Кармен в Казани: новая интерпретация знаменитой оперы итальянским режиссёром
XLIII Международный оперный фестиваль имени Фёдора Шаляпина в Казани открылся премьерой новой версии оперы «Кармен». «Рамблер» посмотрел постановку и рассказывает, чем она интересна и какие ещё спектакли можно будет увидеть в программе мероприятия.
Фестиваль проходит в Казани с 31 января по 2 марта. Это один из старейших оперных фестивалей страны, появившийся еще в 1982 году и не исчезнувший с культурной карты во время политических перемен и экономических кризисов. Среди его ровесников — фестиваль имени Леонида Собинова, который проводит Саратовский театр оперы и балета, и «Болдинская осень» в Нижнем Новгороде. Оба появились в 1986 году.
Если говорить о Казани, то оперная традиция там невероятно сильна. Первую труппу с солистами, хором, оркестром, балетной труппой сформировал антрепренёр Пётр Медведев в 1874 году. В том же году он поставил первый спектакль «Жизнь за царя» Глинки. Отсюда пошла практически непрерывная традиция исполнения оперных спектаклей. Неудивительно, что казанская земля подарила миру Фёдора Шаляпина, а в наше время — оперных звёзд Аиду Гарифуллину и Альбину Шагимуратову, которая родилась в Ташкенте, но профессиональное образование получала уже в Казани.
В 2024 году на открытии Шаляпинского фестиваля в Татарском государственном театре оперы и балета, символическом наследнике той самой труппы Медведева, премьерой «Жизни за царя» отметили круглую дату — 150-летие казанской оперы. Дирижировать приехал сам Валерий Гергиев, что само по себе случай необыкновенный: сложно вспомнить, чтобы Валерий Абисалович дирижировал спектаклем в чужом театре и с местным оркестром.
Юбилейный год для театра выдался насыщенным: «Жизнь за царя» показали на телеканале «Культура», балет «Корсар» сняли для проекта «Театр в кино», балетная труппа съездила на масштабные гастроли в Китай. А на международном фестивале классического балета имени Рудольфа Нуреева, который проводится в театре весной, Лорка Мясин — американский хореограф русского происхождения, сын гениального артиста и хореографа из труппы Сергея Дягилева Леонида Массина — поставил свой фирменный балет «Грек Зорба» (тот самый, где танцуют греческий танец сиртаки). Это был казанский эксклюзив.
Нынешний фестиваль завершает празднование, подводит итог — и здесь, скорее всего, неосознанно, случилось совпадение. Он открылся премьерой новой версии оперы «Кармен», которая была написана в 1875 году и является ровесницей казанской оперы.
Неверная цыганка
«Кармен» рассказывает о любви испанского сержанта дона Хозе к ветреной цыганке Кармен. Ради возлюбленной Хозе пожертвует всем: его разжалуют в солдаты, а после он из ревности поднимет руку на старшего по званию и будет вынужден сбежать с отрядом контрабандистов. Но Кармен охладевает к Хозе, её сердце покорил Эскамильо. Кармен предчувствует трагедию: карты предсказывают ей смерть. Но она цыганка, самое ценное в её жизни — свобода. Кармен отказывает Хозе, и тот в отчаянии убивает её, поставив крест и на своей жизни.
Этот один из самых популярных спектаклей — даже те, кто никогда не был в оперном театре, на слух угадают хабанеру Кармен или куплеты тореадора — в момент премьеры провалился. Причин тому было несколько, но, наверное, основная: опера не попадала в ожидания публики. Жорж Бизе написал «Кармен» для Национального театра комической оперы «Опера Комик», но смешного в его опусе было мало.
Напротив, спектакль был столь насыщен чувствами, что зритель того времени, очевидно, не сразу мог это распознать. И вместе с тем Бизе создал энциклопедию хитов: каждая мелодия «Кармен», даже симфонические антракты, сегодня — репертуарные хиты. Впрочем, недоразумение после премьеры довольно быстро уладилось: «Кармен» за пару десятков лет была поставлена во всех крупных театрах мира, а это и Европа, и Латинская Америка, и США, и даже Австралия. В России опера впервые была показана в 1878-м, то есть отечественная традиция постановок «Кармен» насчитывает почти 150 лет. И самых разных интерпретаций — не счесть.
