Шпильки как эффективный метод самозащиты
Всегда существовали мужчины, которые проявляли излишнее внимание к женщинам. Их можно назвать разными словами: наглецы, хамы, донжуаны и еще множеством нелестных эпитетов. Они без спроса могли схватить леди за руку и позволить себе лишнего. Они приглашали на танец незнакомок и навязывали им свое общество. Одна из газет XIX века описывала их, как «обычных трусов и грубиянов, рассчитывающих на то, что у женщин не было против них никаких средств, кроме простого игнорирования». Однако, на самом деле, у женщин было одно действенное и простое средство усмирить наглеца – обыкновенная шпилька от шляпки.
В период с 1880-х по 1920-е наблюдался большой всплеск в области рекламы, направленной на женскую часть аудитории. Среди множества рекламируемых товаров были шляпки: и чем вычурнее и замысловатее, тем лучше. В то же время начали набирать популярность высокие и сложные прически. Женщины отращивали длинные волосы, использовали множество заколок, накладывали фальшивые пряди и локоны.
_>>_ Диана фон Фюрстенберг: Wonder Woman
Было невозможно надежно закрепить шляпку на таких прическах без использования булавок и шпилек. К 1901 году в изготовлении шляп начали использовать шелк, тафту, ленты, цветы, как искусственные, так и настоящие, страусиные перья и даже искусственные фрукты. Чтобы закрепить все это безумие на голове приходилось использовать шпильки длиной от 15 до 25 сантиметров.
Просто представьте количество шпилек, использованных в этих громоздких прическах и шляпах! Примерно в это же время женщины начали позволять себе прогулки без сопровождения мужчин, порой даже в одиночку. Некоторые мужчины считали это аморальным, а некоторые считали, что такие девушки отчаянно взывают к вниманию. На женщин стали обращать слишком много ненужного внимания и зачастую это заканчивалось публичными сексуальными домогательствами.
Керри Сегрейв, автор книги «Угрожающие шпильки: модные и вооруженные американки», писал: «Вероятно, это был единственный период в истории США, когда практически все американки ходили по улице со смертельно опасным (хоть и законным) оружием». Этим крайне эффективным оружием были напичканы их волосы и шляпки. Спустя десять лет была даже внесена инициатива по ограничению использования шпилек ввиду их смертельной опасности.
>> Как женщины завоевали право ходить без шляп
Сначала раны, нанесенные шпильками, были довольно безобидны. Женщины использовали их на заполненных улицах и в прочих местах большого скопления людей. Шпильками пользовались, чтобы отшить докучливых кавалеров. Как писали в газете Times, на рабочих местах стало появляться все больше и больше мужчин и юношей с царапинами на правой щеке.
Они объясняли свои раны по-разному, насколько хватало фантазии – мало кто рассказывал правду. Теперь в центре внимания мужчин оказались девушки, вышедшие на прогулку в вечерних шляпках, не требовавших использования шпилек. Вскоре женщины поняли, что большие шпильки – это прекрасное средство для самообороны. По словам газеты Times, ранения от шпилек были неопасными, но очень болезненными.
Шпильками отваживали и воришек, однажды на поезде в Чикаго отважная машинистка отбилась с их помощью от двух грабителей. «Они не унесли с поезда ничего, кроме новых ран», - так прокомментировала газета Times этот случай. Благодаря шпилькам женщины обрели независимость.
Одна женщина из Чикаго выступила против законодательной инициативы по признаю шпилек холодным оружием. В своем письме от 1910 года она писала: «Я чувствую себя намного спокойнее вечером, если у меня есть шпилька для самозащиты. Перед выходом из транспорта я всегда подготавливаю шпильку и держу ее в руке, пока не окажусь дома. Очень много женщин могут подтвердить, что шпилька может быть крайне полезной в опасной ситуации». Существовала даже задорная песенка на эту злободневную тему: Never Go Walking Out Without Your Hatpin («Никогда не выходи из дома без шпильки»).
Мужчины по обыкновению испытывали неприязнь к шляпкам и, естественно, шпилькам. Они считали их громоздкими и несуразными. Они мешали обзору в театрах, церквях, на концертах, да и просто в толпе. Они были угрозой даже в самых невинных обстоятельствах, например, в толпе они царапались, могли попасть в глаз. А мы знаем, что в начале XX века даже малейшая царапина могла обернуться страшной инфекцией с летальным исходом. В феврале 1898 года турист из Парижа Бартоломеу Брэндт Брендер скончался от укола шпилькой в одном из чикагских салунов. «Все началось из-за небольшого укола в уголок левого глаза. Затем рана разрослась внутри черепа».
Срочно нужно было предпринимать какие-то меры. В церквях и театрах появились таблички, гласящие, что дамам в широких шляпах со шпильками входить запрещено. К 1910 году такой простой атрибут женской красоты как шляпка стал национальной угрозой США, а затем и всего мира. Законодатели Америки и Европы начали ограничивать дозволенную длину шпилек, или же требовать носить наконечник на остром конце шпильки. В Чикаго можно было схлопотать штраф в 50 долларов за шпильку длиной более 22 сантиметров. Подобные законы принимались практически во всех штатах Америки.
Однако толку от законов было немного. Керри Сегрейв писал, что полицейские просто-напросто стеснялись подходить к женщинам на улицах и требовать от них следовать букве закона. Мужчины боялись использовать общественный транспорт из-за огромного количества угрожающих шпилек в замкнутом помещении.
В ежедневной газете в 1917 году появилась статья, в которой говорилось, что, на самом деле, мужчины должны арестовывать женщин за их опасное оружие. Заканчивалась статья довольно великодушной фразой: «Конечно же, мы не будем тыкать женщин шпильками в ответ. Давайте же предоставим им место и возможности делать то, что они хотят».
Зачастую особо негодующие женщины отказывались соблюдать закон. В ноябре 1912 года в Сиднее, Австралия, 60 женщин арестовали и приговорили к тюрьме за отказ платить штраф за слишком длинные шпильки. Как писали в Times, дамы заявили, что этот закон несправедлив и бесполезен, и они не станут ему подчиняться. Более того, они пригрозили, что устроят голодовку, если их продержат в тюрьме слишком долго.
Следом за скандалами вокруг шпилек началось движение суфражисток – и это не простое совпадение. Мнение о том, что безопасное передвижение по улице – это право всех женщин, и никто не в праве нарушать эту свободу, стало преобладать среди женщин.
Шпильки показали себя с весьма полезной стороны, но они были всего лишь неожиданным последствием популярности сложных головных уборов и причесок. Без шляпки шпильки превращались в обыкновенное оружие. Модистки того времени очень любили шляпки с настоящими перьями, что привело к ежегодному уничтожению тысяч, а то и миллионов, птиц. Лоббисты вовсю призывали женщин прекратить эти никчемные убийства, пока это не привело к полному уничтожению птиц.
В 1918 году вышел закон, ограничивающий убийства определенных видов птиц, продажу и транспортировку их перьев. Это был больной укол для всей индустрии модных шляп. Наконец, к 1920 году женщины начали коротко стричься, носить шляпки-клош, береты и тюрбаны. Больше шпильки никому не требовались, и мужчины наконец вздохнули спокойно.