Войти в почту

Кто был прототипом героев "Золотого ключика" Толстого

Slide 1 of 7
Карабас-Барабас — Всеволод Мейерхольд. Театральный режиссер отличался жесткой манерой руководства, в результате чего многие сбегали из театра со скандалом. Также Мейерхольд носил длинный шарф и прятал его концы в карманы (как Карабас - свою бороду), маузер, с которым не расставался (плетка), и имел псевдоним «доктор Дапертутто» (доктор кукольных наук в сказке).
1/5
Карабас-Барабас — Всеволод Мейерхольд. Театральный режиссер отличался жесткой манерой руководства, в результате чего многие сбегали из театра со скандалом. Также Мейерхольд носил длинный шарф и прятал его концы в карманы (как Карабас - свою бороду), маузер, с которым не расставался (плетка), и имел псевдоним «доктор Дапертутто» (доктор кукольных наук в сказке). 
© Кадр из фильма "Приключения Буратино"
В образе Мальвины современники видели отсылки к Зинаиде Райх, (жене Мейерхольда и главной красавице его театра), и к актрисе Марии Андреевой, гражданской жене Горького —  особенно в эпизоде, где Мальвина учит читать Буратино. У Андреевой было высшее образование, а у Горького не было даже среднего. В бегстве Мальвины от Карабаса видели уход Марии Бабановой от Мейерхольда.
2/5
В образе Мальвины современники видели отсылки к Зинаиде Райх, (жене Мейерхольда и главной красавице его театра), и к актрисе Марии Андреевой, гражданской жене Горького — особенно в эпизоде, где Мальвина учит читать Буратино. У Андреевой было высшее образование, а у Горького не было даже среднего. В бегстве Мальвины от Карабаса видели уход Марии Бабановой от Мейерхольда. 
© Кадр из фильма "Приключения Буратино"
Пьеро — Александр Блок. Образ получился очень пародийным и даже саркастическим. При этом сам поэт часто сравнивал себя с Пьеро. Некоторые считали, что в образе Мальвины есть намек и на Любовь Менделееву, жену Блока.
3/5
Пьеро — Александр Блок. Образ получился очень пародийным и даже саркастическим. При этом сам поэт часто сравнивал себя с Пьеро. Некоторые считали, что в образе Мальвины есть намек и на Любовь Менделееву, жену Блока. 
© Кадр из фильма "Приключения Буратино"
Дуремар — Владимир Соловьев, помощник Мейерхольда, известный под псевдонимом Вольдемар Люсциниус.
4/5
Дуремар — Владимир Соловьев, помощник Мейерхольда, известный под псевдонимом Вольдемар Люсциниус. 
© Кадр из фильма "Приключения Буратино"

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Папа Карло и Джузеппе Сизый Нос — Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Буратино видит горизонтальную молнию на занавесе театра в каморке папы Карло — намек на изображение чайки на занавесе МХАТа.
5/5
Папа Карло и Джузеппе Сизый Нос — Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Буратино видит горизонтальную молнию на занавесе театра в каморке папы Карло — намек на изображение чайки на занавесе МХАТа. 
© Кадр из фильма "Приключения Буратино"

Всем известно, что «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого — вольный и очень художественный пересказ сказки Карло Коллоди "Приключения Пиноккио".

Толстой написал свое произведение, что называется, "по мотивам", максимально адаптируя сюжет к русской почве. Например, Лис превратился в Лису Алису, Голубая Фея — в Мальвину, ну и, конечно, сам Пиноккио стал Буратино. Причем характеры персонажей также были сильно изменены.

Однако, как часто бывает в сказках, особенно литературных, в ней есть еще и скрытый смысл, понятный только взрослым. Сразу после выхода сказки в печать заговорили о множестве аллюзий на конкретных людей, и вообще на жизнь московской театральной богемы 20-30 годов. О людях и событиях, ставших объектами едкой пародии писателя, — в нашей галерее.