Предыдущий спектакль в Татарском театре оперы и балеты был поставлен в 2011 году, он был насыщен танцами (в качестве режиссёра выступал хореограф Георгий Ковтун), а действие оперы происходило на съёмочной площадке.
Сейчас театр задался целью сделать традиционный спектакль, в котором бы царил дух реализма. Для такой постановки требовался режиссёр, владеющий приёмами психологического театра и виртуозно решающий задачи массовых сцен. Такого нашли в Италии — это Марко Гандини, известный прежде всего своей работой с легендарным режиссёром театра, оперы и кино Франко Дзеффирелли.
«Я работал с мастером с 1991 года и до его последних дней. Всему научился у него», — рассказал «Рамблеру» Гандини. Он ассистировал и другим крупным режиссёрам, так что опыт у него действительно внушителен. Собственные спектакли Гандини тоже выпускает. В России есть только одна его работа — это «Трубадур» Верди в театре «Новая Опера».
Режиссер-постановщик Марко Гандини
Новое прочтение
Спектакль Гандини действительно отличают массовые сцены колоссальной проработки. Действие происходит в Севилье, на площади, в жаркий полдень. И атмосфера этого места отражена в мельчайших деталях: здесь гуляют пары, торгуют табачники, ходят девушки с лотками, сменяется караул солдат, выдают зарплату, играют в карты. Хор виртуозно справляется (хормейстер Юрий Карпов), и музыкальная сторона постановки в целом заслуживает высокой оценки. Музыкальным руководителем спектакля стал Антон Гришанин, дирижер Большого театра, который провёл спектакль динамично и выразительно.
Второе действие происходит в таверне, и здесь внимание фокусируется на танцах. Сценография выстроена так, что артисты располагаются на нескольких ярусах, оттого создаётся впечатление, что буйная танцевальная стихия захватывает всю сцену. В кульминации на самом верху появляется Эскамильо (солист Большого театра Александр Краснов), и теперь внимание — и зрителей, и героев — приковано к тореадору.
Третье действие — самое сумрачное: массивные горы, покрытые ночным сумраком, снег, контрабандисты, кутающиеся в пальто. Картинка отражает и драматургию оперы: непримиримый конфликт между героями, предчувствие трагедии. Лишь появление Микаэлы (Венера Протасова), принесшей весть о смерти матери Хозе, откладывает решающую схватку между Хозе и Кармен. Режиссёр и сценограф выделяют Микаэлу: стеснительная в первом действии, в третьем она выглядит едва ли не супергероиней, которая в одиночку ради любимого мужчины готова бродить в страшных горах.
Наконец, главные герои. В исполнении Анастасии Лепешинской (театр «Новая Опера») Кармен — эффектная статная красавица, сводящая мужчин с ума. Хозе в исполнении египетского тенора Рагаа Эльдина — неуклюжий солдат, все стремления которого — нести службу. В то время как все взгляды направлены на Карменситу, он чистит ружьё, и хищница ему этого не прощает. Один взгляд — и Хозе пропал. Но как только Кармен понимает, что «птичка в клетке», она теряет интерес к поклоннику, ради неё потерявшему всё — карьеру (был разжалован из офицеров в солдаты), свободу (был вынужден бежать с контрабандистами), семью.
Что ещё покажут на фестивале
Среди других событий Шаляпинского фестиваля — современная татарская опера «Сююмбике» (8 февраля), первое в Казани исполнение оперы Пуччини «Манон Леско» (11 февраля), опера Мусоргского «Борис Годунов», которая ежегодно исполняется 13 февраля, в день рождения Шаляпина, одной из лучших ролей которого был царь Борис.
Фестиваль завершится двумя гала-концертами (1 и 2 марта). По традиции на них исполнят оперную классику из репертуара Татарского театра оперы и балета с приглашёнными солистами — звёздами российской и зарубежной сцены.
Опера «Кармен» также останется в репертуаре. Следующие показы спектакля состоятся 29 и 30 апреля.
Мальчик-пришелец и воин-великан: пять театральных премьер февраля