Cекс-просвет в России сосредоточен в соцсетях блогеров. Пока одни, популяризируя образ «содержанок», продвигают свои секс- и фитнес-курсы, другие усердно тестируют секс-игрушки и монетизируются за счет промокодов и реферальных ссылок.
«Секрет» поговорил с представительницами двух разных подходов к заработку на секс-блогинге — Викторией Рахматулиной и Татьяной Никоновой — об их подписчиках, заработке на блоге о сексе и писательских амбициях. И попросил экспертов оценить успешность стратегий, которые выбрали девушки.
Viksi666 (Виктория Рахматулина):
«Если кто-то предлагает тебе окучить грядку своей широкой лопатой — подставляй и не стесняйся».
28 лет, Москва
- Завела аккаунт в Instagram в 2012 году. Сейчас на нее подписаны 1,5 миллиона человек.
- Ведёт секс-курсы по оральным и мануальным ласкам.
- Написала книгу «Как хочет женщина».
- -Основала социальный проект защиты женщин от нежелательного внимания «Позовите Галю».
Как начинала
Когда Рахматулина зарегистрировалась в Instagram, она, по её же словам, не собиралась заниматься секс-блогингом. Сначала девушка просто выкладывала свои фотографии со смешными подписями и рассказывала о фитнесе.
Потом появился первый ролик, на котором Виктория эффектно засовывала в рот овощ. Именно на умении глотать предметы «любой длины и диаметра» девушка построила успешный бизнес и стала одной из самых узнаваемых секс-гуру в России.
Если набраться терпения и промотать инсталенту Viksi666 до первого поста, то вы увидите «не отягощенную учёбой, весёлую девчонку из соседнего подъезда», заметила PR-консультант Валентина Максимова. «За образом секс-принцессы можно разглядеть бунтующего подростка, который год от года меняет то, чем его одарила природа, то с помощью нагрузок в тренажёрном зале, то — скальпеля пластического хирурга», — сказала эксперт.
Про секс-тренинги
Фото и ролики с «глубокой глоткой» быстро помогли привлечь внимание как к блогу Рахматулиной, так и впоследствии к её тренингам по оральным ласкам.
Лейтмотив постов Viksi666 честный и прямолинейный, отметила Валентина Максимова.
«Девушкам — если хотите роскошных подарков, то тренируйтесь выполнять эротические упражнения. Парням же обещают прибавить уверенности в себе», — сказала она.
По мнению эксперта, Виктория напоминает более усовершенствованную версию скандально известной Насти Рыбки, которая когда-то организовывала подобные курсы: Рыбка отказалась от концепции секс-тренингов в пользу вебинаров о том, как влюбить мужчину, и проиграла. «В этом плане стратегия Вики более честная, что и привлекает аудиторию», — подытожила Максимова.
Курсы Виктория запустила три года назад и за это время успела не только написать об этом книгу и дать пару интервью (YouTube-каналу «Нежный редактор» и телеканалу «Россия»), но и обучить более 1500 человек.
В месяц девушка проводит пять-шесть секс-тренингов в офлайн-формате. Большая часть её учеников — девушки, которые хотят освоить технику «глубокое горло». Спрос на онлайн-курс по кунилингусу намного ниже. Вероятно, потому что тренинги (проходят в онлайн-формате) чаще всего покупают тоже девушки — для своих партнёров.
Рахматулина задумывалась о том, чтобы открыть их в офлайн-формате: но промыть искусственную вагину, учитывая строение органа, практически невозможно, а каждый раз покупать одноразовую вульву за 5000–6000 рублей нерентабельно, рассказала она.
Доход от секс-курсов Викси не раскрывает. Но в декабре занятие по «глубокому горлу» у Виктории стоило почти 10 000 рублей. Онлайн-курс по куни и курс эротического массажа — по 3000 рублей.
Про аудиторию
За восемь лет в Instagram Виктория набрала 1,5 млн подписчиков. Ещё совсем недавно большая часть аудитории, по её словам, была мужской. Сейчас мужчин и женщин поровну: «У меня стало больше полезной информации для девушек, я не только фотографии выкладываю, но и тексты пишу».
Актуальная статистика аккаунта Viksi666, которую предоставляют рекламодателям (есть в распоряжении «Секрета»), подтверждает слова эксперта: 61% аудитории приходится на мужчин, 39% — на женщин. Большинство из них — жители Москвы и Санкт-Петербурга.
Чуть больше половины аудитории Рахматулиной — реальные люди, рассказала менеджер по работе с клиентами агентства Triko Полина Шебаршова. Остальные 48% — «пустые и подозрительные аккаунты».
