Современная Кармен и коварная старуха: оперы и концерты, которые пройдут в марте
В марте москвичей и гостей столицы ждёт немало музыкальных событий. В театре «Новая Опера» поставят балет «Кармен в моей голове» в современной интерпретации, в концертном зале «Зарядье» пройдёт премьера оперы «Альцина» о злой волшебнице, а в Белом зале ГМИИ им. А.С. Пушкина почтят память пианиста Святослава Рихтера и директора и президента Пушкинского музея Ирины Антоновой. «Рамблер» отобрал самые интересные оперы и концерты месяца.
Приношение Святославу Рихтеру
Концертный зал им. П.И. Чайковского, 20 марта
Концертный зал им. С.В. Рахманинова (Филармония-2), 20 и 27 марта
Большой зал консерватории, 30 марта
20 марта исполняется 110 лет со дня рождения одного из величайших пианистов ХХ века Святослава Рихтера. Музыкальные институции Москвы посвящают этой дате специальные программы. За 50 с лишним лет сценической жизни в качестве солиста Московской филармонии пианист дал свыше трёх с половиной тысяч концертов в более 35 странах мира; из них в одной только Москве — 850. Под конец марта филармония проведёт серию концертов, посвящённую Рихтеру.
20 марта, в день рождения музыканта, на двух сценах пройдут памятные вечера. В Зале им. П.И. Чайковского сыграет один из самых титулованных российских пианистов Борис Березовский. Вместе с Уральским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса он исполнит Первый фортепианный концерт Брамса, во втором отделении его дополнит грандиозная Первая симфония композитора.
А в Олимпийской деревне (Филармония-2) в этот же вечер выступит молодое поколение, самые видные его представители: Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (РНМСО) под управлением Филиппа Чижевского и лауреат концерта им. П.И. Чайковского пианист Дмитрий Шишкин представят сочинения Шумана и Рахманинова — Концерт для фортепиано с оркестром и «Симфонические танцы».
Из других примечательных концертов программы к 110-летию Рихтера выделяются ещё два. Один из них пройдёт под управлением Юрия Башмета — музыканта, который много выступал с Рихтером в камерных программах и называет пианиста «самим воплощением творчества». Самый знаменитый фортепианный концерт Моцарта вместе с Башметом и РНМСО исполнит Энджел Вонг — ещё студент консерватории, уже успевший взять вторую премию на конкурсе им. П.И. Чайковского (2023).
Сольную программу посвящает Рихтеру пианист Николай Луганский. В Большом зале консерватории он исполнит транскрипции из опер Вагнера — композитора, которого Рихтер почитал как одного из своих учителей (30 марта).
Посвящение Святославу Рихтеру и Ирине Антоновой
Белый зал ГМИИ им. А.С. Пушкина, 20 марта
Отдельно стоит сказать о мероприятиях, которые 20 марта пройдут в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ). В истории музея дата 20 марта стала особенной. В этот день родился не только Рихтер, который много лет проводил в музее фестиваль «Декабрьские вечера» в качестве художественного руководителя, но и легендарный директор музея Ирина Антонова. Поэтому вечер в Белом зале посвящается 100-летию Рихтера и 103-летию Антоновой.
Невероятная одарённость Рихтера могла бы сделать его и примечательным художником: пианист хорошо рисовал, в собрании ГМИИ хранится серия его пастелей — в день концерта они будут выставлены в главном здании музея.
В 1981 году Рихтер и Антонова организовали музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», который одним из первых объединил музыкальное и изобразительное искусство с танцем, театром, литературой. В этом смысле Рихтер и Антонова были провидцами: сегодня проекты, основанные на синтезе искусств, стали традицией. Фестиваль существует до сих пор, его художественным руководителем после смерти Святослава Теофиловича стал Юрий Башмет.
Вместе со своим камерным оркестром «Виртуозы Москвы» и пианистками Ксенией Башмет и Елизаветой Леонской Башмет подготовил программу из музыки Баха, Моцарта, Шнитке. На «Декабрьских вечерах» при Рихтере часто звучала новая музыка. Башмет тоже поддерживает эту традицию, он включил в программу Концерт для домры и струнных современного композитора Кузьмы Бодрова, который исполнит знаменитая домристка Екатерина Мочалова.
Также в этот день музей представит каталог несостоявшейся выставки «Святослав Рихтер. Я вижу музыку» с авторской статьёй Ирины Антоновой. Одноимённую выставку должны были открыть в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2020 году одновременно с фестивалем «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Но Антонова ушла из жизни накануне открытия — 30 ноября, и фестиваль посвятили её памяти. Саму выставку из-за пандемии так и не открыли, а каталог не стали издавать. В год 110-летия Рихтера музей восполняет этот пробел.
