Пушкин в Москве и Достоевский на Неве: театральные премьеры января
Водевиль об актёрской жизни, феерическая комедия про советского «Ревизора», а также хореографическая драма по Достоевскому. «Рамблер» отобрал восемь главных премьеры января, которые пройдут в двух столицах.
Водевиль об актерах
Одному из самых известных и популярных русских водевилей «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» исполнилось уже 185 лет. В честь этого события пьесу поставят в Малом театре, где впервые и состоялась её премьера. Автор текста, Дмитрий Ленский, в XIX веке был артистом Малого театра и первым исполнителем гоголевского Хлестакова в «Ревизоре».
В версии режиссёра Алексея Дубровского сохранены искромётный юмор оригинала и интересные детали закулисной жизни актёров. Действие происходит в провинциальном театре, куда бывший актёр Лев Гурыч устраивает свою дочь Лизочку. Путь на подмостки оказывается непрост: успеху Лизочки противится местная прима Раиса Сурмилова, строит козни ловелас князь Серж Ветринский, а сплетни, слухи и интриги добавляют действию комедийные и абсурдные нотки.
История о театре, служителях сцены и ценителях искусства по-прежнему актуальна: в сюжете множество узнаваемых архетипов, чьё поведение и черты характеров не меняются на протяжении веков.
Специально к премьере народный артист России Александр Чайковский написал музыку. В актёрском составе Виктор Низовой, Александр Клюквин, Валерий Афанасьев, а также Екатерина Гревцева, Андрей Чернышов, Дмитрий Кривошеев и другие.
Где: Малый театр, Москва.
Даты премьеры: 19 января, 1, 14 февраля.
Подростковая драма
В РАМТе поставили спектакль о подростках «Гриша не свидетель» по одноимённой книге писательницы Насти Рябцевой. На Маленькой сцене режиссёр Александр Чеботарёв расскажет пронзительную историю о прощании с детскими иллюзиями и поиске собственного голоса в сложном, полном коллизий, мире.
Чеботарёв признаётся, что хотел создать спектакль, говорящий с подростками на одном языке и вызывающий желание возвращаться в театр снова. Его слова приводятся в сообщении пресс-службы театра.
Полуторачасовая постановка рассказывает об эмоциональном взрослении главного героя Гриши. Он переживает семейную утрату, сталкивается с травлей в школе, безответно влюбляется и испытывает весь спектр ярких эмоций, как самый обычный подросток. Когда Гриша понимает, что хочет всё изменить, то перестает быть пассивным наблюдателем и начинает действовать.
Главные роли исполнили Александра Аронс, Илья Барабошкин, Данила Голофаст и другие.
Где: РАМТ, Москва.
Даты премьеры: 24 января, 23 февраля.
История Пилата
Главный режиссёр театра Российской армии, народный артист РФ Александр Лазарев готовит к постановке спектакль «Роман» по мотивам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.
Он решил посмотреть на произведение с необычной стороны: центральной линией станет история Понтия Пилата. Постановщик уверен, что такая версия романа заставит зрителей думать, сопереживать и сострадать.
Для пущего эффекта на сцене задействовали всю машинерию — подъёмно-опускные площадки, два поворотных круга для создания постоянно меняющегося рельефа. Также впервые за много десятилетий откроется танковый подъезд, откуда появятся вороные кони.
Кроме того, в масштабных пластических сценах будут задействованы 60 танцовщиков. За музыкальную часть отвечает заслуженный артист России, композитор Николай Парфенюк. Он, как отмечается в пресс-релизе театра, написал «удивительную музыкальную партитуру, переносящую зрителя сквозь пятое измерение и время».
Другие детали держатся в секрете, но известно, что главные роли исполнят Александр Балуев и Максим Аверин (оба перевоплотятся в Понтия Пилата), в роли Воланда — Александр Домогаров. Также на сцену выйдут Андрей Кайков, Николай Козак.
Где: Театр Российской армии, Москва.
Даты премьеры: 23, 24 января, 6, 18 февраля.
В поисках ночлежки
На основной сцене Театра имени Н.В. Гоголя покажут премьеру по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Режиссёром выступит Кирилл Пирогов, известный по работе в «Мастерской Петра Фоменко». В роли Сарафанова — Александр Самойленко, в Бусыгина перевоплотится Илья Антоненко.
В театре планируют актуальную и современную постановку, истории и диалоги, которой будут знакомы многим. Менять сюжет не планируют.
Два друга провожали своих девушек до дома и надеялись на продолжение вечера, но те приглашать ребят в дом не стали. На электричку до города приятели опоздали, поэтому пришлось искать место для ночёвки. В итоге они найдут новые дом, семью и любовь.
Акцент сделают на актёрах: декорации — минимальны, большую часть времени артисты будут находиться в полупустом пространстве сцены, чтобы ничто не отвлекало зрителя от сюжета.
