Денис Шведов: «Если у актёра харизматичная внешность, он рискует стать заложником одного образа»
«Рамблер» поговорил с актёром, исполнившим в сериале «Танго на осколках» одну из ключевых ролей, о мотивах, двигавших его персонажем, любви к танцам и Саше Петрове.
13 февраля в онлайн-кинотеатрах Kion и Start выходит сериал «Танго на осколках». У главной героини, успешной предпринимательницы Норы (Юлия Снигирь), при загадочных обстоятельствах умирает муж Иван (Денис Шведов). Кроме того, Нора выясняет, что Иван, увлекавшийся танго, изменял ей. Пытаясь понять, почему муж так поступил с ней и каким человеком он был, Нора идёт в школу, где занимался Иван, и сама решает научиться танцевать.
— «Танго на осколках» поднимает множество тем. Одна из них — измена мужа жене: ваш герой Иван жил двойной жизнью. Понятны ли вам мотивы его поступка? Как вы бы оправдали своего персонажа?
— Моему герою Ивану не хватало близости с его женой, чувств, эмоций, прожитых вместе событий. Возможно, их любовь закончилась, но им обоим не хватило мужества это признать. Не хватило смелости пойти вперёд каждому своей дорогой, оставаясь при этом любящими родителями, товарищами, партнёрами по жизни.
Но признать такое сложно. Чтобы совершить этот поступок, нужны большие внутренние ресурсы, надо честно сказать в первую очередь самому себе, что чувства остыли. А иногда такой шаг просто невозможно сделать, хотя всякие психологи и тренеры из соцсетей уверяют в обратном: мол, просто реши и скажи. Мне кажется, что Иван в этой ситуации всё понимал, но ничего не мог сделать. Может быть, он поступил как эгоист. Но ему хотелось жить и чувствовать, и если у них с женой не получалось проживать общую жизнь, то он решил прожить хотя бы свою.
— Как вы считаете, что в характере самой Норы могло привести к тому, что ваш персонаж начал ей изменять?
— Одно из самых неприятных её качеств — попытка контролировать всё и всех. Ни одному взрослому человеку не нравится, когда его пытаются полностью контролировать, указывают, что и как ему делать, не подкрепляя это никакими аргументами. Будет именно так просто потому, что я так хочу. Думаю, эта черта Норы была убийственной для Ивана. Но, мне кажется, то, как Нора проживает случившееся, как она меняется ближе к концу сериала, отзовётся очень многим зрителям. Она превращается из холодного сухого человека в живую женщину.
— Вы работали со многими режиссёрами. Чем вам запомнилась совместная работа с режиссёром «Танго на осколках» Сергеем Сенцовым?
— Мы с Сергеем и с Юлией Снигирь встречались в кафе рядом со зданием, в котором проходили пробы на «Танго на осколках». До этого я не был знаком ни с ним, ни с Юлей. Но мы очень тепло и по-простому пообщались. И я почувствовал, что между мной и Сергеем быстро исчезла дистанция, которая часто бывает между актёром и режиссёром, нам не надо будет долго выстраивать рабочий процесс или искать точки соприкосновения.
Вдобавок на самих пробах Сергей вносил очень точные режиссёрские правки, которые мне помогли. По сюжету мой герой умирает, но тем не менее часто присутствует в кадре. Он не призрак, скорее образ в голове Норы, с которым она постоянно ведёт диалог. И в ходе этих разговоров она пытается разобраться, почему её жизнь с Иваном сложилась именно так. Из-за того, что мой герой в самом начале сериала умер и существует только как собеседник Норы в её воображении, он ограничен в действиях. И мы с Сергеем придумывали, как сделать этого персонажа более многогранным.
Например, в сериале есть сцена, где Нора падает на пол, а Иван в это время стоит за стеклом и смотрит на неё. И герой говорит что-то вроде: «Нора, ай-ай-ай, как же так?» А Серёжа предложил, чтобы это было максимально похоже на поведение человека в тот момент, когда с его близким что-то случилось, но есть невидимая преграда, которая не даёт приблизиться и помочь. И мы решили, что Иван должен разбить стекло, то есть среагировать так, чтобы пробраться через эту невидимую преграду и помочь близкому, попавшему в беду.
— В сериале герои, в том числе и ваш, танцуют танго. Вы в жизни любите танцевать? Сложными ли были постановки танцевальных номеров, как они проходили?
— Мне очень нравится танцевать, но именно для работы: на сцене или съёмочной площадке. Я радуюсь, когда в каком-нибудь проекте есть танцевальный номер. Но на дискотеках или вечеринках меня почему-то замыкает, я не могу выйти на танцпол.
Мне нравится смотреть, как танцуют другие люди, например латиноамериканские танцы или различные современные стили. Очень нравятся импровизации: когда включается совершенно случайная музыка и партнёры должны прочувствовать друг друга и придумать танец.
