«Потаскуха, наркотик, страдание»

Slide 1 of 13
«Крик» — без сомнения, самая известная картина Мунка, а также один из наиболее узнаваемых образов в искусстве, которому даже посвящен символ эмодзи.
1/10
«Крик» — без сомнения, самая известная картина Мунка, а также один из наиболее узнаваемых образов в искусстве, которому даже посвящен символ эмодзи. 
© lenta.ru
«Три возраста женщины». Картина «Три возраста женщины» (другие названия — «Женщина» и «Сфинкс») была создана около 1894 года, когда Мунк работал над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».
2/10
«Три возраста женщины». Картина «Три возраста женщины» (другие названия — «Женщина» и «Сфинкс») была создана около 1894 года, когда Мунк работал над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». 
© lenta.ru
"Девушки на мосту". Наброски художник делал с местных школьниц. Одна из версий «Девушек на мосту» находится в Пушкинском музее в Москве.
3/10
"Девушки на мосту". Наброски художник делал с местных школьниц. Одна из версий «Девушек на мосту» находится в Пушкинском музее в Москве.  
© lenta.ru
«Мадонна». Изображение обнаженной Богородицы с распущенными волосами и прикрытыми в экстазе глазами вызвало скандал.
4/10
«Мадонна». Изображение обнаженной Богородицы с распущенными волосами и прикрытыми в экстазе глазами вызвало скандал. 
© lenta.ru

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

«Танец жизни». Здесь, как и в «Сфинксе», женщина предстает в трех ипостасях — как юная дева, замужняя женщина и старуха.
5/10
«Танец жизни». Здесь, как и в «Сфинксе», женщина предстает в трех ипостасях — как юная дева, замужняя женщина и старуха.  
© lenta.ru
«Пепел». Некоторые исследователи предполагают, что художник изобразил свои воспоминания о первом романе и потере девственности.
6/10
«Пепел». Некоторые исследователи предполагают, что художник изобразил свои воспоминания о первом романе и потере девственности.  
© lenta.ru
«Меланхолия». «Меланхолия» (другие названия — «Вечер», «Яппе на берегу» и «Ревность») стала одной из первых работ, в которой окончательно оформился стиль Мунка.
7/10
«Меланхолия». «Меланхолия» (другие названия — «Вечер», «Яппе на берегу» и «Ревность») стала одной из первых работ, в которой окончательно оформился стиль Мунка. 
© lenta.ru
«Вампир». Искусствоведы видят в этой картине воплощение комплекса Мадонны и блудницы — сексуального комплекса, предполагающего разделение образа женщины как объекта заботы и полового партнера.
8/10
«Вампир». Искусствоведы видят в этой картине воплощение комплекса Мадонны и блудницы — сексуального комплекса, предполагающего разделение образа женщины как объекта заботы и полового партнера.  
© lenta.ru
«Автопортрет между часами и кроватью». художник изобразил себя в переходном состоянии между болезнью и смертью, которую, вероятно, воплощает кровать, и то ли безвременьем, то ли вечностью, которые символизируют часы — без стрелок.
9/10
«Автопортрет между часами и кроватью». художник изобразил себя в переходном состоянии между болезнью и смертью, которую, вероятно, воплощает кровать, и то ли безвременьем, то ли вечностью, которые символизируют часы — без стрелок.  
© lenta.ru

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

«Цыганская свадьба». Автопортрет Мунка 1925 года, себя он изобразил крайним слева.
10/10
«Цыганская свадьба». Автопортрет Мунка 1925 года, себя он изобразил крайним слева.  
© lenta.ru

Эдвард Мунк — норвежский художник, чей «Крик» стал самым узнаваемым образом в искусстве и эмблемой экспрессионизма, а одна из версий произведения была продана в 2013 году за 120 миллионов долларов и стала на тот момент самой дорогой в мире картиной.

Музей Мунка в Осло выложил в открытый доступ больше семи тысячи оцифрованных работ — в основном это графика и наброски к его главным произведениям, в которых живописец отражал знаковые для него темы любви, смерти и страха.

Мунк потерял нескольких близких людей, лечился в психиатрической больнице, имел несколько болезненных романов, страдал от панических атак и тяжело переживал потрясения, что нашло отражение в его тревожных ярких полотнах. Главные работы Эдварда Мунка — в фотогалерее.

