Пепперони, ножи для томатов и литры кетчупа: как снимали «Кошмар на улице Вязов»

16 ноября 1984 года в американский широкий прокат вышел «Кошмар на улице Вязов» — культовый слэшер Уэса Крэйвена, навсегда изменивший жанр. За это время история о маньяке в красно-зеленом свитере успела разрастись до масштабной медиафраншизы. Фредди Крюгер попал в список 100 лучших героев и злодеев по версии Американского института киноискусства. Рассказываем, как снимался один из знаковых хорроров в истории.

Пепперони, ножи для томатов и литры кетчупа: как снимали «Кошмар на улице Вязов»
© Кинопоиск, New Line Cinema

В основе фильма реальная история

Дисклеймер «основано на реальных событиях» в контексте «Кошмара на улице Вязов» выглядит как минимум странным, как максимум — неуместным. О какой реальной истории может идти речь в фильме про призрака отмщения, который расправляется со своими жертвами во снах?

Однако в конце 1970-х в американских газетах стали появляться страшные заметки об эпидемии странных смертей. В LA Times вышла статья о юноше из семьи камбоджийских эмигрантов, который уверял родителей, что его преследует ночной кошмар и он боится, что если снова заснет, то умрет. Злоупотребляя кофе, он и впрямь смог провести несколько дней без сна. Но только стоило заснуть, парень закричал, а после сразу умер от остановки сердца.

В начале 1980-х находящийся на грани банкротства и злоупотребляющий наркотиками Уэс Крэйвен (последние фильмы режиссера провалились, брак был разрушен, а сам он никак не мог погасить налоговую задолженность) прочитал заметку о таинственной смерти в газете. Так у «Кошмара» появился концепт, а у режиссера — идея фильма, который поправит его финансовое положение. Оставалось придумать образ злодея.

Фредди Крюгер — хулиган

© Кинопоиск

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

В одном из интервью Уэс Крэйвен признался, что Фредди Крюгер — имя хулигана, который колотил его в начальной школе. В дебютном фильме постановщика «Последний дом слева» уже встречались персонажи, которых звали Крюг Стилло (Дэвид Хесс) и Фред Подовски (Фред Дж. Линкольн).

Внешний вид злодея был вдохновлен еще одним травмирующим воспоминанием из детства режиссера. В совсем малом возрасте Крэйвен сильно испугался бездомного, который ошивался неподалеку от его дома. Однако с узнаваемым красно-зеленым свитером дела обстоят иначе.

Долгие годы ходила байка о том, что изначально одеянием Крюгера должен был выступить темный плащ в пол, но никак не кислотная кофта.

Во время съемок выяснилось, что реквизит просто не привезли. Тут на глаза режиссеру попался оператор в ярком свитере. Мгновение спустя в полосатую вещицу был одет уже Роберт Инглунд. Так ли было на самом деле, неизвестно до сих пор. Однако наверняка выбор красно-зеленой расцветки не был случайным.

Как и в случае с историей про юношу, умершего во сне, Крэйвен вычитал статью, в которой утверждалось, что сочетание зеленого и красного — наиболее тяжелое для восприятия и вызывает чувство дискомфорта. Вспомнил ли об этом факте режиссер уже на съемочной площадке после встречи с оператором или держал в голове еще до съемок — теперь остается лишь гадать.

Ограниченный бюджет и безграничная фантазия

© Кинопоиск, New Line Cinema

Роберта Инглунда гримируют для роли Фредди Крюгера

Изначально в «Кошмар на улице Вязов» не верил никто. Студийные боссы не видели в фильме потенциал, а Walt Disney и вовсе предложила режиссеру переписать сценарий так, чтобы он стал страшной сказкой для детей. Поэтому, когда инвесторы все-таки нашлись, съемочной команде пришлось работать с крайне ограниченным бюджетом.

Из-за этого, например, Крэйвен был вынужден отказаться от задуманного внешнего вида Фредди. Изначально Крюгер должен был стать еще более жутким и отталкивающим. Его зубы можно бы было разглядеть через тонкую кожу на щеке. Однако от этого пришлось отказаться ввиду ограниченных финансов.

Финальный же образ Фредди сложился, когда гример Дэвид Миллер собрал из пепперони нечто похожее на физиономию. Ежедневно Роберт Инглунд проводил в кресле визажиста по три с половиной часа. Но, как признавался после актер в одном из интервью, он просто обожал срывать с себя маску Фредди в конце рабочего дня.

Главный же атрибут злодея — перчатку с ножами — создали и вовсе из кухонной утвари.

