Добрые и злые: новогодние мифические существа в разных культурах

На протяжении веков у различных народов рождались уникальные легенды, связанные с новогодними праздниками. Они возникли на стыке языческих ритуалов, празднования зимнего солнцестояния и христианских обычаев. Одним из ярких аспектов этой традиции стали мифические существа, которые играли важную роль в культуре и обрядах и остаются актуальными по сей день. "Рамблер" расскажет о них подробнее.

Добрые и злые: новогодние мифические существа в разных культурах
© dreamstime.com

Карачун

Карачун — мифический персонаж славянского фольклора, связанный с зимними праздниками и временем зимнего солнцестояния. В некоторых регионах его воспринимают как бога зимы или духа, который "приносит" холод и снега. Карачун символизирует как неизбежность зимы, так и надежду на возрождение весны после самого холодного времени года. В народных поверьях ему приписывают поощрение хорошего поведения, при этом считается, что за плохое он наказывает. В большинстве случаев Карачун предстает в образе старца в мехах или с посохом, олицетворяющим силу зимы и стойкость.

Ниссе

Ниссе — это существо из скандинавского фольклора, что-то вроде домашнего духа или домового. В Дании и Норвегии он изображается как маленький человечек с длинной бородой, часто одетый в красный колпак. По легенде, он помогает в ведении домашнего хозяйства и заботится о животных, но требует от своих хозяев уважения и угощений. Перед Рождеством дети оставляют молоко или угощения для Ниссе, чтобы задобрить его перед праздниками. Если его игнорировать, он может устроить неприятности — испортить вещи или напугать домашних животных.

Пер Ноэль и Пер Фуэтар

Пер Ноэль — французский аналог Санта-Клауса, который приходит в ночь на Рождество, чтобы принести подарки детям. Однако, кроме него, в некоторых регионах Франции существует фигура Пер Фуэтара. Он считается воплощением темной стороны рождественского волшебства и служит неким контролером, который следит за поведением детей в течение года. Пер Фуэтар олицетворял справедливость — именно он сообщает Пер Ноэлю, кто вел себя хорошо, а кто плохо.

Как праздновали Новый год древние римляне и египтяне

Йоласвейнары

Йоласвейнары — это тринадцать "рождественских гномов" из исландского фольклора, которые якобы ежедневно приходят из своих горных логовищ в течение предрождественского периода. Каждый из них отличается своими уникальными чертами и привычками. Например, Стюфур представляется как "коротышка" и "жирный гном", который незаметно швыряет хлебные корки с верхних полок. Гулли Гок высматривает, каким образом можно украсть еду с кухонных стола. А Ложкоед известен тем, что крадет ложки.

Крампус

Крампус — мифическое создание из центральноевропейского фольклора, которое, как правило, выступает в роли антогониста Святого Николая. Он изображается как страшное, рогатое существо с длинными языками и острыми клыками, которое наказывает непослушных детей, в то время как Святой Николай награждает хороших подарками. По легенде, Крампус разгуливает по улицам в ночь на 5 декабря, терроризируя детей и прикрепляя их к своему мешку, если они провинились в течение года.

Ранее мы писали, почему в России активнее празднуют Новый год, а в Европе — Рождество.