Спектакль от Тимура Бекмамбетова и легенда 70-х: куда сводить детей на зимних каникулах

Спектакль от Тимура Бекмамбетова и легенда 70-х: куда сводить детей на зимних каникулах
© Театр Наций

В театре Наций покажут кукольную восточную сказку о Ходже Насреддине, в Театре имени Маяковского дадут спектакль о Багдадском воре, которому придётся перехитрить чёрного мага, чтобы найти любимую. А в Театре Моссовета споют любимые мелодии из «Бременских музыкантов». «Рамблер» отобрал пять спектаклей, на которые можно сходить всей семьёй в каникулы и даже захватить немного будней, чтобы погрузиться в зимнюю сказку.

«Ходжа Насреддин»

Где: Театр Наций

Когда: 3 января

Тимур Бекмамбетов, создатель крупнобюджетных блокбастеров, три года назад выпустил на малой сцене Театра Наций кукольный спектакль — камерный, нежный, поэтичный. «Ходжа Насреддин» — его режиссёрский дебют на театральной сцене и в то же время возвращение к самому себе, ведь Тимур Нурбахитович учился на художника театра.

Спектакль, вернее его замысел, родился на съёмках фильма «Время первых»: Бекмамбетов рассказал актёрам, что давно мечтает поставить что-то в театре, Евгений Миронов, исполнявший в фильме главную роль, предложил площадку Театра Наций. Вначале предполагалось, что спектакль будет обычный, «человеческий», а не кукольный, но у режиссёра и актёров, которых он хотел занять в этой постановке, такие сложные графики, что стало ясно: будут проблемы и с репетициями, и с гастролями. Вот тогда-то и возникли куклы.

Кукол придумала и нарисовала Анна Викторова. Когда-то она работала в театре Резо Габриадзе, потом открыла в Петербурге собственный театр KUKFO («Кукольный формат»), в котором есть и «Медный всадник», и «Преступление и наказание», и «Пиковая дама».

«Ходжа Насреддин» сделан в том же формате: спектакль не детский, но на него можно смело идти с детьми, им не будет скучно. Может быть, только совсем малыши (дети дошкольного возраста) не смогут уследить за приключениями героев. Взрослым будет интересно не только посмотреть, но и послушать — постановка напоминает восточную притчу, где речь идёт о любви и свободе, о смысле жизни и её ценности.

Саундтрек просто прекрасен: осёл, который сначала взлетает в небо над рыночной площадью, а потом проходит сложный путь от зависимости — к свободе, говорит голосом Евгения Миронова, прекрасной белой кобылице подарила свой голос Елизавета Боярская, Ходже Насреддину — Константин Хабенский, его жене Махаббат — Чулпан Хаматова. Великого завоевателя Тимура режиссёр доверил Виктору Вержбицкому.

«Багдадский вор и чёрная магия»

© Театр имени Маяковского

Где: Театр имени Маяковского

Когда: 3 января

И снова сказочный Восток, и вновь хитрость побеждает силу, а простодушие оказывается таким же мощным оружием, как чёрная магия. В основе спектакля музыкальная сказка Давида Тухманова и Юрия Энтина, созданная в 1989 году, год спустя поставленная в театре «Сатирикон» и ещё в нескольких театрах, а затем прочно забытая на несколько десятилетий.

Над новой версией «пьесы-экстраваганцы» — такое определение дали своему «Багдадскому вору» авторы — Театр имени Маяковского работал девять месяцев. Такой солидный по нынешним временам срок режиссёру Егору Перегудову был необходим, чтобы сделать спектакль с атмосферой старинного восточного базара, музыкой, танцами, трюками, волшебными полётами над сценой и игрой со зрителями, в которую вовлекается весь зал.

В этой постановке всё настоящее: аромат Востока создают 50 ковров-сумахов, привезённых из музея этнической культуры Дагестана. Для главного художника театра Владимира Арефьева важно, что это не новодел, а подлинные носители восточного духа. Костюм чёрного мага взят из Африки, маски, которые «прирастают» к лицам заколдованных жителей Багдада, скопированы с самых древних в истории человечества, а костюмы восточных сладостей сшиты из хан-атласа — шёлковой ткани ручной работы с традиционным узбекским орнаментом.

Все это великолепие, конечно же, не работало бы без артистов — в «Багдадском воре» их больше 20, все они поют и танцуют, причём к вокалу нет никаких нареканий. Партия Чёрного мага в исполнении Владислава Ковалёва — безусловный хит, а Багдадскому вору к концу спектакля удаётся завоевать не только возлюбленную, но и зрителей. Чтобы найти исполнителя на эту роль, театр объявлял открытый кастинг, и в результате роль досталась актёру московского ТЮЗа Александру Скрыпникову. Фатиму играет Алина Вакаева, Птицу Феникс — Анастасия Мишина, а рассказчика волшебных историй — Игорь Костолевский. Его на сцене нет, но именно его голос ведёт действие от одной сцены к другой.

