Древнегреческая философия для чайников

Относительная свобода в сфере представлений о богах породила самобытный феномен греческой культуры – философию.
Древнегреческая философия для чайников

Относительная свобода в сфере представлений о богах способствовала развитию в Древней Греции оригинальных технологических механизмов и соответствующей материальной и духовной практики. Эта же свобода породила еще один самобытный феномен греческой культуры – философию.

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ

На стенах храма дельфийского Оракула было начертано семь емких высказываний, представляющих собой своеобразные уроки житейской мудрости — «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Мера — важнее всего», «Всему свое время», «Главное в жизни — конец», «В толпе нет добра», «Неси ответственность только за себя». Греки считали, что эти правила оставили семь мудрецов древней истории, среди который был Фалес Милетский, знаменитый математик и философ.

Легенда гласит о том, что однажды рыбаки с острова Кос достали со дна моря филигранно сделанный золотой треножник. Оракул повелел отдать его самому мудрому человеку Греции. Треножник отнесли Фалесу, на что тот сказал: «Я не самый мудрый» — и отослал треножник Бианту Приенскому. Бриан переслал его Питтаку Митиленскому, Питтак — Клеобулу Линдскому, Клеобул — Периандру из Коринф, а тот — Хилону Спартанскому, Хилон — афинскому законодателю Солону, а Солон — обратно Фалесу.

Тогда основоположник арифметики отослал его снова в Дельфы с подписью: «Аполлону посвящает этот треножник Фалес, тот, кто был дважды признан мудрейшим среди эллинов».

Взгляды и занятия Фалеса зачастую вызывали недоумение у простых обывателей: «Он не может совладать с нехитрыми житейскими заботами и потому притворяется, что занят сложными небесными делами!»

Чтобы доказать свою правоту, Фалес рассчитал по климатическим признакам и народным приметам, когда будет большой урожай оливок, скупил заранее все давильные аппараты для масла в округе, и, когда урожай был собран и всем понадобилось сделать оливковое масло, он сумел получить неплохой доход на перепродаже маслодавилен. «Видите, — сказал он, — разбогатеть философу легко, но неинтересно».

ЭЗОП

Самый главный сочинитель басен Эзоп по рождению был рабом, а потому возможность говорить то, что он в действительности думает, была ему недоступна. Именно по этой причине он и придумал пресловутый «эзопов язык», чтобы в иносказательной форме рассказывать поучительные и забавные истории.

Сама жизнь Эзопа стала чередой удивительных случайностей, полных остроумия и удивительного мастерства слова. На острове Самос жил философ Ксанф, человек простого нрава. Как-то он увидел трех рабов, предлагающихся к продаже: двое из них отличались завидной красотой и силой, а третьим был Эзоп — горбатый, с толстыми губами и короткими руками, подпирал руками свой огромный живот. Ксанф спросил: «Что умеете делать?». Первый и второй хвастливо ответили: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего! Все мои друзья умеют все, значит мне ничего не осталось».

Ксанф осведомляется, хочет ли Эзоп стать его рабом, на что тот отвечает: «Купи меня в советники, тогда и сможешь спрашивать, чего я хочу». «Ты всегда такой болтливый? — спросил Ксанф. «За говорящих птиц дороже платят» — «Да ведь ты не птица, а страшилище!» — «Бочки в погребе тоже страшные, а вино в них хорошее» — парировал Эзоп, после чего Ксанф решил купить приобрести такого смышленого помощника.

Уже встречавшиеся в истории с Фалесом Дельфы стали местом гибели Эзопа. Дело в том, что местные жители отказывались заниматься земледелием или ремеслами, а содержали себя за счет тех жертв, которые совершали просители Оракула. Это паразитическое поведение возмутило Эзопа и он готовился сочинить остроумнейшую басню, в которой мог бы всецело осмеять расчетливых дельфийцев.

Испугавшись возможного резонанса, жители Дельф подкинули Эзопу в мешок золотую чашу из храма Аполлона, после чего схватили его, обвинили в краже и приговорили к смерти за совершенное преступление. Правда, совсем в духе античной трагедии, богини мщения Эринии не заставили себя ждать: вероломные дельфийцы стали жертвами страшной чумы, уничтожившей большую часть населения города.

ПИФАГОР ИЗ КРОТОНА

Древнегреческий мыслитель Пифагор прославился не только математическими теоремами, но и чудесами, связанными в народном сознании с его именем. Белый орел прилетал к нему прямо с неба и позволял себя гладить.