Это не очень хороший показатель, объяснила маркетолог аналитической компании BloggerBase Анастасия Вишнякова. Многие блогеры участвуют в гивах и массфоловинге (гив — это розыгрыш, который проводит звезда или блогер в Instagram, массфоловинг — раскрутка с помощью массовой подписки. — Прим. «Секрета»), чтобы набрать большое количество подписчиков, но такая «накрученная» аудитория не активна, отметила эксперт.
Об этом говорят и охваты: по данным BloggerBase, средний охват одного поста в блоге составляет 213 000 человек, при этом посты набирают в среднем 42 600 лайков и 562 комментария, что явно недостаточно для миллионной аудитории.
Каждый пост героини — вызов, подчеркнула Максимова.
«Но это — не попытка выйти из зоны комфорта или поиск самореализации, а всего лишь примитивное приспособление в угоду мужским физиологическим прихотям. Для чего всё это нужно? Во-первых, для роста охвата среди новой аудитории, во-вторых, для демонстрации модели быстрого материального и / или личного успеха раскрепощённой девушки, а в-третьих, для привлечения рекламодателей», — сказала она.
Про деньги на рекламе
Сама Виктория рассказывает, что публикует один-два рекламных поста в неделю, чаще всего — рассказывает в сторис о мероприятиях и онлайн-конференциях, рекламирует магазины нижнего белья и спортивные товары.
От части рекламы Виктория отказывается. «Я сама веду секс-курсы и пишу о фитнесе, поэтому не рекламирую эти же направления, чтобы моя “теплая” аудитория не уходила к конкурентам», — объяснила она.
Сейчас пост в Instagram девушки стоит 300 000 рублей, видео — 400 000, сторис — 90 000.
«Пока у меня было 100 000 подписчиков, реклама стоила 5000 рублей. Тогда рекламодателей было очень много. Но теперь, когда цена высокая, желающих стало меньше. Да и карантинные меры ударили по бизнесу, компании сокращают рекламные бюджеты», — рассказывает Рахматулина.
По оценкам агентства Triko, готовых рекламироваться на странице Viksi666 не так много ещё и потому, что цены выше рынка, а показатели охватов постов и сторис, а также вовлеченности аудитории недостаточно хороши для блогера-миллионника.
Подобный блог — просто клондайк для так называемого у маркетологов dark market: всё, на что есть ограничения в традиционной рекламе, может успешно продвигаться в такого рода откровенном контенте, отметила Валентина Максимова.
Но, по мнению эксперта, пока «миссия бренда» Викси находится на уровне идеологии «тренируйся сексуально, чтобы быть успешной(ым)», ей вряд ли можно рассчитывать на большие федеральные бренды и их кампании.
Про социальные проекты
Недавно Виктория запустила социальную программу «Позовите Галю». Проект объединяет бары, рестораны и другие общественные пространства, в которых девушки могут получить защиту от нежелательного внимания.
Если девушка заметила, что за ней следит подозрительный молодой человек или на первом свидании парень начинает распускать руки и дерзить, она может обратиться к сотрудникам заведения-партнёра (на их дверях висит лого проекта: зонт и молния на розовом фоне) проекта и назвать кодовую фразу «Позовите Галю». Тогда ей помогут: вызовут полицию, отведут в безопасное место, выведут через запасной выход.
Первый пост в аккаунте программы появился в середине октября, за месяц на страничку подписались около 6500 человек, а партнёрами проекта стали десятки заведений по всей стране.
Валентина Максимова отмечает, что «социальный» проект в портфеле инфлюенсера — это стратегически выигрышное вложение, но конкретно этот — 100% калька английского социального проекта Ask For Angela, который запустился ещё в 2016 году, а позднее был скопирован и в США.
Про книгу
В 2019 году Виктория написала книгу «Как умеет женщина», которая набрала на сервисе «Литрес» три звезды из пяти. В книжных магазинах один экземпляр стоит 500–600 рублей.
Творение блогера, судя по отзывам, вызвало у читателей бурную эмоциональную реакцию. «Я считаю Викторию Рахматулину истерически смешной малышкой в области пошлого юмора, фраза “если кто-то предлагает окучить грядку тебе своей широкой лопатой — подставляй и не стесняйся, главное — не пукай!” сделала мой день)», — пишет одна читательница.
Другая негодует: «Типичное безвкусное творение с обнажtнкой. Честно сказать, вначале мне было стыдно признаться, что я прочла такое фе, но потом я решила не молчать просто ради того, чтоб уважающие себя девушки и женщины не тратили время на всякий шлак, пусть даже он и ярко упакован».
Доход от этого проекта девушка не раскрывает. Как сообщили в пресс-службе издательской группы «Эксмо-Аст» книга вышла тиражом в 7 000 экземпляров.
«Спрос на лидеров мнений, в частности блогеров, стабильно высокий, зачастую именно редакции выступают с предложением инфлюенсеру о выпуске книги на площадке нашей издательской группы», — рассказали «Секрету» в издательстве.
