Неудачная пародия: что не так с новым сериалом «Челюскин. Первые» о катастрофе парохода
В онлайн-кинотеатре Wink вышли первые серии сериала «Челюскин» о пароходе, который потерпел крушение во время экспедиции на Северном морском пути. Команде полярников пришлось два месяца ждать спасения в условиях арктической пустыни. Шоураннером и генеральным продюсером сериала выступил Фёдор Бондарчук.
В августе 1932 года пароход «Челюскин» вышел из мурманского порта и отправился в плавание через Северный Ледовитый океан, чтобы проверить, может ли транспортное судно пройти Северный морской путь за одну навигацию. 13 февраля в Чукотском море корабль был раздавлен льдами и затонул. «Челюскинцы» успели высадиться на лёд, соорудили лагерь и два месяца ждали спасения.
104 человека, среди которых 10 женщин и двое детей, выживают в тяжёлых природных условиях — вот почти готовый материал для экранизации, из которого можно было сделать хорошее кино. Оставалось проделать обычную сценарную и постановочную работу: индивидуализировать персонажей и дать им характеры. Придумать систему драматургических конфликтов и внятные сюжетные линии. Оформить повествовательные элементы так, чтобы они складывались в целостную историю, за которой было бы интересно следить. Добавить, если хочется, героического пафоса преодоления, свойственного фильмам о поединке человека с природой, но, если неохота, можно, конечно, обойтись и без него.
Сценарист Максим Бударин и режиссёр Степан Коршунов вроде бы пытаются решить эти задачи, но терпят фиаско по всем пунктам. По заветам Джеймса Кэмерона они ставят в центр рассказа двух влюблённых — механика Набатова (Глеб Калюжный) и метеоролога Сомову (Стася Милославская). Их романтические отношения действительно могли бы стать хорошим сюжетным стержнем для многофигурного повествования о катастрофе и выживании, если бы эта любовь не выглядела чисто схематичным воспроизведением жанрового шаблона. И если бы сами герои были хоть немного похожи на живых людей, а не на картонные фигуры, лениво вклеенные в эту историю.
Калюжный всю дорогу ходит с выражением лица «я хороший парень». Милославская — в модной вязаной шапочке и винтажной дублёнке, которая остаётся сухой даже после того, как героиня чуть не утонула. Впрочем, её Сомова не так проста: у неё есть какая-то тайна, символизированная старой фотографией, на которую героиня задумчиво смотрит. Очевидно, для симметрии во втором эпизоде Набатову тоже дают тайну и фотографию, на которую нужно задумчиво смотреть. Интригуют ли эти тайны? Да нет, не очень. Про них забываешь сразу, как только герои перестают разглядывать свои фотографии.
Начальник экспедиции Отто Шмидт (Кирилл Кяро), видимо, задумывался как сложный характер. Сперва он некрасиво шантажирует Сомову, чтобы та знала своё место в служебной иерархии, и капитана Воронина (Дмитрий Куличков), чтобы заставить его принять командование пароходом. А потом пишет в дневнике проникновенные строки о надежде и ответственности, с выражением озвученные закадровым голосом. Несомненно, разные качества могут уживаться в одном персонаже, но для этого их надо собрать в единый образ. Нельзя просто в одной сцене показывать героя отменной сволочью, а в следующей — мудрым протагонистом, с которым зритель должен безоговорочно идентифицироваться. Такие противоречия требуют определённой художественной проработки, иначе образ развалится на кусочки, что, собственно, и происходит.
Сериал полностью смонтирован из самых расхожих клише и из творческих решений, заимствованных из известных жанровых образцов. Показательным примером тут могут послужить картины крушения «Челюскина», в которых абсолютно всё взято — откуда бы вы думали? Разумеется, из «Титаника». Безусловно, в подражаниях нет ничего плохого, вопрос в том, как именно подражать. Режиссёр Коршунов делает это так, что в итоге мы имеем набор механически скопированных сцен, из которых волшебным образом испарились и саспенс, и энергия оригинала.
В этом, пожалуй, главная проблема сериала — не в самих клише, а в том, что они, с какой стороны ни посмотри, не желают складываться в интересный, захватывающий или хотя бы просто связный рассказ. Повествовательные элементы склеены в произвольном порядке — часто невозможно понять причину, по которой в этой сцене вон та героиня или почему нам сейчас показывают то-то и то-то. Примерно четвертая часть времени зачем-то отдана параллельной линии с чукотским шаманом, которому явилось видение кораблекрушения, и теперь он хочет задобрить злого духа. С флешбэками вообще беда: их много, они вполне бессодержательны и всегда появляются в самых неподходящих местах.
В повествовательном бардаке тонут и сюжет, и драматургические конфликты, и робкие зачатки характеров. Остаются лишь несколько десятков бестолковых фигур на фоне компьютерного ледяного пейзажа, ни одна из которых, к слову, даже не выглядит замёрзшей. Сразу видно, что в павильоне, где всё снималось, была комфортная температура. А актёры не смогли передать те чувства, которые испытывала команда Челюскина в те два страшных месяца ожидания спасения.
Триллер про надзирателей и драмеди про богачей в Тайланде: главные сериалы февраля