут ещё и такой псевдоисторический сюжет, не совсем Европа, но с европейским флёром. Было интересно сниматься в этом проекте.
Кадр из сериала «Этерна»
— Другой ваш новый, и тоже фантастический, проект называется «Кракен». Его снял режиссёр Николай Лебедев по сценарию Алексея Сидорова.
— Это фильм про подводную лодку, которая встречается с неведомым мифическим существом, монстром. Про него столетиями ходят легенды, которые друг другу пересказывают пираты и моряки. Здесь я снова работал с Сашей Петровым (ранее актёры вместе снимались у Сидорова в картине «Т-34» — прим. «Рамблера»). На площадке получилось смешное пересечение имён: моего героя по сюжету зовут Сашей, а героя Петрова — Витей. И когда нас звали в кадр, было совершенно непонятно, кого зовут.
Я с большим интересом жду премьеры, потому что это был очень классный процесс: для съёмок картины строились целые отсеки подводных лодок, которые с помощью больших пневматических установок приводились в движение.
— В Театре Вахтангова у вас много драматических ролей, про которые вы упоминали в разговоре ранее. Одна из таких — Моцарт в постановке «Амадей». В нём очень интересно рассказана судьба музыканта. Как вы считаете, обязательно ли творец должен страдать, чтобы создать что-то стоящее и прекрасное?
— Не знаю, наверное, у каждого творческого человека свой подход. Один режиссёр ставит спектакли через страдания, боль, муки, слёзы. А другим движет любовь и счастье. Многое ещё зависит от жанра и самой истории.
«Амадей» ставился уже очень много раз в разных театрах — и фильмы были, в том числе оскароносная картина Милоша Формана. Но каждый раз режиссёр театра или кино показывает историю великого музыканта по-новому, в своей интерпретации.
В Вахтангова мы чуть переписали пьесу, чтобы она звучала современнее. Я не играю гения, нет такой задачи. Мы показываем человека, который живёт музыкой. Он не может стоять на одном месте, потому что из него постоянно выплёскиваются новые ноты, которую нужно срочно записать и проиграть. Так мы придумали оригинальный ход, что движения моего персонажа тождественны музыке: он махнул рукой и заиграла мелодия. Я очень люблю этот спектакль, как и вообще всё, что играю в Театре Вахтангова.
— В театре вы также перевоплощаетесь в Онегина, причём уже довольно давно. Комфортно ли больше 10 лет играть на сцене одного персонажа?
— Ну, это часть профессии. Допустим, спектакль «Мадемуазель Нитуш» идёт 20 лет, это приличный возраст для постановки. Мы его выпустили в 2004 году. Но он всё так же молод, ярок и прекрасен.
К счастью для артистов, репертуар в театре разнообразный. Например, сегодня я играю Болконского в спектакле «Война и мир», завтра Хлудова в «Беге», потом Моцарта в «Амадее», а следом Евгения Онегина в одноимённой постановке. Так не устаешь от роли.
А когда я играл в мюзикле «Красавица и Чудовище» в 2009–2010 годах, было тяжело. В мюзиклах артисты в течение месяца могут каждый день играть одну и ту же роль. Ты буквально превращаешься в машину. Но если артист в театре играет много разных ролей, а ещё и отправляется на гастроли с театром — это новое дыхание, впечатления, общение с коллегами. С «Евгением Онегиным» мы с большим успехом объехали почти весь мир. Не были только в Австралии и Новой Зеландии, началась пандемия.
Так что это как с отношениями. Кто-то женился, ему наскучило, он ещё раз женился, а потом через пять лет ещё раз. А можно всю жизнь прожить с одним любимым человеком.
Виктор Добронравов в спектакле «Мадемуазель Нитуш»
— Вы ходите в театр как зритель? Впечатлило ли вас что-то из постановок коллег?
— Довольно редко, но недавно на меня большое впечатление произвел спектакль в МХТ «Виннипуховские чтения». Он трогательный, смешной и грустный. В такие моменты я понимаю, насколько мир театра волшебный. Даже я, человек, работающий в театре, могу прийти на спектакль в качестве зрителя и улететь куда-то в детство, а после спектакля выйти совсем другим человеком. В такие моменты становится ясно, для чего люди ходят в театр, в чём волшебство профессии.
Юра Борисов номинирован на «Оскар». Вспоминаем его лучшие работы в кино