Бетховен в Сочи и Верди в Питере: оперы и концерты, которые стоит послушать в феврале

В Сочи пройдут музыкальные и театральные постановки с участием Константина Хабенского и Евгения Миронова, в Санкт-Петербурге покажут оперы Верди в рамках одноимённого фестиваля, а в Екатеринбурге исполнят пьесы Рахманинова в шесть рук. «Рамблер» отобрал самые интересные оперы и концерты классической музыки, которые пройдут в регионах в феврале.

Бетховен в Сочи и Верди в Питере: оперы и концерты, которые стоит послушать в феврале
© Пресс-служба Мариинского театра

Фестиваль опер Джузеппе Верди

Где: Санкт-Петербург, Мариинский театр.

Когда: 11–28 февраля.

Итальянский композитор Джузеппе Верди написал 26 опер, 14 из них есть в репертуаре Мариинского театра. Открылся фестиваль премьерой спектакля «Аида». Его поставили режиссёр Джанкарло дель Монако и сценограф Антонио Ромеро. Опера задумана как гимн величию египетской архитектуры. Огромные, высотой с трёхэтажный дом строения и статуи богов представляют мир, в котором разворачивается действие спектакля.

Сюжет олицетворяет типичную для романтической оперы коллизию борьбы чувства и долга. В плену у египтян находится Аида: никто не знает, что это дочь их врага, эфиопского царя Амонасро. Аида питает взаимные чувства к полководцу Радамесу, которого — после победы в очередном сражении — прочат в мужья дочери фараона, ревнивой и мстительной Амнерис. В плен попадает и отец Аиды, под видом солдата. Он вынуждает дочь выведать у Радамеса план очередного наступления.

Амнерис узнает от этом и выдает возлюбленного жрецам, которые приговаривают его к смерти в закрытой пещере. Аида проникает к Радамесу, чтобы вместе с ним умереть. Амнерис, опомнившись, умоляет жрецов пощадить мужчину, но те непреклонны.

Постановка отличается не только грандиозными декорациями, впечатляют и массовые сцены. В финале второго акта, когда египтяне с триумфом возвращаются с войны и звучит знаменитый марш, для которого Верди придумал специальные музыкальные инструменты — узкие трубы-фанфары под названием «египетские трубы» — на сцене находится 300 человек. А в качестве вишенки на торте постановщики использовали в спектакле настоящего питона. Его длина составляет 2,5 метра, а вес — 20 кг. Такого не было ещё ни в одном российском театре. Дирижирует «Аидой» маэстро Валерий Гергиев.

В февральской афише фестиваля опер Верди также — «Набукко», «Бал-маскарад», «Фальстаф», «Сицилийская вечерня» и «Дон Карлос».

© Пресс-служба Мариинского театра

«Прекрасная музыка»

Где: Екатеринбург, Ельцин-центр.

Когда: 15 февраля.

Проект «Прекрасная музыка» отметил пятилетие. В юбилейной программе впервые выступят сразу три пианиста — Герман Мархасин, Алина Ежакова и Германн Филдер. Авторы программы Богдан Королек и Герман Мархасин к выбору сочинений подошли неординарным образом. В анонсе они утверждают, что «три части программы и шесть рук пианистов обняли все уровни мироздания».

На концерте исполнят пьесы из фортепианного сборника венгерского композитора Белы Бартока «Микрокосмос», пьесу для двух фортепиано в стиле минимализма «Колыбельная» Николая Корндорфа, а ещё пьесу американского композитора Джорджа Крама «Небесная механика» для препарированного фортепиано. В препарированном фортепиано звук создаётся с помощью различных предметов, в том числе бытовых, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки фортепиано. Получается, что пианист играет не на клавишах, а на внутренностях музыкального инструмента.

В качестве забавного биса все трое, усевшись одновременно за рояль, исполнят пьесы Рахманинова для шести рук.

© Пресс-служба Ельцин-центра

Зимний фестиваль искусств

Где: Сочи.