«Никонова.Онлайн» (Татьяна Никонова):
«Даю более полную картину секса и жизни женщин в России»
42 года, Москва
- Начала вести блог о секс-игрушках в 2012 году.
- Более 280 тысяч подписчиков в Instagram и более 26 тысяч в Telegram.
- Рассказывает о феминизме, секс-эксплуатации и домашнем насилии.
- Пишет книгу о секс-просвете для детей.
Про то, как начинала
Журналистка, секс-просветительница и феминистка Татьяна Никонова начала вести блог о секс-игрушках в 2012 году. Для открытого разговора о сексе выбрала Tumbler — остальные площадки были менее толерантны к этой теме — и стала первой в России блогеркой, которая рассказала о личном опыте использования гаджетов.
В блоге Никонова выкладывала ссылки на исследования, отвечала на анонимные вопросы о сексе, телесности, гендере и феминизме, а также публиковала обзоры и тест-драйвы игрушек.
«Мне не кажется, что говорить о сексе — это что-то особенное. Есть бьюти-блогеры, которые тестируют косметику. Я тестирую секс-игрушки. Просто я была первой, кто начал о них писать под своим именем. В России большой дефицит оргазмов, необходимо это исправить», — рассказала она «Секрету».
В блоге Никоновой была анонимная форма, куда люди могли присылать свои вопросы. «Выяснилось, что людей интересуют не только секс-игрушки. Да и скучно читать постоянные обзоры на интимные гаджеты. Сколько игрушек в среднем покупают люди? Ну, две-три, а потом что-нибудь ещё новое через пять лет. Я же даю более полную картину секса и жизни женщин в России», — рассказала Татьяна.
Никонова стала секс-просветителем гораздо более публичным, чем другие секс-активисты в соцсетях благодаря (предположительно, всё-таки невольной, а не специально спланированной) выходке шоумена Павла Воли в одном из эфиров Comedy Club, отметила Полина Шебаршова.
Поводом для «шутки» стала фотография Татьяны с вибратором, которую Павел сопроводил комментарием-пожеланием: чтобы Татьяне прислали настолько гигантский фаллос, «чтобы тест-драйв превратился в краш-тест». «Поднятый после этого скандал — как в офлайне, так и в онлайне — безусловно, привлёк новую аудиторию к блогеру», — говорит Шебаршова.
Про секс-игрушки и монетизацию
Монетизировать блог Никоновой удаётся благодаря обзорам секс-игрушек, которые ей присылают производители и секс-шопы. Она описывает недостатки и преимущества гаджета, даёт советы по технике безопасности и иногда предлагает свои промокоды на покупку устройств.
Условия сотрудничества с секс-ретейлерами Никонова не раскрывает. По словам Татьяны, цена рекламы зависит от того, получит ли она процент с продаж по своему промокоду или реферальной ссылке, а также от того, какая именно реклама интересует заказчика: пост или сторис.
По данным платформы Epicstars, которая объединяет рекламодателей и блогеров, в среднем за покупку по промокоду инфлюенсер получает 10% от суммы заказа. Если речь идёт о личной ссылке блогера (её часто прикрепляют в шапке профиля) — то здесь уже в среднем 18% от заказа.
В отличие от блога Викси, возможности продвижения Никоновой не ограничиваются dark market, отмечает PR-консультант Валентина Максимова.
«Помимо очевидных рекламных коллабораций с продуктами из секс-шопа, здесь есть благодатное поле для творчества. Возможные интеграции с издательствами, психологами, онлайн-школами и т. д.», — говорит она.
Про подписчиков
На страницу Никоновой в Instagram подписаны 277 000 человек. Основная аудитория — женская, что обусловлено феминистическим настроем самой Татьяны, сказала Валентина Максимова. «Девушки, преимущественно 19–25 лет, задают интимные вопросы автору и получают искренние и поддерживающие ответы», — уточнила она.
По оценкам BloggerBase, большая часть аудитории — 88% — женщины, из них 68% в возрасте 25–34 года. Охват в среднем 32 тысячи, а вовлечение аудитории повысилось за последние полгода на 6,72%. При этом у Никоновой 47% качественной аудитории, остальные — массфолловеры, подсчитали аналитики.
Приблизительная цена поста у Никоновой составляет 22 000 — 27 000 рублей, а сторис — 9000 рублей, подсчитали в BloggerBase. В среднем каждый пост набирает 3,8 тысячи лайков и 178 комментариев.
«Глядя на эти данные, можно прийти к выводу, что вовлечённость постов Татьяны не очень высокая: лучших показателей можно было бы достичь с меньшим числом массфолловеров среди подписчиков», — отметила Шебаршова.