В рамках подготовки к съёмкам мы с Юлей Снигирь занимались танго (педагогом актёров стала чемпионка мира 2018 года по аргентинскому танго Сагдиана Хамзина — прим. «Рамблера»). Чисто технически мне этот танец давался несложно: у меня хорошо развита физическая, телесная память. Например, в тех проектах, где есть экшен-сцены, драки, я смотрю, как мне каскадёры показывают тот или иной трюк, и быстро запоминаю рисунок движения.
Но в танго важнее всего не ловкие движения руками и ногами, а умение быть в контакте с партнёром: чувствовать, как он двигается, как меняет ритм, какие эмоции у него вызывает музыка.
Это оказалось сложно. Всё, что происходит между партнёрами на эмоциональном уровне, может сбить хореографический рисунок. И пока мы с Юлей не научились друг друга чувствовать в танце, то делали на репетициях ошибки, путали движения. Но потом нам удалось наладить связь, благодаря которой появился танец. Оценить, насколько хорошо у нас это получилось, можно при просмотре восьмой серии «Танго на осколках», где наши герои исполняют финальный танец.
После этих занятий и съёмок я понял, сколько ресурсов требует профессиональный танец, сколько усилий приходится приложить партнёрам, чтобы их движения были слаженными и гармоничными. Это большая работа.
— Вы сам любите смотреть кино и сериалы? Что из просмотренного вас удивило, впечатлило в последнее время?
Из западных проектов — «Пингвин» с Колином Фарреллом. Это блестящая работа, фантастика, насколько он там преображается. Попасть в руки таких гримёров — мечта любого актёра. Узнать Колина Фаррелла можно только по глазам. Из российских проектов очень хотел бы отметить «Подслушано в Рыбинске» и «Дети перемен».
И самый трогательный проект, при просмотре которого ты не выдерживаешь собственных чувств, — это сериал «Между нами химия» с Сашей Бортич в главной роли. Он должен выйти в этом году, и Саша Бортич сыграла там, на мой взгляд, свою лучшую на данный момент роль. По сюжету героиня узнает, что больна раком. А у неё дети, и она не знает, что делать. Вроде несложный сюжет, но то, как это снято и сыграно, дорогого стоит.
— По каким критериям вы выбираете проекты, в которых хотели бы сыграть?
— Я оцениваю их с точки зрения зрителя — хотел бы я сам посмотреть такой фильм? Если да, если в сценарии всё описано захватывающее, весело, интересно, то готов взяться за роль. Я не ищу в проектах никаких глубин, невероятных драматургических поворотов, не задаюсь вопросом, какие концепции строит или разрушает автор этим художественным произведением. Например, сериал «Иванько» — вроде в сюжете нет ничего необычного, но сценарий был написан так смешно, что я почувствовал эту магию кино и решил сняться в этом сериале.
— Одна из ваших следующих работ — сериал «Резервация», где вы играете с Филиппом Янковским и Екатериной Волковой. Судя по описанию, это сверхъестественная история: люди оказываются в аномальной зоне, которую нельзя покинуть. Чем вас заинтересовал этот проект?
— По сюжету в маленьком городке появляется аномальная зона. Войти внутрь неё может любой человек, а выйти — нет: попытавшегося ждёт смерть. Зона «отпускает» одного человека только в том случае, если внутри зоны кто-то умрёт. Мой герой Сергей выходит из тюрьмы и узнаёт, что возникла такая аномалия. А у него в этом районе остались дочь и жена. И моему персонажу нужно попасть внутрь, чтобы разобраться, что же там произошло. Более того, ему параллельно нужно разобраться с мэром городка, подставившим его. Вдобавок герой смертельно болен, у него осталось совсем немного времени, чтобы успеть всё это сделать.
Эта история привлекла меня именно своей фантастичностью. Она не бытовая, и это всегда очень завораживает. Фантастика — один из моих любимых жанров.
— Сейчас стали очень популярны проекты о спорте. Скоро выходит ваш проект «Финал» про Олимпийские игры в Лондоне. Вы могли бы рассказать о нём подробнее?
— Это фильм о финале по волейболу на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году. Наша сборная, как мне кажется, тогда совершила подвиг, победив сборную Бразилии. Это был фантастический матч. Я его смотрел мельком во время тех Олимпийских игр, но не придал ему значения. А сейчас в процессе подготовки к съёмкам посмотрел и потом пересматривал несколько раз.
Я в этой картине играю Владимира Алекно, легендарного российского волейболиста и тренера по волейболу, который привел нашу сборную к той победе. И мне очень лестно, что я буду не то чтобы иметь отношение к этому событию, но хотя бы просто сыграю в фильме о нём.
— Какие у вас в целом отношения со спортом?
— Я регулярно хожу в фитнес-зал. Это самое оптимальное решение, когда нужно позаниматься разными видами спорта и получить все необходимые нагрузки в одном месте. Мне кажется, чтобы сохранять какую-то радость жизни и быть максимально активным и плодотворным во всех смыслах, нужно заниматься спортом. А в моей профессии это важно вдвойне, потому что надо выполнять различные трюки и поддерживать хорошую физическую форму.
— Как внешность актёра влияет на его карьеру?
