Пять спектаклей январской афиши: что посмотреть в московских театрах
В камерном театре «Среда-21» покажут спектакль про человека с пулей в сердце. Актёр Максим Севриновский, которому веришь как себе, сыграет «лишнего человека» Виктора Зилова из «Утиной охоты». В Театре Маяковского можно будет увидеть, что такое любовь по Маркесу. «Рамблер» отобрал самые интересные спектакли из январской афиши, которые стоит посмотреть.
«Утиная охота»
Если несколько причин сходить на этот спектакль (если, конечно, повезёт купить билет, обычно они разлетаются быстро, но можно позаботиться о билете заранее). Первая — Виктора Зилова играет актёр Максим Севриновский, на которого всегда интересно смотреть, в какой бы роли он ни вышел на сцену — злодея и убийцы Ричарда III, поэта Сирано или генерала Бочажка из спектакля «Генерал и его армия». В Москве уже образовалась группа завзятых театралов, которые идут не на режиссёра или произведение, а «на Севриновского», зная, что разочарования не будет.
Вторая причина — сам спектакль, поставленный так, что все три часа смотришь на сцену не отрываясь. Аскар Галимов, вчерашний студент ГИТИСа и психолог по первому образованию, получил приглашение в Театр имени Вахтангова после того, как народная артистка Людмила Максакова и главный режиссёр театра Анатолий Шульев посмотрели его дипломный спектакль «П.О.Л.Е». «Утиная охота» — его режиссёрский дебют на Симоновской сцене и безусловная удача.
Спектакль Аскара Галимова удивит тех, кто хорошо помнит пьесу Александра Вампилова по фильму «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли. Олег Даль играл человека, безмерно уставшего от бессмысленной работы, окружающих его людей и от самого себя. В фильме видели приговор эпохе застоя. В вахтанговском спектакле немного по-другому расставлены акценты.
В пьесе мельком упоминается церковь, превращённая в планетарий, — в спектакле она стала главной метафорой. Виктор Зилов — человек, который утратил веру в Бога и живёт с пустотой внутри. На этом фоне он теряет не только себя, но и близких людей. Зилов всё ещё на что-то надеется. Он пытается уцепиться за единственное, что ему дорого, — утиную охоту. Интересно, как в этом спектакле надмирное соединяется с конкретным. Костюмы для героев в стиле 70-х годов (время действия пьесы) художник Лилиана Брик придумывала, срисовывая формы, цвета и фактуры с византийских икон.
Когда: 5 января
Где: Театр имени Вахтангова
«Страна происхождения»
Независимый камерный театр «Среда 21» основан в 2021 году продюсерами Татьяной Лукьяновой и Андреем Поздняковым — отсюда и цифра 21 в названии. Театр находится в саду имени Баумана на территории старинной усадьбы князей Голицыных.
Репертуар у «Среды 21» уникальный, есть, например, спектакль по «Капиталу» Карла Маркса, номинированный на театральную премию «Золотая Маска». Вторая особенность театра — камерный зал, в нём всего 50–70 мест, и во время спектакля зрители могут, что называется, слышать дыхание актёров. Для спектакля Светланы Земляковой «Страна происхождения» это важно: интонация у него очень личная, он словно обращается к каждому зрителю напрямую и почти каждого берёт за душу.
Спектакль поставлен по прозе одного из самых загадочных российских писателей второй половины ХХ века — Дмитрия Бакина. В 90-е годы он опубликовал сборник рассказов «Страна происхождения», получил за него литературную премию «Антибукер» и надолго замолчал. Известно о нём очень мало: родился в Луганской области, жил в Москве, высшего образования не получил, всю жизнь работал шофёром грузовика. Его рассказы сравнивали с прозой писателя Андрея Платонова, сам же он себя профессиональным литератором не считал.
Светлана Землякова объединила два рассказа Дмитрия Бакина. Герой первого — молчаливый человек маленького роста с пулей в сердце, от которого веет ледяным холодом. Герой второго своим смиренным видом так поражает художника, что тот пишет с него лики святых в церкви. Внутренний мир этих людей так же загадочен, как и мир многих персонажей Платонова. Для режиссёра это загадка нашего прошлого: кто мы и откуда, от кого ведём свою историю и какую карму несём?
Спектакль она сделала вместе со своими гитисовскими выпускниками из мастерской Олега Кудряшова — Петром Алексеенко, Игорем Кузнецовым, Марией Тухарь и Диной Губайдуллиной. Художником-постановщиком стала Татьяна Анастасова, ученица театрального режиссёра Дмитрия Крымова. Спектакль короткий, идёт всего час десять минут, но запоминается надолго.
