Аквариум

Русский рок, Рок

Послушать в HiFi-качестве
Slide 1 of 5
Группа «Аквариум» в Ленинграде (Санкт-Петербурге), 1986 год
Кадр из видео «Красная Река»
Кадр из видео «Подношение 21 сентября»
Кадр из видео «Песня 93. Garçon N°2»
Группа «Аквариум» (Андрей Суротдинов, Liam Bradley, Александр Титов, Борис Гребенщиков, Константин Туманов, Brian Finnegan)

Рок-группа «Аквариум» — культовое детище Бориса Гребенщикова*, кладезь его жизненной мудрости и музыкальных экспериментов. Один из первых советских рок-коллективов, решившихся исполнять музыку на гитаре, и сильно повлиявший на становление таких культовых артистов, как Виктор Цой, Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов и многие другие.

Рассказываем, как «Аквариуму» это удалось, и с чего зародилась русская рок-музыка.

\* — _Включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов._

Музыкальный жанр
ПроисхождениеЛенинград, СССР
Активные годы1978-…
Состав участниковБорис Гребенщиков*, Александр Титов, Алексей Зубарев, Андрей Суротдинов, Брайан Финнеган, Глеб Гребенщиков, Лиам Брэдли, Константин Туманов
Бывшие участникиАнатолий Гуницкий, Михаил Файнштейн-Васильев, Андрей Романов, Олег Сакмаров, Всеволод Гаккель, Борис Рубекин, Петр Трощенков, Олег Шавкунов и многие другие

Лучшие песни

История появления группы «Аквариум»

История «Аквариума» берет начало в 1972-м. Именно в этом году Гребенщиков и Анатолий Гуницкий собрались вместе, чтобы организовать так называемый «поэтически-музыкальный проект». Точного ответа на вопрос, откуда появилось имя «Аквариум», никто дать не может, но все соглашаются, что придумать его было очень непросто.

Первое время Гуницкий и Гребенщиков просто репетировали на дому. Кроме них, в состав группы входили самые разные музыканты: поговаривают, что на встречи захаживал даже Эдмунд Шклярский, ныне известный как лидер «Пикника».

Спустя год после образования коллектива в Зеленогорске произошло важное событие: «Аквариум» дал свой первый концерт. В сетлисте оказались не только композиции их собственного сочинения, но и кавер-версии хитов The Beatles. А спустя еще некоторое время был записан их дебютный магнитоальбом, получивший название «Искушение святого Аквариума». Сейчас его можно послушать только в сборнике «Доисторический Аквариум», вышедшем в 2001-м.

© Виктория Ивлева/РИА Новости

В последующие несколько лет музыканты записали еще несколько пластинок и опробовали силы в экспериментальном театре. Опыт, увы, не впечатлил демиурга коллектива, и он понял, что совмещать музыку, поэзию и театр было плохой идеей. Отныне «Аквариум» был исключительно музыкальным проектом.

Первым шагом к новому формату было увеличение живых выступлений. Например, в марте 1976-го «Аквариум» заявился в Таллин на фестиваль молодежных песен. Среди приятных событий, произошедших в Эстонии, оказалась первая встреча с лидером «Машины Времени» Андреем Макаревичем*.

Параллельно Борис Гребенщиков работал над собственными пластинками: к примеру, к этому времени вышел его совместный с Майком Науменко (лидером группы «Зоопарк») альбом «Все братья — сестры». Исполненная работа помогла «Аквариуму» привлечь к себе внимание уже видных в ту пору фигур — журналиста Артемия Троицкого и музыканта Андрея Тропилло. Огромным достоинством последнего было наличие у него оборудования профессиональной звукозаписи — и у «Аквариума» наконец-то появилась возможность записать хороший альбом. Впоследствии Гребенщиков окрестил релизы, вышедшие после этого момента, «историческими».

«Аквариум» на профессиональных носителях

Первым таким релизом стал «Синий альбом» (1981): его сегодня зовут дебютной работой «Аквариума». По сути, наконец получив возможность придать готовым композициям более культурное звучание, музыканты записали многое из того, что поднакопилось за время их существования.

Работа осложнялась отсутствием барабанов — да и барабанщика тоже. Но музыканты сделали первый важный шаг в своем становлении профессионалами — и легендами русского рока.

