Почему в XIX веке боялись фотографий
Два столетия назад к фотографиям относились с тревогой, опасением и даже парализующим страхом. Люди, впервые увидевшие свой портрет на бумаге, нередко испытывали шок. Откуда взялся этот страх, и почему фотография казалась столь пугающей, расскажет «Рамблер».
1. Мистика и суеверия
Многие люди XIX века верили, что фотография способна запечатлеть не только внешность, но и душу человека. В фольклоре многих народов существовало поверье, что потеря тени или отражения означает утрату сознания. Фотография же буквально фиксировала облик человека, что вызывало ассоциации с колдовством. Особенно это касалось длинных экспозиций, когда любое движение размывало изображение, создавая призрачный эффект.
Кроме того, распространение постмортем-фотографии (фотографирования умерших) только усилило страхи. Портреты покойников часто делали единственным изображением человека, что создавало мрачную ауру вокруг фотоискусства. В некоторых культурах считалось, что запечатленный на снимке дух умершего мог «застрять» в изображении, а потому такие фото хранили с осторожностью.
2. Недоверие к технологии
Фотография казалась людям чем-то неестественным и даже дьявольским. В начале XIX века многие вообще не понимали принципа ее работы. Как мог кусок бумаги «запоминать» лицо человека? Простые люди полагали, что для этого фотограф должен обладать сверхъестественными способностями или заключить сделку с темными силами.
Не меньший страх вызывала сама процедура съемки. На ранних фотографиях лица людей выглядели застывшими и напряженными, ведь позировать приходилось по несколько минут. Малейшее движение размывало черты, из-за чего на фото появлялись «призрачные» силуэты.
3. Социальные страхи и религиозные предрассудки
Некоторые религиозные группы выступали против фотографии, считая ее проявлением гордыни и тщеславия. Они полагали, что создание изображения человека нарушает божественные законы и является попыткой «украсть» творение Бога.
Кроме того, фотография вызывала социальное беспокойство. До ее появления в обществе существовала четкая грань между богатыми и бедными: портреты могли позволить себе только знатные люди. Фотография же сделала фиксацию внешности доступной для всех. Для аристократии это выглядело угрозой привычному порядку вещей.
Смертельная угроза Средневековья: почему люди боялись белок
4. Боязнь утраты приватности
С появлением фотографии у людей возник страх, что теперь можно зафиксировать их без их ведома. В XIX веке не существовало законов о защите персональных данных, и некоторые боялись, что их изображение могут использовать в дурных целях.
Например, ходили слухи, что преступники могут использовать фотографии для наведения порчи, а политики — для манипуляции сознанием. Эти страхи не были беспочвенными: в дальнейшем появление фотодокументов действительно изменило мир, став инструментом пропаганды и контроля.
Фотография, которая сегодня кажется нам чем-то обыденным, когда-то была источником пронизывающего страха. Люди боялись, что она похищает душу, разрушает традиции и открывает новые способы контроля над личностью. Однако со временем страх сменился сначала принятием, потом восхищением, и в итоге фотоискусство прочно вошло в нашу жизнь.
Ранее мы рассказывали, почему в древности люди боялись зеркал.