Сбежавший жених и лучший папа: пять театральных премьер февраля за пределами Москвы

Ханты-Мансийский театр кукол поставит пьесу Андрея Платонова о любви посреди голода, смертей и болезней, в Санкт-Петербурге пройдёт премьера спектакля «На дне», а в Перми покажут комедию про сбежавшего жениха. «Рамблер» отобрал самые интересные спектакли, которые покажут в регионах в феврале.

Сбежавший жених и лучший папа: пять театральных премьер февраля за пределами Москвы
© hmtk.ru

«Женитьба»

Комедию, которая первоначально называлась «Женихи», Гоголь писал почти десять лет: начинал и откладывал, чтобы заняться более, как он считал, серьёзными произведениями. В результате Гоголь завершил «Женитьбу» только в 1841 году, после того как закончил работу над первым томом «Мёртвых душ». Публикации текста поспособствовал актёр Малого театра Михаил Щепкин, который никак не мог найти пьесу для своего бенефиса и уговорил своего друга Гоголя написать для него комедию.

В подзаголовке Гоголь определяет свою «Женитьбу» как «Совершенно невероятное событие в двух действиях». С одной стороны, ничего невероятного в пьесе нет, сватовство, приезд женихов — один из самых популярных сюжетов мировой литературы с незапамятных времен, но у Гоголя он вывернут наизнанку — история заканчивается не свадьбой, как положено, а бегством жениха, который в последний момент выпрыгивает в окно.

Хотя комедия Гоголя сильно отличалась от популярных в то время водевилей, со временем она смогла прочно войти в репертуар отечественных театров и до сих пор ставится во многих из них. Написана пьеса так, что каждый постановщик может найти в ней что-то новое. Кроме того, сегодня в тренде семья и семейные ценности, поэтому слова Кочкарёва, который подталкивает своего приятеля Подколёсина к женитьбе, звучат как агитация: «Только теперь видишь, как глупы те, которые не женятся! Ведь если рассмотреть, какое множество людей находятся в такой слепоте! Если бы я был где-нибудь государь, я бы повелел жениться всем, решительно всем, чтобы у меня в государстве не было ни одного холостого человека!»

Как написано в анонсе пермского «Театра-Театра», гоголевскую пьесу поставили максимально близко к тексту автора (включив в «Женитьбу» отрывки из «Записок сумасшедшего» и стихи Василия Жуковского), действие не стали переносить в современность, а к персонажам отнеслись с предельным интересом и нежностью.

В музыкальном оформлении используются: Franz Gordon «September Days», Laurent Dury «Polkaism», Jordan Rees «Inconspicuous Investigation», Adele Roberts «Hide and Seek» и другие.

Где: «Театр-Театр», Пермь.

Когда: 13 и 14 февраля.

© teatr-teatr.com

«Дядя Ваня»

В этом году исполняется 165 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. В Новокузнецкой драме одну из самых известных его пьес поставили в честь юбилея и в знак восхищения перед автором, который предвосхитил многие открытия в драматургии XX века.

«Дядя Ваня» выходит в постановке главного режиссёра Няганского ТЮЗа (Ханты-Мансийск) Сойжин Джамбаловой. Её спектакль «Калечина-Малечина», поставленный по роману Евгении Некрасовой, получил несколько наград, стал лауреатом национальной российской премии «Золотая маска» и победителем Фестиваля театров малых городов России (в номинации «Спектакль малой формы».)

В московском театре «Шалом» в прошлом году в её постановке вышла «Лавина» по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу — о горной деревне, в которой девять месяцев в году все должны говорить очень тихо, чтобы не вызвать лавину, способную снести все дома. Любой громкий звук, например плач ребенка, может погубить всех, поэтому женщине, которая готовится стать матерью в те самые лавиноопасные девять месяцев, нет пощады.

«Дядя Ваня» Сойжин Джамбаловой — тоже о хрупкости человеческой жизни. В анонсе режиссёр пишет: «Сегодня все слишком хрупкое, потому что человек не очень-то важен. И хочется говорить про самые простые истины, хочется говорить тихо и почти исповедально, терапевтично. Хочется напомнить себе про то, что ты — человек и нуждаешься в другом человеке, нуждаешься в любви и милосердии, имеешь право на свободу выбора и попытку быть счастливым. Даже если у тебя в итоге ничего не получится».

Где: Новокузнецкий драматический театр.

Когда: 25 и 26 февраля.

© nvkteatr.ru

«Река Потудань»

Кукольный театр в Ханты-Мансийске появился в 2008 году и с тех пор показывает спектакли для детей и взрослых по классике и современной литературе: от «Теремка» до «Кабо-Верде», от «Айболита» до «Чехов. Рассказы».

«Река Потудань» Андрея Платонова рассказывает историю красноармейца, который возвращается с Гражданской войны в родной город, пытается начать жизнь заново и обретает любовь посреди голода, смертей и болезней. В первую брачную ночь он терпит фиаско: мужчина прежде никогда не имел близости с женщиной. Он так сильно расстраивается из-за этого, что пытается утопиться в реке, но у него не получается. Красноармеец покинет дом, несколько лет будет бродяжничать. А любящая жена всё это время будет его ждать.