Переходя вброд небольшую речку Сирис, Пифагор приветственно сказал: «Здравствуй, Сирис!», на что река явственно прошумела: «Здравствуй, Пифагор!» Как-то раз, в одно и то же полуденное время его видели одновременно в двух местах — Кротоне и Метапонте, хотя между этими городами неделя пути. Пифагор любил повторять: «Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества». Однажды на берегу моря он увидел рыбаков, ловивших рыбу в тяжелую сеть, и сказал им, что им удалось поймать ровно 518 рыб. Рыбаки подсчитали свой улов, вывалив рыбу на сухой песок, и у них получилась как раз та сумма, названная Пифагором.

Как и семь древнегреческих мудрецов, Пифагор давал емкие и жизненно важные советы, касающиеся быта и пристрастий обычных людей, однако, в особой, отличительной парадоксально-иносказательной манере. «Не разгребай огонь ножом» — означает, что вспыльчивого человека не следует дразнить словами. «Что упало, не поднимай» — не цепляйся за жизнь в минуту смерти. «Не ходи по протоптанной дороге» — не следуй мнениям толпы, а выбирай свой собственный путь.

Однако, самым знаменитым парадоксальным высказыванием Пифагора стал его запрет употреблять бобы, причины чего до сих мучают умы толкователей мистических заповедей математика: это может объясняться и тем, что бобы слишком насыщены белками, или потому, что они состоят из двух половинок, также как и человек, у которого двое конечностей или дуальное деление полушарий мозга.

Именно бобы стали причиной смерти Пифагора. Любимец знати, математик был в весьма натянутых отношениях с простыми земледельцами, которые даже подняли восстание против Пифагора и его учеников. Убегая от погони, философ оказался перед бобовым полем и, выбирая между жизнью и смертью, странным образом предпочел выбрать смерть — главное, не топтать бобы.

ЭМПЕДОКЛ

Философ Эмпедокл был не только мыслителем, но и несомненно обладал мистическими способностями и поэтическим даром. Ученик Пифагора, Эмпедокл хотел быть пророком и творить чудеса. Когда ему была предложена царская власть, он отверг ее со словами: «Лучшее из растений — лавр, из животных — лев, из людей — мудрец, но совсем не царь».

Однако в своем стремлении сравниться с богами он мог соперничать с самым властным из царей. Философ облачал себя в пурпурный плащ, носил золотую тиару на голове и медные сандалии. Когда в городе Олимпии его колесница одержала победу на ежегодных состязаниях, Эмпедокл принес в виде традиционной благодарственной жертвы быка, сделанного из медового теста и приправленного пряностями — будучи страстным поклонником Пифагора, Эмпедокл свято чтил запрет на убийство животных.

Желая доказать всему миру свое избранничество и сходство с богами, Эмпедокл решил сжечь себя в жерле вулкана Этна, чтобы подобно Гераклу, войти в божественный пантеон.

ПАРМЕНИД

Побороть постоянно изменяющийся поток времени — одно из основных философских стремлений древнегреческой мысли. Универсальное логическое решение этой проблемы предлагает мыслитель Парменид и его ученик Зенон — история с Ахиллом и черепахой подтверждает, что бесконечности не существует.

Стремительный длинноногий Ахилл хочет догнать медлительную черепаху, которая находится на 100 шагов впереди него. И вот вопрос: когда Ахилл сможет догнать черепаху? Ответ — никогда!

За то время, когда Ахилл добежит 100 шагов до черепахи, она уже успеет уйти вперед на 1/100 шага, а преодолев и эту сотую, черепаха продвинется еще на микроскопическое расстояние и так далее до бесконечности — даже если разрыв между Ахиллом и черепахой будет исчисляться в самых маленьких величинах, он все равно никогда не исчезнет.

Спустя некоторое время другой древнегреческий философ Демокрит сумел доказать доводы здравого смысла в этой казалось бы неразрешимой логически ситуации. Сначала Ахилл, повинуясь своему физическому естеству, будет делать большие шаги, потом — в угоду Зенону — все более крошечные, чтобы искусственно создать видимость шага, сопоставимого со скоростью черепахи.

В конце концов, даже самый маленький шажок сделать не удастся — и, опять же повинуясь своему естеству, Ахилл наконец-то догонит черепаху.

Демокрит прожил 100 лет, и в конце своей жизни ослеп. Причем, вероятно, он ослепил себя сам, смотря на отражение солнца в медном блюде, пытаясь сделать все возможное, чтобы ничто в мире не отвлекало его от научных занятий и философских размышлений.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии