Мистика, криминал и юмор: каким получился новый сериал «Подслушано в Рыбинске»
В онлайн-кинотеатрах Premier и Start вышли первые серии комедийно-детективного сериала про провинциального журналиста, у которого внезапно появляется способность предсказывать будущее. Режиссёр Петр Тодоровский снял остросюжетную, смешную и при этом очень трогательную историю, а Тимофей Трибунцев играет современный вариант лишнего человека из русской классики.
В рассказе Филипа Дика «Особое мнение» (и в одноимённом фильме Спилберга) человечество научилось предвидеть ещё не совершённые убийства. В «Подслушано в Рыбинске» эту способность приобрёл журналист рыбинской газеты «Волжский вестник» Юрий Николаевич Мальцев (Тимофей Трибунцев). Он человек образованный, но глубоко пьющий и в жизни давно разочаровавшийся.
Дар предвидения у Мальцева появился внезапно. Первое пророческое видение посетило его во время эпилептического приступа в собственной ванной, но он не понял, что это было, ведь эпилепсии у него раньше не было. Когда второе — призадумался. А когда пришло третье, осознал, что на него свалился непрошеный дар, с которым он не знает, что делать.
А делать, конечно же, что-то нужно. Есть жертвы, есть убийцы, а поскольку в видениях Юрия Николаевича никогда не видно лиц преступников, то есть и интрига. Можно было ожидать, что эти элементы сложатся в традиционный детектив про сыщика, но с даром предвидения. Воображение рисует такой уютно-убаюкивающий процедурал, в каждой серии которого герой бы тщательно анализировал очередное видение, а потом триумфально предотвращал убийство за минуту до того, как оно случится.
«Подслушано в Рыбинске», однако, движется другим путём — более извилистым и куда более интересным. По законам жанра внезапный дар предвидения должен нарушить размеренную жизнь героя, перевернув её вверх дном. Но в жизни Юрия Николаевича и переворачивать нечего — там давно уже полный бардак. Жена хочет уйти к другому. Семнадцатилетняя дочь в грош не ставит. Газету, где он работает, никто не читает, да и нечего в ней читать. Друзей, кажется, тоже нет: заныканные в разных уголках квартиры бутылки водки намекают, что Юрий Николаевич привык пить в одиночку.
Тимофей Трибунцев и Рузиль Минекаев в сериале «Подслушано в Рыбинске»
Пророческие видения — лишь ещё одна неприятность в ряду других, и он легко бы махнул на них рукой, если бы сам не стал главным подозреваемым в одном из убийств и, чтобы доказать свою невиновность, ему не нужно было найти преступника. Но и кроме расследований герою есть чем заняться. Бегать от полицейских. Выяснять отношения с намертво прилепившимся к нему парнем одной из жертв (Рузиль Минекаев — Адидас-младший из «Слова пацана»). Влипать во всё новые неприятные ситуации и претерпевать всё новые удары судьбы.
Кроме этого в сериале есть ещё две большие сюжетные линии. История идущих по следу героя двух следователей, сделанная в жанре производственной комедии. И линия одного из убийц, пародирующая клише триллера, но по-настоящему захватывающая. Чтобы зритель не принял её слишком всерьёз и не забыл, что смотрит всё-таки комедию, играющий преступника Антон Васильев использует откровенно мультяшные ужимки, а его персонажу приходится выслушивать наставления от парочки привидений.
Судя по первым эпизодам, «Подслушано в Рыбинске» — качественная, умная и ни секунды не скучная работа. Режиссёр Петр Тодоровский хорошо держит ритм, отчего прихотливо петляющее повествование нигде не тормозит, не провисает и не грозит развалиться на куски. Сценаристу Ивану Баранову удаётся придумать оригинальные и неожиданные сюжетные повороты. Наконец, авторы демонстрируют отличное чувство юмора. Делают обычные ситуации смешными и точно знают, как создать комический эффект с помощью правильно подобранной интонации, жеста или, к примеру, молчания.
Российские комедии про провинциальную жизнь обычно населены персонажами предельно стереотипными, здесь же перед нами предстают живые люди. Разумеется, иронически утрированные, иногда гротескные. И всё же почти в каждом персонаже, у которого имеется больше двух реплик, виден живой человек и каждого жалко.
Юлия Хлынина в сериале «Подслушано в Рыбинске»
Жалко девушку-следователя (Юлия Хлынина), потому что она хочет нормально делать свою работу, а кругом идиоты. Жалко её напарника (Михаил Кремер), потому что он идиот, а предпочёл бы не быть им. Жалко даже эпизодического бородатого главного редактора «Волжского вестника», который каждый день проводит в унылом редакционном помещении полумёртвой газеты и убеждает себя, что занимается нужным делом.
Как известно, комедия — оборотная сторона трагедии, и Тодоровский убедительно демонстрирует это единство. Одна из самых смешных сцен сериала — попытка самоубийства главного героя, который уже встал на табуретку и накинул петлю, а по телику «Место встречи» показывают — момент, где Жеглов с Копчёным в бильярд играют, — да так и засмотрелся, с петлёй на шее.
За спиной героя Трибунцева стоит длинный ряд из образов классической русской литературы, в первую очередь Достоевского и Чехова (неслучайно в первом эпизоде он смотрит спектакль по чеховской «Чайке»). Это всё тот же безнадёжно маленький человек, дошедший до крайности. И всё тот же интеллектуал, вынужденный проживать свою жизнь впустую.
Из киновлияний отметим режиссёра Вуди Аллена, который тоже любит изображать игру случайности и смешивать мягкий юмор с эксцентричностью. Ставить своих интеллигентных героев в неудобное положение и потом с любопытством смотреть, как они себя поведут. Да в общем-то и сам ироничный, но бесконечно усталый Юрий Николаевич в исполнении Трибунцева — не исключено, примерно так и выглядел бы Вуди Аллен, проживи он всю жизнь в российской глубинке и работай в «Волжском вестнике».
Триллер про надзирателей и драмеди про богачей в Тайланде: главные сериалы февраля