Мальчик-пришелец и воин-великан: пять театральных премьер февраля
В Театре Наций поставят пьесу про странного мальчика, который считает себя военным с другой планеты, во Дворце культуры имени Горбунова покажут спектакль с акробатами и клоунами о синей птице, которая отправляет человеческие мечты с Земли на небо. А в театре «Шалом» расскажут про страшного великана Голиафа с неожиданной стороны.
«Сато» «Пуф, или Ложь и истина»
В основу спектакля «Сато» в Театре Наций лёг одноимённый роман молодого писателя и драматурга Рагима Джафарова о странном мальчике, который считает себя военным, прибывшим на Землю с другой планеты и попавшим здесь в плен. Напуганные родители приводят сына к психологу, который спрашивает: «Разве ты в плену?» «Конечно, — отвечает мальчик. — Я ограничен в передвижениях, не могу есть то, что мне нравится, и делать что хочу».
Судьба книги интересна сама по себе. Рагим Джафаров выкладывал её кусками в социальные сети, а читатели, чтобы не потерять какую-то часть, собирали их в один файл и делились с друзьями. Когда роман был закончен, оказалось, что он существует в нескольких «народных» версиях. То есть читательский успех пришел к «Сато» раньше, чем издательский. Рагим опубликовал его за свой счёт в 2020 году, но к этому времени историю мальчика, считающего себя пленным контр-адмиралом, уже знали несколько десятков тысяч человек.
Официальная критика приняла роман очень доброжелательно, он получил сразу две литературные премии: «Новые горизонты» и «Новая словесность». Хотя сам автор считал, что у ребёнка раздвоение личности, книга написана так, что каждый может увидеть в этой истории что-то своё.
Два года назад по «Сато» вышел мини-сериал режиссёра Галины Масленниковой. В её интерпретации история странного мальчика стала историей про свободу, которая начинается с детства, про уважение, которого заслуживает не только взрослый, но и ребёнок. Теперь контр-адмирал Сато, командующий карательным корпусом «Ишимура», личный номер СУ 388588, добрался и до театральных подмостков.
Режиссёр Филипп Гуревич, поставивший «Сато» на Малой сцене Театра Наций, — один из читателей, которых роман «зацепил» накрепко. Гуревич решил сделать по нему спектакль, хотя и считает его сложным и несценичным. Почти всё действие будет происходить в кабинете психолога Даши. Ей предстоит разобраться, кого же привели к ней на приём испуганные родители — пациента с биполярным расстройством или пришельца из другой галактики. Психолога играют поочередно актрисы Ольга Лерман и Алёна Разживина.
Где: Театр Наций.
Когда: 11 и 12 февраля.
Возрастной ценз: 16+.
«Пуф, или Ложь и истина»
Французский драматург Огюст Эжен Скриб, сын торговца шёлком, рано остался без отца и матери и перешёл на попечение известного адвоката. Разговоры о судебных тяжбах, финансовых махинациях и спорах из-за наследства и сформировали из Скриба будущего писателя. Вместо того чтобы распутывать сложные дела по примеру своего попечителя, он начал писать о них, причём в комическом ключе.
В историю театра Скриб вошёл как один из самых плодовитых драматургов XIX века: он сочинял не только комедии и драмы, но и оперные либретто, писал рассказы и повести и даже выпустил роман. За несколько десятилетий из-под его пера вышло более 500 произведений. Писал он в страшной спешке, иногда по четыре пьесы одновременно, и успевал к сроку только благодаря тому, что поставил литературную работу на поток, организовав что-то вроде современной сценарной группы.
В этой группе были люди, специализировавшиеся на искромётных диалогах, кто-то придумывал гэги, кто-то добавлял в сюжет истории из газет, чтобы пьеса была современной. Скриб собирал всё вместе, редактировал, шлифовал и превращал необработанный алмаз в бриллиант чистой воды.
Судебный опыт (до адвоката Эжен Скриб не дорос, но успел поработать стряпчим) подсказал ему безошибочный драматургический ход: пьеса Скриба часто начинается с какого-нибудь мелкого происшествия, которое запускает действие. Самый известный пример такого типа пьес — комедия «Стакан воды», в которой женское соперничество определяет политику могущественного европейского государства. Спектакль по этой пьесе в конце прошлого века шёл в Театре имени Вахтангова, в нём были заняты ведущие актёры театра: Юрий Яковлев, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Максим Суханов.
«Пуф, или Ложь и истина», который покажут в Театре имени Вахтангова, на московской сцене никогда не ставилась. Зрителям предстоит познакомиться с этим произведением и удивиться, как мало изменился мир с времён Скриба. Пуф (правильно было бы сказать «Пф-ф-ф») — это абсолютно современная пьеса. Как объясняет один из персонажей, делец Сезар Дегоде, это «вымысел, превращённый в спекуляцию, и ложь, ставшая всеобщим достоянием и пущенная в оборот для нужд общества и промышленности! Всё бахвальство, все фокусы и причитания наших поэтов, ораторов, государственных деятелей — всё это пуф!». Он добавляет, что пуф — это известная красавица, ломающая себе голову над тем, как бы получить в подарок бриллианты, что существует пуф благотворительности и пуф бескорыстия, пуф патриотизма и пуф благочестия. К помощи пуфа прибегают все сословия, круги и классы, поясняет один из героев.