Когда: 12–23 февраля.

XVIII Зимний международный фестиваль искусств открывается в Сочи 12 февраля. Сегодня в программу фестиваля, арт-директором которого является Юрий Башмет, входят концерты академической, джазовой, этнической музыки, шедевры балета, музыкально-театральные постановки. А также образовательные проекты для исполнителей и музыкантов, конференции для руководителей музыкальных учреждений, мастер-классы, выставки, лекции, а ещё детские мероприятия, например кукольные спектакли.

Фестиваль продлится чуть больше недели, в день традиционно пройдёт по два концерта на разных площадках. Среди них Зимний театр, Зал органной и камерной музыки, Зал «Чайка» на Морвокзале, Культурный центр «Амфитеатр» и др.

В этом году основной темой фестиваля станет эпоха романтизма. Романтические сонаты исполнят на разных инструментах. В Сочи приедут оперные звёзды Ильдар Абдразаков и Альбина Шагимуратова, а также их коллега, виртуозная исполнительница барочной музыки Симона Кермес, артисты Евгений Миронов и Константин Хабенский, скрипач Вадим Репин, пианист Денис Мацуев, дирижёр Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра и другие.

Выступит на фестивале и сам маэстро Башмет вместе с тремя своими коллективами: лауреатами премии «Грэмми», камерным ансамблем «Солисты Москвы» и двумя симфоническими оркестрами — «Новой Россией» и Всероссийским юношеским. В последнем играют дети и подростки со всей страны.

В театральной программе фестиваля покажут спектакли с участием ансамбля «Солисты Москвы». Среди них постановки «Не покидай свою планету» (по мотивам повести Экзюпери «Маленький принц») с Константином Хабенским, «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» по роману Константина Симонова, «Видный миру смех и неведомые ему слёзы» с участием Евгения Миронова и Марии Смольниковой.

Премьера фестиваля 2025 года — опера Бетховена «Фиделио», в исполнении которой примут участие артисты Мариинского театра, Венской оперы, молодёжной программы Большого театра и московского театра «Новая опера».

© Пресс-служба Зимнего фестиваля искусств

Шостакович

Где: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская капелла.

Когда: 13 февраля.

Оркестр Теодора Курентзиса musicAeterna не так часто выступает с приглашёнными дирижёрами. Но с маэстро Александром Сладковским оркестр будет за последний год играть уже во второй раз: в мае музыканты исполнили на сцене Санкт-Петербургской капеллы виолончельный концерт и Восьмую симфонию Дворжака. В ближайшие дни они представят программу, посвящённую музыке Шостаковича.

Курентзис и Сладковский знакомы со студенческой скамьи: они в одно и то же время — в 1996–2001 годах — учились в Санкт-Петербургской консерватории. Оба добились признания. 31 января оркестр musicAeterna, который Курентзис собрал на базе Новосибирского оперного театра, отмечает 20-летие. За это время коллектив стал самостоятельным и популярным среди слушателей.

Александр Сладковский более десяти лет назад был приглашён в Казань как худрук и главный дирижёр симфонического оркестра Республики Татарстан. В тот момент коллектив был обескровлен, творческая жизнь его сводилась к нулю. Сладковский смог его перезапустить: через несколько лет симфонический оркестр Татарстана так ярко заявил о себе, что уже имел собственный абонемент в Московской филармонии, стал участвовать в крупных фестивалях, гастролировать на лучших европейских сценах и транслироваться по европейским телеканалам.

Шостакович для Александра Сладковского — композитор особенный. Его сочинения входят в постоянный репертуар, более того, все 15 симфоний и все инструментальные концерты композитора записаны оркестром и выпущены в виде эксклюзивного издания. А вместе с musicAeterna Александр Сладковский исполнит Десятую симфонию и Первый скрипичный концерт, солировать в котором будет Ольга Волкова.

© Anton Velikzhanin/globallookpress.com

Кармен в Казани: новая интерпретация знаменитой оперы итальянским режиссёром