«Бременские музыканты»

© Владимир Федоренко/РИА Новости

Где: Театр имени Моссовета

Когда: 4, 6, 8 января

Обычно на детских спектаклях в зрительном зале вместе с детьми можно увидеть мам или бабушек, но на «Бременских музыкантов» приходят посмотреть и папы, и даже дедушки. И их можно понять! «Бременские музыканты» — это целая эпоха, это легенда 70-х, это гимн свободе, который и сейчас звучит современно, хотя мюзиклу Геннадия Гладкова, Василия Ливанова и Юрия Энтина уже исполнилось 45.

В спектакле худрука Театра имени Моссовета Евгения Марчелли, как и в любимом всеми мультфильме, много лёгкости, свободы и всяческого хулиганства. Будет правильным сказать, что этот спектакль — сплошное хулиганство, потому что героев «Бременских музыкантов» режиссёр перенёс в современную эпоху. Они здесь не рокеры, как у Гладкова и Энтина, а хоррор-панки. Трубадур похож на героев чёрных комедий американского режиссёра Тима Бёртона, король одет в коротенькие подростковые штанишки, а гениальный сыщик (его по очереди играют два артиста, но мой фаворит — Виталий Кищенко) выглядит как поп-звезда. Номер у него короткий, но хочется увидеть и услышать его ещё раз.

Если режиссёрская свобода по отношению к признанному шедевру окажется зрителю не по нраву, то музыкальная часть его точно не разочарует. Вокал не без огрехов, но на сцене живой оркестр, и к концу спектакля, а может быть, и раньше, вы начнёте подпевать героям и поглядывать на детей (или внуков): поют или нет?

«Гриша не свидетель»

© Максим Блинов/РИА Новости

Где: РАМТ

Когда: 7 января

Спектакль режиссёра Александра Чеботарёва по книге петербурженки Насти Рябцевой — про подростков и для подростков, хотя в издательстве «Самокат» на книге поставили маркировку 16+. Может быть, потому, что тема серьёзная — самоопределение молодого человека, которому приходится узнать, что такое одиночество, и невзаимная любовь, и травля в школе. Его выбор — быть не свидетелем жизни вокруг, а её участником, признать свою ответственность за происходящее — разделяют и актёры, для которых эта работа стала исследованием собственного отношения к жизни. Это очень искренний спектакль, и у него есть терапевтическая функция — ещё и потому, что роман Насти Рябцевой написан ритмизованной прозой. Поэтому в спектакле есть что-то от рэп-батла или стендап-шоу. То есть со зрителем говорят очень честно, откровенно и современным языком.

«Рождественский вертеп»

© Культурный центр ДОМ

Где: Культурный центр ДОМ, Большой Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4

Дом-музей, ул. Щепкина, д. 47, стр. 2

Когда: 8, 12 и 17 января

Вертепом называют не только пещеру, где появился на свет Иисус Христос, но и ящик для кукольных представлений. В рождественские праздники в нём показывают кукольное действо, рассказывающее о рождении младенца Иисуса.

12 и 17 января в культурном центре «Дом» три кукольных театра будут разыгрывать праздничные спектакли и рассказывать о том, как встречали Рождество в дореволюционной России. 12 января к зрителям выйдут артисты театра-лаборатории «Бродячий вертеп». У этого театра почти тридцатилетняя история, множество наград российских и международных фестивалей и собственный фестиваль народных и домашних вертепов «Старый Новый год». Своё «Рождественское вертепное действо» артисты играют при свечах (он короткий, всего 20 минут, поэтому свечи не успевают догореть), а после спектакля поют колядки вместе со зрителями.

17 января своё представление покажет кукольно-теневой театр «Учёный медведь», который создали десять лет назад мультипликаторы, брат и сестра Андрей и Сима Пронькины. Вместе с ними в театре работают их друзья, и всё необходимое для спектакля они делают своими руками — и кукол, и декорации, и музыкальные инструменты. В спектакле много живой музыки. Зрители, взрослые и дети, любят этот театр за тёплую домашнюю атмосферу, за ощущение чуда, которое возникает во время спектакля. 8 января можно посмотреть другой спектакль «Учёного медведя», он называется «Музыка из всего», в доме-музее М.С. Щепкина.

Почему стоит смотреть добрый сериал с Юрием Стояновым «Мамонты»