«Тайга»: выходит новый сериал про маньяка со звездой фильма «Анора»
5 марта в онлайн-кинотеатрах Premier и Kion состоится премьера сериала «Тайга». Это новый проект режиссера Александра Касаткина («Дочь») по сценарию Галы Сухановой («Настя, соберись!»). «Рамблер» рассказывает, каким получился новый детективный триллер о маньяке в провинции.
В небольшом провинциальном городе N худо-бедно живут люди. Отношения в семьях здесь, мягко говоря, неблагонадежные: у одних отец ушел из семьи, у других мать не отлипает от бутылки, а дети шляются неизвестно где и с кем. «Вы живете как бомжи!», — бросает один подросток другому на очередной прогулке. Завязывается потасовка, которую разнимает старший брат одного из парней.
Молодежь пришла тусить на детскую площадку около сгоревшего дома, чтобы впервые попробовать запрещенные вещества. Сделать это не удасться: вмешиваются взрослые, а после драки оказывается, что Кристи, младшая сестра одного из парней, пропадает без вести. Куда делась девочка, неясно — то ли заблудилась в тайге, то ли ее кто-то похитил. «Может Кристи уже убили и расчленили, все из-за тебя, придурка!», — набрасывается мать на ее брата, который должен был присматривать за девочкой.
Дело о пропаже начинает вести группа следователей: Демидов (Григорий Чабан), Лида (Дарья Екамасова) и Зимин (Владимир Селезнев). Каждого персонажа авторы сериала наделяют объемом. Демидов страдает провалами в памяти: психиатр Генриетта (скромная, но выразительная роль Елены Кореневой) считает, что ему стоит позаботиться о ментальном здоровье. У Лиды тоже особенность — она сексоголик, который не может остановиться (у девушки в постели якобы побывало полгорода). Зимин — отец большой семьи (четверо детей), переживает насчет плохой наследственности (его отец и дед умерли от рака, не дожив до 50-ти).
«Тайга» — детективный триллер о маньяке, у которого, судя по всему, будет немало подводных камней. Премьера первой серии состоялась на фестивале контента стриминговых платформ Original+. В двух эпизодах почти о всех персонажах (как первого, так и второго плана) рассказали столько всего, что в этой информации нетрудно запутаться. Имена, родственные связи, степень знакомства и близости, а главное отрывки, представленные в настоящем и в прошлом — полнейший сценарный кавардак. Этой путаницы создателям показалось мало: одновременно разворачиваются истории сразу нескольких подсюжетов, следить придется и за ними.
Сценаристы не в смогли определиться, какого рода историю они хотят рассказать. С одной стороны это многогранная семейная драма о неустроенности и разладе поколений. Очень много экранного времени уделяется, например, знакомству с членами семьи пропавшей девочки. Здесь все в лучших традициях российского социального кино начала 2000-х: семья бедная, отец бросил мать, та стала алкоголичкой (без пяти минут «Волчок» Василия Сигарева). Старшая дочь уехала за «новой жизнью» в Екатеринбург, но почему-то вернулась и терпит оскорбления вроде «проститутка» и «шалава». Старший сын пытается найти место под солнцем, но в итоге начинает заниматься распространением запрещенных препаратов.
С другой стороны «Тайга» периодически вспоминает о детективной линии, поэтому действие возвращается к, собственно, расследованию гибели маленькой девочки. Здесь все без особых сюжетных изысканий: зацепок почти нет, поэтому следователи прибегают к старым-добрым медэкспертам и опросу друзей и близких. Непонятно, к чему «Тайга» тяготеет больше — то ли к «Трассе», то ли к «Фишеру». Правда, и то и другое будто бы снимали для телеканалов (картинка бледная, будто контраст выкрутили на минимум). В последние годы Александр Касаткин, кстати, плотно работал над ТВ-проектами. Например, он снял для НТВ два сезона детектива «Золото» и историческую драму «А.Л.Ж.И.Р.».
В сегменте детективных триллеров похвастаться «Тайге» практически нечем. Из условных отличительных черт — разве что особый подход Демидова к общению со свидетелями. По неведомым причинам (вероятно, их раскроют в следующих сериях) персонаж Григория Чабана использует гипноз. С его помощью следователь избирательно копается в памяти людей, выискивая детали, которые трудно вспомнить и вывести на осознание. Иной раз гипноз помогает раскрыть характеристики события, которые при обычном разговоре со свидетелем тот вообще не упоминает. Получается эдакий «Менталист» на минималках.
Визуал «Тайги» сложно назвать изобретательным — классические «восьмерки» во время диалогов, съемки преимущественно на средних планах. Ни красочных панорам, ни необычных пролетов над бескрайней тайгой, что скрывает какие-то тайны, пока не наблюдается. В двух сериях всплывают и первый подозреваемый — местный юродивый, что живет при храме и ухаживает за животными в приюте. Кроме того, некоторые герои из-за своего прошлого тоже могут вызвать подозрение у следователей. Судя по всему в дальнейшем «Тайга» будет эксплуатировать классический детективный троп о том, что корни зла лежат в детских травмах, вытесненных психикой с помощью защитных механизмов.
Российские детективы долгое время не могут выглянуть за пределы высокой стены из штампов и стереотипов. «Зверобой», «Черное солнце», «Замаячный», «Душегубы» — картины с однотипным сюжетом, картонными героями, переигрывающими актерами и предсказуемым финалом. Судить по двум сериям не хочется, но кажется «Тайга» может стать еще одним проходным проектом.
Драмеди о матери-одиночке и детектив со звездой «Аноры»: шесть новых сериалов марта