Войти в почту

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

1829 год, Полтавская губерния, село Диканька, сарай, оборудованный под анатомический театр. Щегольски одетый Олег Меньшиков отставляет в сторону трость с набалдашником в виде птичьей головы и берется за пилу. На правах легендарного петербуржского следователя он раскраивает тело убитой девушки. После чего герой Меньшикова с улыбкой, которой позавидует сам Джокер, обращается к густо намазанному белилами Александру Петрову в парике: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?». Гоголь-Петров не знает, что сказать. Зритель от такой неуместной цитаты из «Покровских ворот» — тоже. И так полтора часа.

Николай Гоголь в этом фильме недавно сжег свою неудавшуюся поэму «Ганц Кюхельгартен», служит писарем в Охранном отделении и периодически падает в обмороки на месте преступления. Следователь Яков Гуро со словами «Пять минут на сборы!» зачем-то берет болезненного (да еще и с похмелья) Николая в долгое путешествие из Петербурга в Полтавскую губернию. А дальше мы погружаемся в мир страхов и дурных снов классика.

Эти фобии — от боязни быть погребенным заживо до отвращения перед улитками — показаны подробно. Но все же сам Гоголь вытолкнут из этих кошмаров на периферию, мы видим представление массового зрителя о нем, а не его самого. Нет того набожного, меланхолического, остроумного, амбициозного молодого человека.

Да и живых, настоящих персонажей в фильме вовсе нет: есть вялое противопоставление умных «великоросских» людей с изысканными манерами и местных жителей «Малороссии», которые похожи не то на подлецов, не то на шарж. Нет в ленте и логики, а когда делаешь фильм о нечисти, логика необходима. Правила игры потусторонних сил с людьми постоянно меняются, а главные герои почему-то узнают о важной улике только в середине фильма.

Ушел (вернее, был препарирован, как упомянутое выше тело девушки) и язвительный юмор гоголевских произведений.

Сама идея отправить писателя в мистическую и ужасающую обстановку его собственных книг — хороша, хотя и не нова. Хочется увидеть действительно жуткий фильм о том, как Гоголь боролся с фантасмагориями и готическими ужасами своих творений. Но, увы, не в этот раз.