В спектакле также играют Мария Лисовая, Юлия Максютина, Алеся Алисиевич, Антон Лызо, Егор Попов.
Где: Театр имени Н.В. Гоголя, Москва.
Даты премьеры: 23, 28 января.
Новая версия советского Ревизорро
На Основной сцене Театра Моссовета режиссёр и хореограф Алла Сигалова поставит спектакль о счастье. Обещают, что новая постановка под названием «Щастье!» станет «феерической комедией».
Спектакль создан по пьесе поэта Юлия Кима и композитора Владимира Дашкевича, в её основе — текст сатирической работы «Клоп» Владимира Маяковского 1928 года. Впервые премьера пьесы прошла в феврале 1929 года, её срежиссировал Всеволод Мейерхольд. В то время спектакль называли советским «Ревизором».
История повествует об эпохе НЭПа, попытке главного героя Ивана Присыпкина вырваться за пределы своего рабочего класса, найти любовь и сделать общество лучше. Действие происходит в 1920-е годы и 1979-м году, объединяя реалистическую и фантастическую части.
Новая поставка в Театре Моссовета наполнена современными смыслами и интонациями. Персонажи, проживая перелом в истории страны, пытаются почувствовать, осознать, сформулировать, что для каждого из них составляет значение слова «счастье» и каким разным оно может быть.
В главных ролях Михаил Тройник и Митя Фёдоров. Также в спектакле участвуют Дарья Балабанова, Олег Отс, Антон Аносов и другие.
Где: Театр Моссовета, Москва.
Даты премьеры: 25 января, 2, 15 февраля.
Дневники Александра Пушкина
Художественный руководитель Театра Маяковского Егор Перегудов ставит «Евгения Онегина», который превратится в сценическую версию ироничного дневника Александра Пушкина.
«Количество ярлыков, навешанных на текст, который половина зала знает наизусть, столь огромно, что мы старались обойти театральные штампы. Наблюдения поэта за современностью, размышления о любви и дружбе пронизаны огромной самоиронией. На этой интонации мы и создаём спектакль», — говорит Перегудов. Его слова приводятся в сообщении пресс-службы театра.
Действие в трёхчасовом спектакле происходит зимой, постановщики обещают показать на сцене метель, морозы и капель. А актёрский состав подобран так, что все они являются почти ровесниками своих персонажей из романа. Зрителей ждут гадания с народными песнями, празднование именин, танцы на балу и другие главные атрибуты знаменитой истории.
Авторы спектакля намекают, что зритель должен быть знаком с «Евгением Онегиным», чтобы оценить хулиганства Пушкина — как на бумаге, так и на сцене. В главных ролях заняты Мамука Патарава, Варвара Бочкова, Никита Языков, Анатолий Лобоцкий и другие.
Где: Театр Маяковского, Москва.
Даты премьеры: 31 января, 1 февраля.
Человек-насекомое
Повесть Франца Кафки «Превращение» представят в виде одноимённой постановки на Новой сцене Театра на Таганке. Режиссёр Андрей Гончаров ставит спектакль по мотивам и в форме камерного мюзикла.
Постановочная команда будет исследовать тему семейных отношений и их трансформацию. Зрителям покажут историю главного героя Грегора Замзы до его превращения в насекомое — он будет в человеческом облике. По задумке художественное пространство сцены будет соответствовать ощущениям и настроению Грегора и начнёт меняться вместе с его превращением.
Благодаря лаконичности постановки акцент сделан на актёрской игре и живом исполнении вокальных партий: спектакль идёт в сопровождении камерного оркестра под музыку композитора Алексея Кириллова.
В главных ролях — Максим Трофимчук, Роман Колотухин, Надежда Флёрова, Александра Хованская, Ксения Галибина и другие.
Где: Театр на Таганке, Москва.
Даты премьеры: 31 января, 1 февраля.
Драма по Достоевскому
Хореографическую драму «Ф.М. Игры» ставят по мотивам произведений Федора Достоевского в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Режиссёр и хореограф Евгений Козлов исследует проблематику романов «Игрок» и «Преступление и наказание» в синтезе театральных форм.
Обещают, что на сцене представят микс стилей и жанров: здесь и опера, и танец, а ещё физический театр, и всё это вплетено в драматургию знаменитых текстов Достоевского.
В названии спектакля кроется загадка: «Ф.М.» отсылает не только к Федору Михайловичу, но и к музыкальной аббревиатуре FM — frequency modulation (изменение диапазона звучания). Эта игра слов как бы намекает на музыкальный формат спектакля. В нём расскажут не только про тексты русского писателя, но и про него самого и его зависимость от азартных игр.
Где: Большой драматический театр имени Товстоногова, Санкт-Петербург.
Дата премьеры: 17, 18 января, 15 февраля.
Что слушать в январе: премьера американской оперы и гала-концерт Хосе Кура