Когда: 14 января
Где: Театр «Среда-21»
«Сын»
Евгений Редько и Александр Девятьяров в спектакте «Сын» на сцене РАМТ
Французский драматург Флориан Зеллер обрёл мировую славу благодаря своей трилогии «Мама», «Отец» и «Сын». Все три пьесы рассказывают о тех будничных трагедиях, которые случаются в жизни обычных людей. В каждой из них человек буквально сходит с ума, не в силах вынести накал ситуации. Как правило, это какой-то переломный момент жизненного пути. Например, в «Маме» героиня не может смириться с тем, что её сын вырос, а муж отдалился. В «Отце» дочь вынуждена решать судьбу впавшего в деменцию отца, причём пьеса написана так, что всё происходящее мы видим его глазами, то есть глазами человека, личность которого постепенно распадается. Завершающая часть трилогии, «Сын», — о кризисе подростка, потерявшего желание жить после развода родителей. За адаптированный сценарий к фильму «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли Флориан Зеллер получил «Оскар».
«Сын» режиссёра Юрия Бутусова тоже не остался без наград: спектакль получил две театральные премии «Гвоздь сезона». Александр Девятьяров, сыгравший отца главного героя, получил «Золотую Маску» за роль второго плана. Мнение профессионального жюри не всегда совпадает с мнением «обычных» зрителей, но этот спектакль у всех вызывает восхищение. Хотя со дня премьеры прошло четыре года, спектакль идёт с аншлагами. Многие зрители приходят на спектакль во второй и в третий раз. Юрий Бутусов увидел в переживаниях молодого человека трагедию Гамлета, поэтому бытовая история поднимается на уровень высокой трагедии. Рок, который ведёт подростка к трагическому концу, здесь ощущается на физическом плане: сцена словно наэлектризована, вот-вот ударит молния и раздастся гром.
Когда: 10 января
Где: Российский академический молодежный театр
«Ночь нежна»
«Ночь нежна» называют одним из лучших романов Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, а сам автор считал его своим шедевром, хотя современники эту во многом автобиографичную книгу не оценили. Сегодняшнему зрителю, возможно, будет проще понять героев, которые живут, по словам Фицджеральда, «с беззаботностью великих князей и легкомыслием хористок варьете», но эта легкость оборачивается болью и разочарованием.
Режиссёр Екатерина Половцева влюблена в этот роман, хотя он вызывает у неё противоречивые чувства. «С одной стороны, восторг от изящества и невероятной красоты, разлитой в воздухе, с другой — острая боль от того, что творится в душах героев», — рассказывает она (её слова приводятся в сообщении пресс-службы театра). По её словам, этот роман вызывает много вопросов о различных психологических зависимостях и сломанных жизнях, о возможности исцеления и тяжёлом душевном труде. «Исследование подобных тем неминуемо заставляет посмотреть и на свою жизнь и задать себе неудобные вопросы — а кто я в этой истории?» — убеждена Половцева.
Для исследования мира героев Фицджеральда режиссёр собрала дружную команду актёров: Александр Матросов (Дик Дайвер), Мария Рыщенкова и Ольга Лерман (они по очереди играют Николь), Полина Рафеева, Лиза Кононова и другие артисты. За красоту отвечают сценограф Эмиль Капелюш и художник по костюмам Ирина Уколова.
Когда: 14 января
Где: Дворец на Яузе
«Любовь по Маркесу»
На сайте театра название этого спектакля сопровождает маркировка 18+. «Любовь по Маркесу» — действительно один из самых чувственных спектаклей на московской сцене. Повесть колумбийского классика и нобелевского лауреата Габриэля Гарсии Маркеса называется «Вспоминая моих несчастных шлюшек», но это история любви. Такой любви, которая настигает человека на закате его жизни и меняет всё. Влюбившись, 90-летний Габито, много лет поставлявший местной газете заметки о театре, начинает сочинять письма о любви, которые цитирует весь город. Письма перепечатывают и продают, ими спекулируют, а их автора награждают званием «учитель любви».
В спектакле Егора Перегудова и его соавтора, главного художника Театра имени Маяковского Владимира Арефьева, многое сделано для того, чтобы зрители ощутили чудо, случившееся с героем, вновь почувствовавшим себя живым.
Перемена происходит на глазах у зрителя. В первом действии через зрительный зал на сцену проходит старик с шаркающей походкой и с не выражающим никаких эмоций лицом. Чтобы состарить красавца Игоря Костолевского, режиссёр скрыл его лицо под скульптурной маской. После антракта он уже без маски, помолодевший, вспоминает всех прекрасных женщин, скажем так, с которыми ему довелось повстречаться.
Знойная атмосфера «Любви по Маркесу» складывается из множества деталей. Среди них, например, огромные ставни-шаттерсы, которые создают ощущение жары, лени, солнца и в то же время какой-то тайны, скрытой за ними. А также хореография Дениса Тагинцева, чемпиона мира по латиноамериканским танцам. А ещё — пластика молодых актрис Театра имени Маяковского, которые играют секретарш в редакции, читателей газет, проституток из заведения «Сила Господня», швей на рубашечной фабрике. Они делают спектакль таким же лёгким и жизнеутверждающим, как хит кубинского композитора Освальдо Фарреса «Quizás, Quizás, Quizás», который звучит в финале.
Когда: 12 января
Где: Театр имени Маяковского