Впрочем, то, что Никонова, не стесняясь возможного осуждения, рассказывает о личном опыте длительной борьбы с депрессией, помогает ей установить прочную связь с аудиторией. «Поскольку о феминизме, депрессии, психологии говорят и пишут во многих СМИ и социальных сетях, то активность Никоновой на этом поле помогает ей набирать новых подписчиков», — говорит эксперт.
Про каналы общения
Несколько лет назад Никонова завела Telegram-канал, но владельцы айфонов не видели картинки из-за ограничений к материалам откровенного и эротического содержания. Поэтому три года назад Татьяна создала аккаунт в Instagram.
Недавно Никонова завела страницу в «Одноклассниках», чтобы, как она сама говорит, «нести свет истины». «Я дублирую посты из Instagram в “Одноклассники”. И, как показывает мой опыт, интерес у аудитории есть и на этой площадке», — говорит она. За три месяца Никонова набрала в «Одноклассниках» более 11 000 подписчиков без всяких вложений.
По мнению Валентины Матвеевой, в своём блоге Никонова «честно и с чувством собственного достоинства рассказывает о том, что женщина имеет право сама решать, что ей делать со своим телом». "В отличие от Viksi_666, здесь есть ценности принятия себя, своего тела, своих желаний, а не встраивание в мир мужских физиологических потребностей и недовольства своим телом», — сказала она.
Никонова поднимает актуальные для женщин вопросы, но делает это довольно элегантно, несмотря на некоторую провокационность, подчеркнула Максимова.
«О том, что контент предназначен для взрослых, периодически напоминают только продуктовые интеграции с изображениями игрушек для взрослых. В остальном — достаточно этичная подача», — сказала она.
Про благотворительность
Пять лет назад Никонова открыла благотворительный магазин вещей с феминистскими принтами Hey Grrl Shop. Весь доход от продаж, по словам Татьяны, она перечисляла центру «Сёстры», который помогает женщинам, пережившим сексуальное насилие.
Впрочем, продажи были не очень хорошие, говорит Никонова, поэтому работу магазина пришлось приостановить. Страницы проекта в Instagram, Facebook и «ВКонтакте» не обновлялись с 2015 года. «Скоро изменится ассортимент и будут активнее вестись социальные сети», — рассказала она.
Про книгу
В 2017 году Татьяна запустила краундфандинговый проект на Planeta.ru по сбору средств на бесплатный учебник для подростков по секс-просвещению. За неделю она собрала миллион рублей, а всего набралось более 1,4 млн рублей
Выпустить книгу Никонова планировала через год — в 2018 году. Но этого не случилось, потому что, как объяснила Никонова, у неё не хватило времени и сил. «Я уволилась ради написания книги, собиралась отдать ей время, которое обычно тратила на офис. Чего я совершенно не учла, так это того, что аккаунты моего блога в соцсетях (четыре штуки!) разрослись, работы сильно прибавилось, с подписчиками надо общаться (и вы этого заслуживаете), количество входящих сообщений от журналистов и желающих сотрудничать увеличилось в разы, всё время зовут выступать и писать статьи», — объясняла она в Facebook.
Сейчас никакие сроки публикации Татьяна не называет. «Книга в процессе, я бы не стала говорить о выходе в следующем году и не стану называть точные сроки. Она будет не научпоп, а self-help для подростков, потому что я вижу, какие вопросы не присылают, и делаю вывод: люди не знают элементарных вещей. Например, не знают ничего о принципе согласия», — говорит Татьяна.
Что говорят эксперты
Каждый пост Рахматулиной буквально кричит: «Посмотрите, как я сделала себе фигуру! Посмотрите, как я смело целую другую девушку на камеру или проглатываю бананы и прочие объекты!» Но «зайдёт» ли аудитории архаичный образ «содержанки» в эпоху расцвета женского лидерства, когда серьёзные издания делают рейтинги «30 до 30», девушки запускают IT-стартапы, а феминистки практически сломили стигмы непринятия женского тела, задаётся вопросом Валентина Максимова.
В свою очередь, Татьяна Никонова, не стесняясь говорить на откровенные темы, ведёт более спокойный блог, отмечает Полина Шебаршова. «Автор делает ставку на провокационный контент, вероятно, потому, что общается с более зрелой и независимой аудиторией», — говорит эксперт.
В отличие от Никоновой, Виктория не затрагивает темы женского саморазвития, обучения, принятия себя, а также более близкие к выбранному жанру вопросы ВИЧ-безопасности. Эта стратегия недолговечна, признают эксперты, но пока всё еще востребована. Что подтверждают и цифры: похоже, широкой аудитории всё еще интереснее не самопознание и феминистические взгляды, а умение глотать предметы «любой длины и диаметра».