В том же году состоялось другое событие, значительно повлиявшее на развитие жанра: в марте появился Ленинградский рок-клуб. «Аквариум» сходу стал его важным участником.

© Александр Астафьев/РИА Новости

Все еще находясь под вдохновением, группа записала новую пластинку. «Треугольник» вышел тоже в 1981-м — с его созданием помогал Сергей Курехин. Этот релиз Гребенщиков впоследствии называл «цирком, продуманным от начала и до конца». Любопытно, что лидер «Аквариума» предрекал пластинке судьбу Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club — альбома The Beatles, который считается одним из лучших лонгплеев в истории музыки.

Параллельно с «Треугольником» записывалась «Акустика». Об этом альбоме БГ впоследствии отзывался так:

Борис Гребенщиков: «Тот, кто слышал «Акустику», может считать, что он знает «Аквариум»».

К тому же артист хвалил альбом за естественность и наиболее достоверное отражение музыки, игравшейся в студии.

В 1982-м группа работала над пластинкой «Табу» в сокращенном составе — из-за чего в их имени на обложке даже появился неуверенный вопросительный знак. А в 1983-м «Аквариум» успешно принял участие в первом фестивале Ленинградского рок-клуба. Мероприятие впоследствии стало ежегодным. В том же году группа работала над альбомом «Радио Африка» вместе с Сергеем Курехиным. Александр Титов, приглашенный исполнить партию бас-гитары для одного трека, вскоре стал постоянным участником группы.

Нужно сказать, что переход «Аквариума» на профессиональную звукоаппаратуру не остался незамеченным среди поклонников рок-музыки и журналистов. К началу 1984 года газета «Московский комсомолец» поместила коллектив на третье место по популярности в Советском Союзе: «Аквариум» уступил только «Машине времени» и «Динамику». Спустя год группа гордо воцарилась на втором месте.

Музыканты продолжали продуктивно трудиться, выпуская альбомы, обреченные стать культовыми. В 1984-м вышли сборник концертных записей «Ихтиология» и «День Серебра», а в 1986-м — живая пластинка «Десять стрел». Упорная работа во имя музыки наконец-то привела к тому, что на «Аквариум» вышла фирма «Мелодия». Именно после этого группа выпустила свою первую настоящую грампластинку, получившую название «Белый альбом».

© Игорь Михалев/РИА Новости

«Аквариум» после высшего признания

Годом, вознесшим «Аквариум» на абсолютные вершины, стал 1987. Именно в этом году музыкантов впервые показывают по телевизору, что помогает им приобрести еще больше известности. Тогда же журнал «Юность» окрестил коллектив «лучшим ансамблем страны», а Гребенщикова — лучшим музыкантом.

Вот только группа, привыкшая к подпольной работе, хотела не этого. Музыканты попытались записать альбом «Равноденствие» при содействии «Мелодии», но Гребенщикова вечно что-то раздражало. То провод отключается, то кто-то жалуется на головную боль… Иными словами, все, что могло пойти неправильно, именно так и поступило. Разочаровавшись в «Аквариуме», музыкант отправился за границу и начал трудиться над сольным творчеством. В 1991-м, когда группа выступала на десятилетии Ленинградского рок-клуба, музыканты объявили, что это — их последний концерт.

Гребенщиков попытался уйти от популярности «Аквариума», собрав «БГ-Бэнд». Естественно, музыка этого коллектива немногим отличалась от того, что музыкант делал прежде. Однако именно этим составом был записан альбом «Русский альбом», наполненный отсылками на православие и славянскую культуру. В 1992-м, впрочем, из мертвых восстал «Аквариум». Восстал, чтобы в 1997-м снова распасться.

По сей день группа функционирует именно так: то сходится, то снова разбегается. Нынешний состав — уже четвертый. Их музыка постоянно эволюционирует, обрастая элементами самых разных жанров, а Гребенщиков все регулирует с высоты прожитых лет и нажитых знакомств.

Состав участников и солист

Несмотря на то, что за всю историю «Аквариума» через группу прошло немало рыб-музыкантов, наибольший вклад внес уже упомянутый Борис Гребенщиков.

О том, что делает фигуру музыканта, также известного как БГ, мы уже подробно рассказали в его биографии. Сейчас лишь упомянем, что родился он 27 ноября 1953 года в славном городе Ленинграде и учился в СпбГУ на факультете прикладной математики. Отвечая на вопрос, почему вообще занялся музыкой, Гребенщиков говорил, что все ради женщин — и не будь на этом свете их, он бы вообще ничего не делал.