Повесть Платонова давно манила главного режиссёра театра Елену Евстропову, но она долго не решалась к ней подступиться, потому что понимала, что автор и текст сложные, окружены мифами. «Река Потудань» притягивала в разное время разных режиссёров театра и кино. Одним из первых её экранизировал Александр Сокуров: его дебютный фильм «Одинокий голос человека», снятый в 1978 году по сценарию Юрия Арабова, десять лет пролежал «на полке» и только в годы перестройки вышел на экраны.

Елена Евстропова рассказывает, что её заинтересовала эта повесть, потому что простые чувства между мужчиной и женщиной у Платонова принимают космический масштаб: «Здесь они как два первозданных человека, и потому у нас в спектакле появилась глина как первооснова бытия, то, из чего сделан мифологический человек».

Река Потудань в спектакле Елены Евстроповой — действующее лицо, герои бродят по её берегам в поисках ответов на главные вопросы: что есть правда и что есть человек в этом мире.

Где: Ханты-Мансийский театр кукол.

Когда: 8 и 9 февраля.

© hmtk.ru

«Лучшевсехний папа, или Краденое солнце»

На Малой сцене Театра юного зрителя имени Брянцева, одного из первых профессиональных детских театров страны, выходит спектакль Ивана Миневцева «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце».

В основе постановки — пьеса Ирины Васьковской о детском писателе Корнее Чуковском и его младшей и самой любимой дочери Муре. В 1920 году, когда она родилась, Корнею Ивановичу было почти 38 лет, его старшим детям — 16, 13 и 9, и он был абсолютно счастлив, несмотря на эпоху «голода и тифа».

Мура появляется и в его стихах, лучшие написаны именно в это время, и в дневниках. По утрам она прибегает к нему в кабинет, чтобы послушать про Айболита, Чуковский водит её на прогулку в Летний сад и рассказывает про «неизвестную страну», которая начинается за Троицким мостом. В спектакле Ивана Миневцева, как в стихах Чуковского, реальность соединяется с вымыслом, в отношения отца и дочери врываются все те персонажи, которые Чуковский придумывал в это время, — Доктор Айболит, Бармалей, Крокодил.

Это спектакль о любви и счастье, которое для отца и дочери оказалось коротким: Мура умерла в 11 лет, и Корней Иванович детских стихов больше не писал.

Где: ТЮЗ имени Брянцева, Санкт-Петербург.

Когда: 14 февраля.

© tyuz-spb.ru

«На дне»

Это четвёртый спектакль Никиты Кобелева в Александринском театре (на малой сцене он выпустил «Тварь» по Фёдору Сологубу, на большой — «Воскресение» по роману Льва Толстого, а в царском фойе — спектакль «Екатерина и Вольтер»), и вот теперь к выходу на подмостки готовится «На дне», самая знаменитая из горьковских пьес.

В истории Александринского театра нынешняя постановка «На дне» тоже четвёртая — если считать первой ту, которая планировалась в 1902 году, сразу после того, как Горький закончил пьесу, но не состоялась — пьесы буревестника революции были запрещены во всех императорских театрах.

Московский Художественный театр был частным, а не государственным, поэтому здесь постановку разрешили; премьера прошла в декабре 1902 года с огромным успехом, как вспоминала Ольга Книппер-Чехова, игравшая Настю, «в зале стон стоял».

В Александринке «На дне» впервые выпустил режиссёр Евтихий Карпов уже после революции, в 1919 году. В 1956-м вышел спектакль, созданный Леонидом Вивьеном и Владимиром Эренбергом. В разные годы в нём играли корифеи труппы: Василий Меркурьев, Николай Симонов, Константин Скоробогатов, Юрий Толубеев, Бруно Фрейндлих, Игорь Горбачёв.

В новой работе худрука Александринки Никиты Кобелева герои горьковской пьесы останутся теми же неприкаянными, попавшими «на дно жизни» людьми, какими мы привыкли их видеть, но их истории будут рассказаны не бытовым, а образным, театральным языком. Никита Кобелев считает, что этот язык был совсем не чужд самому Горькому 1890-х годов.

«Мы пытаемся, с одной стороны, выявить эту особенность материала, погрузив наших персонажей в зазор между реальностью и тем самым “сном золотым”, состоящим из иллюзий, мечтаний и воспоминаний о прошлом. А с другой — придать ему современное, в меру ироничное звучание и увидеть в героях сегодняшних, мятущихся людей в сложных кризисных ситуациях и желающих найти из них выход. В конце концов, словосочетание “на дне”, как мне кажется, это даже больше про состояние внутреннее, нежели внешнее».

Где: Александринский театр, Санкт-Петербург.

Когда: 14 февраля.

© alexandrinsky.ru

Фото с репетиции спектакля «На дне»

Мальчик-пришелец и воин-великан: пять театральных премьер февраля