— Часто бывает, что если у актёра харизматичная запоминающаяся внешность, то он рискует стать заложником одного образа. Хотя, например, прекрасный артист Тимофей Трибунцев — доказательство, что человек определённой фактуры может играть совершенно разноплановые роли. Например, в театре «Сатирикон» он играет Дон Жуана. Если вспомнить его персонажей в кино и сериалах, то сразу возникнет вопрос: «Тимофей Трибунцев — и в роли Дон Жуана? Это что, комедия, сатира?» Но когда зритель смотрит спектакль, у него не остаётся ни одного вопроса, почему этому артисту доверили такую роль.
Ещё показателен пример Хью Джекмана. Этот актёр сыграл Росомаху в супергеройском фильме, и он же играл таких сложных персонажей, как американский антрепренёр и цирковой артист Финеас Тейлор Барнум в «Величайшем шоумене» и Жан Вальжан в «Отверженных». Мне бы очень хотелось проявить свои способности в подобных ролях. Например, хотелось бы сыграть Нехлюдова из романа Толстого «Воскресение».
— С кем из режиссёров и актёров вы мечтаете поработать и почему?
— Недавно я смотрел комедию «Василий» с Сашей Петровым. И этот фильм меня очень тронул благодаря профессиональной работе Саши. Петров играет там братьев-близнецов. Для любого артиста это очень сложная задача — сыграть сразу двух человек. Она требует определённой смелости. Саша прекрасно справился с ней, у него получились два совершенно разных героя. Он блестящий актёр. И мне бы хотелось сняться с ним, причём не в сказочном или фантастическом проекте, а в каком-нибудь в хорошем смысле бытовом кино, где нужно работать на уровне характеров, слов, взглядов.
Из режиссёров я бы хотел посотрудничать с Климом Козинским, снявшим сериал «Первый номер». С Душаном Глигоровым, который снял «Аутсорс». И с Кариной Чувиковой, снявшей «Между нами химия»: меня очень впечатлило, как она собрала всю эту историю.
— Режиссёрские амбиции у вас есть?
— Точно нет. Мне кажется, нужно очень много знаний и навыков, чтобы снять хотя бы короткометражку. У меня есть определённый опыт в кино, понимание, как нужно работать над той или иной сценой, я чувствую, как должен развиваться сценарий. Но как с этим комплексно работать, я пока не понимаю.
Я сейчас пробую себя в качестве автора идей, шоураннера. Например, работаю над одной идеей с известным сценаристом. Но подробности я пока озвучить не могу.
— Вы играете ещё и в театре. Какие театральные роли вам запомнились больше всего, в кого вам сильнее всего понравилось перевоплощаться?
— Запомнились почти все мои работы в моём родном театре РАМТ (Российский академический молодёжный театр), за исключением, пожалуй, Дон Кихота в одноимённом спектакле: я очень не любил эту постановку. Остальные роли — Урод в «Снах моего отца», Лоусон в «Нюрнберге», Питер в «Участи Электры» — я несу сквозь года, они остались у меня в сердце и невероятно ценны для меня. Даже спектакль «Волшебник Изумрудного города», где я играл Трусливого Льва, будь он неладен, вспоминаю с какой-то сакральной радостью. Это был экстренный ввод в постановку, мне надо было выучить большой текст, но всё равно это было забавно.
Я одинаково люблю и кино, и театр. Получаю от них совершенно разные эмоции. Но если придётся выбирать, то выберу кино: в нём у меня больше шансов и возможностей реализовать свои актёрские желания.
— Как вам при вашей занятости удаётся сохранять баланс между работой и личной жизнью?
— Я научился расставлять приоритеты и говорить «нет». Например, что в такой-то день я не могу сниматься. Раньше я испытывал из-за своих отказов сильный дискомфорт: людям надо, а я говорю «нет». Что обо мне подумают? Вдруг меня больше никуда не пригласят?
Потом я понял, что все эти страхи и сомнения только в моей голове. Перед тем как сказать «нет», я себе отвечаю на простые вопросы: «Я никого не подвожу? Нет. У меня заключен юридический договор? Нет. Люди понесут убытки из-за того, что меня не будет? Нет». Всё остальное — предрассудки и навязанное чувство вины.
Биографическая справка
Денис Шведов родился 24 ноября 1981 года в Москве. В 2006 году окончил Высшее театральное училище имени Щепкина и был принят в труппу Российского академического молодёжного театра, где работает до сих пор. На экране дебютировал в 2007 году, снявшись в эпизодических ролях в сериале «Татьянин день» и историческом фильме «Слуга государев».
Среди наиболее известных работ Шведова в кино и сериалах — драма Юрия Быкова «Майор», сериалы «Бывшие», «Иванько», «Сны Алисы», «Доктор Преображенский», драма Антона Мегердичева «Бывшие. Happy End».
В Российском академическом молодёжном театре Шведов играл в спектаклях «Берег утопии», «Мартин Иден», «Красное и чёрное», «Приключения капитана Врунгеля» и других.
В 2021 году стал участником реалити-шоу «Последний герой. Чемпионы против новичков».
Виктор Добронравов: «Мне нравится, когда не надо быть собой в кадре»