Творческое объединение «Притяжение»: «Пьета»
Концертный зал им. П.И. Чайковского, 22 марта
Творческое объединение «Притяжение» — сообщество молодых музыкантов, которых объединил скрипач Даниил Коган. Объединил вокруг идеи свободного и неожиданного высказывания на самые разные темы. Например, программа «Декады» состояла из 13 важных для истории музыки сочинений, написанных за последние 130 лет. А также первые проекты «Притяжения»: фестиваль русской камерной музыки «Гудьба» и цикла концертов «СПЛАВ» (Сочинения, Представляющие Любопытные Ансамблевые Варианты).
В этом сезоне «Притяжение» празднует первую пятилетку серией концертов, посвящённых детству в разных его аспектах. Беззаботность и энергия пятилетнего ребёнка на одном полюсе — и подростковый бунт на другом: всё это выражается через музыку. По словам Когана, в конце цикла предполагается сделать классический рейв.
Тема ближайшего концерта — утрата, название он получил итальянское — «Пьета», которое трудно перевести на русский язык, ближайшие аналоги — «сострадание», «оплакивание», «жалость». «Пьета» — одна из самых известных скульптур Микеланджело, где Дева Мария оплакивает снятого с креста Иисуса.
Опусы Густава Малера («Песни об умерших детях»), Альбана Берга (скрипичный концерт «Памяти ангела») и Леоша Яначека («Элегия на смерть дочери Ольги») посвящены детям, которым было не суждено повзрослеть, Фортепианный квинтет Альфреда Шнитке написан в память о матери композитора. Знаменитая Чакона Баха ре минор (в переложении для струнного квартета) по мысли музыкантов станет выражением всеобщей скорби.
Несмотря на боль и трагедию, выраженные в этих сочинениях, это музыка невыразимой красоты и глубины. Вместе с артистами «Притяжения» в этот вечер также выступят вокальный ансамбль Intrada и дирижёры Екатерина Антоненко, Алексей Рубин и Фёдор Безносиков.
«Альцина»
Концертный зал «Зарядье», 23 марта
Март в концертном зале «Зарядье» проходит под знаком фестиваля «Московское барокко». Одно из примечательных событий афиши — концертное исполнение оперы Генделя «Альцина» с Василисой Бержанской в заглавной партии. Российской певице покорились главные европейские сцены: она пела в Берлинской и Венской операх. В декабре прошлого года она выступала на открытии сезона в легендарном миланском Ла Скала: на премьере оперы Верди «Сила судьбы» пела вместе с Анной Нетребко и Йонасом Кауфманом.
В опере Генделя Бержанская исполняет партию волшебницы Альцины — старухи, которая оборачивалась в прекрасную и молодую женщину и заманивала на свой остров путешественников, чтобы превратить их в чудища. Волшебница губила странников, пока не влюбилась в одного из них.
Оперу эту Гендель написал, будучи в должности музыкального руководителя лондонского театра Ковент-Гарден: задача была взять верх над театром-конкурентом «Опера дворянства». Гендель своего достиг: успех «Альцины» был неоспорим. Правда, потом опера канула в Лету, её ренессанс начался лишь в ХХ веке.
В Москве «Альцина» несколько сезонов шла в Большом театре, это была постановка английского режиссёра Кэти Митчелл. Было и концертное исполнение в Московской филармонии, где принимали участие западные звёзды. В предстоящем событии участвуют российские певцы и московский оркестр Pratum Integrum. А в качестве музыкального руководителя исполнения выступит итальянский дирижёр, клавесинист, пианист и органист Симоне Ори.
«Кармен в моей голове»
Театр «Новая Опера», 28–30 марта
В театре «Новая Опера» появится новая «Кармен». Но не знаменитый шлягер Бизе, а балет современного петербургского композитора Настасьи Хрущёвой в постановке Татьяны Багановой, одного из первых лидеров современного танца в России. Это спектакль балета «Москва», который с недавних пор вошёл в состав «Новой Оперы».
Исходная точка для создателей — именно антитеза опере. Композитор рекомендует забыть хабанеру («У любви как у пташки крылья»). «Чего нет в музыке этого балета?» — пишет она (её слова приводятся в программке спектакля) — и называет в том числе «аллюзии на Жоржа Бизе», «стиль эспаньол». А в числе того, что есть в музыке, называет «заплясывание до смерти, поэтику ярости и карающую женственность».
Хореограф обращается к первоисточнику — новелле Проспера Мериме, которую Бизе изрядно переработал. Баганова, комментируя своё решение, говорит: «Кармен — не персонаж, а обстоятельство, вернее, даже сумма обстоятельств. Это некая среда, наполненная импульсами, триггерами, крючками». Её слова приводятся в сообщении пресс-службы театра.
Главный герой её истории — Хозе, «тот, кто рефлекторно попадает в ловушки Кармен». А вот что роднит всех Кармен мира — это внимание к красному, и сценограф Лариса Ломакина (постоянный соавтор спектаклей Константина Богомолова) вместе с художником по костюмам Галей Солодовниковой играют с традицией, но подчёркивают, что цветовая гамма спектакля растянута в диапазоне от тёмно-бордового, через оттенки красного и пурпурного, до мадженты, кораллового и нежного-розового.
Герметичный детектив и спектакль-кабаре: что смотреть в театрах в Москве в марте