Острые и изогнутые лезвия на руке Крюгера — это ножи для нарезки помидоров модели Case xx-p210. Джим Дойл, супервайзер механических эффектов, сохранил большую коллекцию фото со съемок фильма. Среди изображений с вымазанным в кетчупе Джонни Деппом и отдыхающим в перерыве между дублями Инглундом можно найти и первые наброски той самой перчатки, которую придумал Дойл. Лезвия были настолько острые, что на съемочной площадке актеры и решивший поиграться с реквизитом режиссер постоянно наносили себе раны, после чего было решено затупить острие.

© Кинопоиск

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

Однако этим фантазия съемочной группы не ограничилась. Для сцены, в которой Нэнси убегает от маньяка по лестнице, увязая в мягкой и тягучей субстанции, были изготовлены ступени из муки. Для ставшего культовым момента в ванной был построен специальный резервуар. Сама ванна не имела дна. Актриса Хэзер Лэнгенкэмп удерживалась за счет досок-подпорок.

Примечательно и то, что в этой сцене роль Фредди исполнил упомянутый Джим Дойл, которому приходилось задерживать дыхание на полторы минуты ради одного дубля. Именно его рука тянется к Нэнси.

Для смерти Глена (Джонни Депп), равно как и для смерти Тины (Аманда Уайсс), была построена специальная вращающаяся комната. Все предметы мебели были приклеены к потолку, а уже затем из кровати литрами выливали искусственную кровь. Из-за отсутствия бюджета густую искусственную кровь заменила вода с красителем, а сцену было важно снять с первого дубля. Получилось.

Случайности неслучайны

© Кинопоиск

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

«Кошмар на улице Вязов» стал первой ролью Джонни Деппа, сыгравшего бойфренда главной героини — Глена. Тогда молодой Депп даже не задумывался об актерстве, а мечтал о карьере музыканта. После неудачи с рок-группой товарищ Деппа Николас Кейдж посоветовал ему попробовать себя в кино.

Однако в «Кошмар на улице Вязов» актер попал не по наводке Кейджа, а чисто случайно. На роль Глена пробовался его друг Джеки Эрл Хейли, позже исполнивший роль Фредди в перезапуске 2010 года, сам же Депп пришел поддержать приятеля. Как только Крэйвен увидел курящего как паровоз юношу, то попросил его прочесть текст Глена. Так Депп получил первую роль. А Крэйвен, заручившись поддержкой дочери, — будущую мировую звезду в актерском ансамбле.

Спустя несколько лет Депп появится с небольшим камео в шестой главе франшизы, а после уже сам вооружится ножами-пальцами для съемок в фильме «Эдвард руки-ножницы».

Уэс Крэйвен не хотел снимать сиквел

© Кинопоиск

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» (1985)

Изначально Крэйвен планировал другой финал фильма. В его версии всё заканчивалось хеппи-эндом. Нэнси понимала, что всё произошедшее — лишь страшный сон. Однако продюсеры вынудили режиссера снять более мрачную версию, где Нэнси в компании друзей уезжает на ожившем красно-зеленом кабриолете.

У фильма есть несколько альтернативных концовок, которые можно найти в открытом доступе.

Точно так же можно отыскать и многие вырезанные сцены, не вошедшие в финальный монтаж. Из них становится ясно, почему Крюгер преследует детей.

Ранее у героев были старшие братья и сестры, которых и убил злодей. Об этом говорит мать Нэнси. Более того, о том, что детей терроризирует именно Фредди, догадывался и отец Глена. Но и эту сцену вырезали из финального монтажа, что сильно расстроило режиссера. Крэйвен считал, что удаленные эпизоды раскрывали истинные мотивы самосуда над Фредди Крюгером.

Впоследствии «Кошмар» стал кассовым хитом, что вылилось в целую медиафраншизу, которая проходила уже без активного участия Крэйвена. Лишь в седьмой части режиссер вернулся на улицу Вязов и устроил мини-революцию жанра. А парень в шляпе и красно-зеленом свитере стал грозой всех подростков 80-х.

Переоценить влияние первого «Кошмара на улице Вязов» просто невозможно. Отголоски шедевра Крэйвена слышатся до сих пор — от последнего сезона «Очень странных дел» до недавнего хита А24 «Герой наших снов» с Николасом Кейджем в главной роли.

Трудно представить, как бы выглядел жанр сегодня, если бы в начале 1980-х, вооружившись ножами для резки помидоров и кислотным свитером, Уэс Крэйвен не придумал Фредди Крюгера. Можно лишь это представить. Главное — не уснуть. Несмотря на солидный возраст, Фредди всё еще не готов уходить на пенсию.

Маньяки, монстры и призраки: 10 новых фильмов ужасов