Опера о почтальоне и сказка о пионере: что послушать на долгих зимних праздниках

В «Новой Опере» расскажут историю французского почтальона, который решил стать оперным певцом, в Концертном зале им. Чайковского выступит певица Хибла Герзмава, а актёр Евгений Миронов исполнит роль рассказчика в симфонической сказке «Петя и Волк». «Рамблер» отобрал музыкальные концерты и оперы, которые порадуют москвичей в новогодние праздники.

Опера о почтальоне и сказка о пионере: что послушать на долгих зимних праздниках
© «Новая Опера»

«Почтальон из Лонжюмо»

«Новая Опера», 30 и 31 декабря

Оперу «Почтальон из Лонжюмо» в 1836 году написал композитор Адольф Адан, который в общей сложности написал около десяти опер и балетов, в том числе знаменитый балет «Жизель». «Почтальон из Лонжюмо» был популярен при жизни Адана, оперу распевала вся Франция. К концу XIX века более 500 раз она прошла только в Париже. Также опера звучала в концертных залах Берлина, Вены, Лейпцига, Праги и даже Риги (здесь она шла под управлением молодого Рихарда Вагнера). А в России её показывали крайне редко.

Сюжет в комической опере повествует о молодом почтальоне Шаплу, который сбежал от новоиспечённой супруги в Париж, чтобы сделать карьеру оперного певца. Спустя 10 лет во французскую столицу переезжает и его несостоявшаяся жена Мадлен, которая внезапно получила богатое наследство и титул маркизы де Латур. Она приглашает в свой новый дом на приём артистов Парижской оперы, в числе которых теперь и её бывший возлюбленный. Шаплу не узнает её. Он очаровывается богатством и красотой «новой знакомой». Маркиза решает воспользоваться ситуацией и проучить бывшего мужа. Она обманом вынуждает его стать двоеженцем, а по законам XIX века за такое полагался тюремный срок. Но в итоге передумывает и показывает своё настоящее лицо: два раза жениться на одной и той же женщине законом не возбраняется.

Над постановкой в «Новой Опере» работали режиссёр Евгений Писарев, сценограф Зиновий Марголин и художник по костюмам Ольга Шамелаишвили. Сцена украшена огромными конвертами с красивыми почтовыми открытками, а любовные послания с них перекочевали на женские платья. Вместо утяжеляющих процесс разговорных диалогов введены два конферансье (Сергей Епишев и Олег Савцов), пытающиеся наперебой ввести зрителя в курс дела: их диалоги остроумны и смешны.

«Сказка о царе Салтане»

Большой театр, 8–9 января

© Большой театр

Большой театр — кроме «Щелкунчика» — предлагает и праздничную оперную программу, в которую вошла «Сказка о царе Салтане» российского композитора Николая Римского-Корсакова. Движения в этом спектакле не меньше, чем в «Щелкунчике». Режиссёр Алексей Франдетти, мастер по мюзиклу, приносит законы этого жанра на оперную сцену. За декорации отвечал Евгений Марголин, который смог воссоздать на сцене атмосферу русской ярмарки. Лубочное государство Салтана здесь противопоставляется городу Леденцу, в котором зрители моментально узнают Санкт-Петербург.

«Фишкой» режиссёра было максимально насытить сценическое пространство действием. В спектакле заняты цирковые артисты, исполняющие сложные трюки. Он поставлен как сказка для семейного просмотра и, по словам режиссёра, призван дарить публике только радость. Чем не идеальный выбор для новогодних каникул?

Тем более что музыка в «Сказке о царе Салтане» прекрасна, а сама опера осталась в истории русского искусства. В образе Царевны-Лебеди Михаил Врубель запечатлел первую исполнительницу этой партии и свою жену Надежду Забелу-Врубель. Можно на каникулах посетить и Третьяковку, чтобы увидеть портрет.

«Зимний вечер в Шамони»

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 6 января

© Московский театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Праздничное настроение поддерживает спектакль «Зимний вечер в Шамони». Самостоятельного музыкального произведения с таким названием не существует — его придумал режиссёр Александр Титель, собрав концертный дивертисмент из фрагментов французской, английской, австрийской, советской оперетт и даже испанской сарсуэлы. Среди них — «Орфей в аду» (отсюда родом знаменитый канкан!), «Принцесса цирка», «Холопка», менее известные, но не менее прекрасные мелодии.

Титель объединил пастиччо (или «нарезку») сюжетом из жизни отдыхающих: курортники расслабленно пьют глинтвейн, зажигательно танцуют канкан, соревнуются за первенство в спуске, куражатся, крутят романы и устраивают сцены ревности. Состав гостей Шамони интернационален: здесь и американская актриса, итальянский писатель, знаменитый скрипач, представители титулованных династий и многие другие. Русская речь — неотъемлемая часть программы. Художник Владимир Арефьев «рассыпал» яркое конфетти горнолыжных костюмов на фоне белоснежной вершины Монблан, словно убеждая зрителя расслабиться и не отказывать себе в удовольствиях.

Концерт Хиблы Герзмава

Концертный зал им. Чайковского, 6 января

© Михаил Хомичев/РИА Новости

6 января певица Хибла Герзмава отметит 55-й день рождения на сцене Московской филармонии. В уходящем году сопрано отпразднует и другую круглую дату: 30 лет назад, она, ещё студентка консерватории, стала лауреатом первой премии и обладательницей Гран-при Международного конкурса им. Чайковского. А в 1995-м вошла в труппу Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (так что и тут отдельный юбилей).

С тех пор ей покорились все сцены мира, включая «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке и олимпийский стадион в Сочи. Но, завоевав признание, она осталась верна своему театру. А тот — верен ей: сегодня Хибла Герзмава царит здесь в статусе примадонны.

Живая, обаятельная, она не боится экспериментов: вслед за сложнейшим оперным спектаклем она может выйти в джазовой программе или с советской песней.

Что споёт Хибла Герзмава в Зале им. Чайковского, пока остаётся загадкой, может быть, останется и до самого конца. Известно лишь, что сопровождать выступление певицы будет Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением дирижёра Большого театра Антона Гришанина. А в качестве специального гостя ожидается дирижёр Валерий Гергиев.

Симфоническая сказка «Петя и волк». Сен-Санс «Карнавал животных»

Концертный зал «Зарядье», 3 января

© Зарядье

Для зрителей подготовили представление из двух концертов, каждый из которых будет длиться 35 минут. Сперва прозвучит симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», которую автор написал ещё в 1936 году, чтобы познакомить детей с оркестровой музыкой. Шуточную историю про пионера Петю композитор написал по заказу театрального режиссёра Натальи Сац для Центрального детского театра (ныне РАМТ). В сопровождении симфонического оркестра в своё время сказку читали такие известные актёры, как Вера Марецкая, Жерар Филип, Софи Лорен и другие. В роли рассказчиков успели выступить и политические деятели, например Михаил Горбачёв и Билл Клинтон. В «Зарядье» сказку прочитают актёр Евгений Миронов в сопровождении Московского государственного симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Ивана Рудина.

Во второй части представления состоится премьера литературно-музыкальной композиции, в основу которой легла сюита «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. В сюите пародируются известные музыкальные произведения и высмеиваются человеческие пороки. Например, в номере «Черепаха» мелодия знаменитого канкана играет в очень медленном темпе. Сам Сен-Санс назвал своё сочинение «зоологическая фантазия».

Во второй части вместе с Евгением Мироновым в роли рассказчика выступит актриса Ирина Пегова.