«Крик»

«Крик» — без сомнения, самая известная картина Мунка, а также один из наиболее узнаваемых образов в искусстве, которому даже посвящен символ эмодзи.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу»,

— говорил художник о поразившем его пейзаже, после которого он взялся за серию работ.

Всего он создал семь версий, из них с названием «Крик» четыре (два маслом и две пастели). Искусствоведы до сих пор спорят о том, как трактовать фигуру из «Криков» — бесполое существо сравнивают со сперматозоидом, эмбрионом, скелетом и мумией, которую Мунк мог видеть в одном из музеев.

«Три возраста женщины»

Картина «Три возраста женщины» (другие названия — «Женщина» и «Сфинкс») была создана около 1894 года, когда Мунк работал над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Работы из цикла располагались на четырех стенах, каждая из которых соответствовала одной из подтем. «Три возраста женщины» вошла в раздел «Расцвет и закат любви».

«Девушки на мосту»

Серию «Девушки на мосту» Мунк начал на рубеже XIX и XX веков в городе Осгорстранне, где он проводил лето. Наброски художник делал с местных школьниц. Одна из версий «Девушек на мосту» находится в Пушкинском музее в Москве.

«Мадонна»

Изображение обнаженной Богородицы с распущенными волосами и прикрытыми в экстазе глазами вызвало скандал. У Мунка было несколько версий «Мадонны», причем на одной из них в углу был эмбрион, а на раме были изображены сперматозоиды. Предполагается, что художник пытался запечатлеть обобщенный момент зачатия, а Дева Мария для него предстает земной, близкой женщиной. Писал Мадонну он со своей бывшей любовницы, натурщицы Дагни Юль, которую называли «пожирательницей мужчин».

«Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…»

— говорил Мунк.

«Танец жизни»

«Танец жизни» — центральная работа в цикле «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Здесь, как и в «Сфинксе», женщина предстает в трех ипостасях — как юная дева, замужняя женщина и старуха.

«В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина — воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья — как был исключен и я, когда они танцевали...»

— рассказывал Мунк историю создания картины.

«Пепел»

«Пепел» входил в раздел «Расцвет и закат любви» из цикла «Фриз жизни» вместе с картиной «Три возраста женщины» — и обе работы перекликаются позой героинь, заложившими руки за голову. И если в той картине это, скорее, проявление эротизма, то здесь — жест отчаяния. У «Пепла», как у большинства знаковых работ Мунка, несколько версий, на одной из них он написал:

«Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла»,

— и некоторые исследователи предполагают, что художник изобразил свои воспоминания о первом романе и потере девственности.

«Меланхолия»

«Меланхолия» (другие названия — «Вечер», «Яппе на берегу» и «Ревность») стала одной из первых работ, в которой окончательно оформился стиль Мунка. Он изобразил своего друга Яппе, у которого в тот момент был болезненный роман с замужней женщиной. Считается, что он же изображен на нескольких картинах из серии «Крик», в том числе на первой версии, которая называлась «Настроение на закате» или «Отчание».

«Вампир»

Двойственность картины, которая изначально называлась «Любовь и боль», описывается двумя цитатами Мунка.

«Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из ее рук. Он прилип к ее груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо»,

— говорил художник, по воспоминаниям его друга, о женившемся знакомом. Другая цитата — из дневников Мунка — тоже описывает происходящее на картине, но в другом свете:

«Он опустил голову на ее грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук ее сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал ее поближе к себе».

Искусствоведы в этой двойственности видят воплощение комплекса Мадонны и блудницы — сексуального комплекса, предполагающего разделение образа женщины как объекта заботы и полового партнера.

«Автопортрет между часами и кроватью»

Автопортрет был закончен в 1943 году, незадолго до смерти Мунка — в последние годы он жил в оккупированной нацистами Норвегии в постоянной тревоге, и вероятно, чувствовал приближение конца. Он изобразил себя в переходном состоянии между болезнью и смертью, которую, вероятно, воплощает кровать, и то ли безвременьем, то ли вечностью, которые символизируют часы — без стрелок.

«Цыганская свадьба»

«Цыганская свадьба» — автопортрет Мунка 1925 года, себя он изобразил крайним слева. Другая версия картины называется «Автопортрет за свадебным столом», но на ней других гостей нет, а художник сидит в той же позе с бутылкой.