© Канал «Аквариум I БГ+» на Youtube

Важные роли в нынешнем более-менее постоянном составе «Аквариума» (участие в группе БГ чередует с выпуском сольных альбомов) также играют Андрей Суротдинов, Игорь Тимофеев, Брайан Финнеган и Александр Титов. Любопытно, что не каждый из них играет на одном из инструментов, которые мы привыкли считать принадлежащими к рок-музыке.

Скрипач Андрей Суротдинов родился 26 апреля 1960 года в Семипалатинске — ныне этот город называется Семей, и расположен он в Казахстане. Играть на скрипке начал в девять лет, а до знакомства с Борисом Гребенщиковым был участником камерного ансамбля «Академия старинной музыки».

© https://bg-aquarium.com

Помимо участия в «Аквариуме», Суротдинов написал несколько саундтреков к фильмам и сериалам, в том числе — к нескольким сезонам культового «Бандитского Петербурга» (2000−2007). Также работал с рок-группой «Настя», возглавляемой русской рок-артисткой Настей Полевой.

Игорь Тимофеев также представляет ту грань «Аквариума», которую не так просто отнести исключительно к русскому року. Музыкант родился в Ленинграде 8 апреля 1975 года. Обучался на джазово-эстрадном отделении музыкального училища им. Мусоргского и по его окончании стал многообещающим молодым саксофонистом.

В 1994-м Тимофеев громко заявил о себе на конкурсе «Осенний Марафон». Здесь ему присудили премии «Лучший саксофонист», «Автор лучшей композиции» и «Лидер лучшего коллектива». Успех помог музыканту получить первое серьезное место работы — в ансамбле Народного артиста РФ Давида Голощекина.

© Страница Игоря Тимофеева в VK

В нулевые Тимофеев продолжил образование, поступив в консерваторию в немецком городе Мангейм. Правда, отучиться там до конца музыканту не довелось: получив предложение стать участником «Аквариума», наш герой все бросил и вернулся в Россию.

Брайан Финнеган — это один из самых необычных музыкантов, когда-либо работавших с Гребенщиковым. Любопытство прежде всего вызывает тот факт, что он — родом из Северной Ирландии. Его основной инструмент — флейта, но Брайан также владеет вистлом.

© https://bg-aquarium.com

Финнеган родился 20 августа 1969-го — за три года до появления группы «Аквариум». Осваивать музыкальные инструменты начал в возрасте 8 лет, после чего много гастролировал, исполняя традиционные ирландские песни. Когда Брайан играл в коллективе Flook, о нем узнал Борис Гребенщиков — и очень заинтересовался. Знакомство произошло в 2007-м на лондонском концерте в память о Шри Чинмое — этим духовным лидером восхищались оба музыканта. С тех пор Финнеган регулярно выступает с «Аквариумом» и участвует в записи студийных альбомов коллектива.

Александра Титова можно, пожалуй, назвать вторым долгожителем «Аквариума» после Бориса Гребенщикова. Басист и по совместительству игрок на контрабасе присоединился в группе в 1983-м и несколько раз уходил, чтобы несколько раз вернуться.

Музыкант родился 18 июля 1957 года в Ленинграде. Окончив школу, Александр отправился получать образование в Технологический институт, намереваясь стать инженером. С этого пути он, впрочем, свернул, поочередно играя в нескольких ленинградских рок-группах. Помимо «Аквариума», Титов успел побывать участником «Землян» и «Августа», а также играл в коллективе с Михаилом Малиным и Александром Ляпиным.

© https://bg-aquarium.com

Любопытно и то, что Титов участвовал в записи нескольких альбомов группы «Кино» до и после смерти Виктора Цоя. Например, его бас можно услышать в одном треке «Начальника Камчатки» (1984), а также на каждой композиции пластинок «Это не любовь» (1985) и «Ночь» (1986). Помимо этого, Титов присоединился к группе во время их воссоединения в 2021-м: сегодня музыкант старательно совмещает выступления в обоих коллективах.

\* — _признан иностранным агентом на территории РФ._

Лучшие альбомы

Радио Африка

Равноденствие

Лошадь белая