Опасно современная пьеса французского классика выходит на сцену вахтанговского театра в постановке выпускницы режиссёрского факультета Щукинского театрального института Аси Князевой. Комедию она считает философским жанром, потому что «комедия возникает не тогда, когда надо повеселить, а когда больше ничего не остаётся, кроме как смеяться» (её слова приводятся в сообщении пресс-службы театра).
Где: Театр имени Вахтангова.
Когда: 4, 5 и 11 февраля.
«Джорандо»
Драматический актёр Андрей Кислицин десять лет проработал в знаменитом Cirque Du Soleil в качестве клоуна, выступал в нескольких шоу, объехавших весь мир (VOLTA, Varekai, Alegria), научился говорить на языке пластики так, чтобы его понимали без слов в любом уголке планеты, а сейчас готовится удивить Москву спектаклем, в котором он актёр, режиссёр и автор сценария.
Джорандо — это синяя птица-ангел, которая собирает человеческие мечты на Земле и переправляет их на небо. Это важная миссия, но птица мечтает о большем, и однажды у неё появляется возможность проявить себя по-настоящему.
Андрей Кислицин решил сделать спектакль, который понравился бы двум его детям, а ещё тому ребёнку, который живёт в нём до сих пор. «Дети — это люди, с которыми важно говорить серьёзно, а не только бесконечно веселить», — говорит он (его слова приводятся в сообщении пресс-службы театра). Поэтому в «Джорандо» есть и клоунские трюки, и цирковая акробатика, и танец, и музыка, написанная специально для этого шоу композитором Дмитрием Волковым, то есть всё, что может порадовать и детей, и взрослых.
Где: Дворец культуры имени Горбунова.
Когда: 22 и 23 февраля.
«Голиаф»
Поставленный в театре «Шалом» спектакль Саши Золотовицкого, выпускника школы-студии МХАТ (мастерской Дмитрия Брусникина) и ГИТИСа (мастерской Олега Кудряшова), вырос из эскиза, ставшего победителем Театральной лаборатории по текстам Танаха, то есть Библии.
В рамках лаборатории были созданы 50 пьес, осмысляющих события еврейского сборника священных текстов. По пяти лучшим молодые режиссёры сделали эскизы. По решению экспертов два из них, «Обычная человеческая история» и «Голиаф», были доработаны до полноценных спектаклей и вошли в репертуар «Шалома».
Из историй Ветхого Завета или из их киноэкранизаций мы знаем о войне, в которой израильтяне сражались с филистимлянами. В армии филистимлян был человек огромного роста и невероятной физической силы — Голиаф. Он предложил израильтянам выставить воина, готового вступить с ним в единоборство. Но на поединок с Голиафом вышел не равный ему по силе боец, а пастух Давид, вооружённый пращой с пятью камнями. Метнув камень в великана и сбив его с ног, Давид отрубил ему голову его же мечом.
Спектакль Золотовицкого — попытка взглянуть на страшного великана с неожиданной стороны, увидеть в нём живого человека с понятной каждому зрителю историей. Голиаф, Давид и другие персонажи существуют как бы в двух планах: с одной стороны, это библейские воины, сошедшие с барельефов, с другой — люди, ведущие обыкновенную земную жизнь.
Где: Театр «Шалом».
Когда: 13 февраля.
Возрастной ценз: 12+.
«Аркадия»
В безмятежной Аркадии, идеальном мире, который британский драматург Том Стоппард поместил в графство Дербишир, всё не так безмятежно, как хотелось бы. Старшее поколение запуталось в любовных интригах, младшее ищет в математике причины несовершенства мира.
Художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко Евгений Каменькович вернулся к пьесе, которую он поставил в 1999 году со студентами актёрско-режиссёрской мастерской Петра Фоменко в ГИТИСе. Своё решение вновь обратить внимание на работу 25-летней давности режиссёр объяснил тем, что «пьеса уж очень хороша». «Аркадия» действительно считается лучшей пьесой Стоппарда, и переосмысление прошлого — одна из главных её тем. Поместье в Дербишире — точка, соединяющая судьбы людей, которых друг от друга отделяет время — более ста лет.
Соавтором Евгения Каменьковича в этой работе стал художник Алексей Трегубов. В спектакле заняты Екатерина Новокрещёнова, Фёдор Малышев, Полина Айрапетова, Юрий Буторин и другие актёры театра.
Где: Мастерская Петра Фоменко.
Когда: 6, 7, 16 и 26 февраля.