Назад в СССР: советская женщина на танцах

Дискотека - любимое место миллионов советских девушек и женщин: там знакомились, общались, влюблялись и просто танцевали. Сегодня мы расскажем об этой грани нашего прошлого.
Назад в СССР: советская женщина на танцах

Знаете, что самое веселое было в советские времена? Дискотека! Любимое место миллионов советских девушек и женщин: там знакомились, общались, влюблялись и просто танцевали. Сегодня мы расскажем об этой грани нашего прошлого.

1. Куда ходили

Несмотря на любовь к формализации, какой-то единой системы дискотек и танцплощадок в СССР не было. Открыть их мог кто угодно и практически в любом, иногда в самом неожиданном, месте.

В пятидесятых во многих провинциальных городах зимой устраивали танцы на вокзалах. Причин было несколько. После войны их восстановили одними из первых и сделали это с размахом. Зачастую это были самые крупные отапливаемые помещения во всем населенном пункте и самые оборудованные.

В огромных залах ожидания помещалось много народа, играл небольшой оркестр, а когда он уставал музыку звучала из системы оповещения, иногда прерываясь на объявление о прибытии поезда. Но это, пожалуй, самый экзотический вариант.

Другим распространенным местом проведения танцев были Дома Культуры. Практически любое крупное предприятие, завод или организация имели на балансе свой ДК. В шестидесятых, когда начался хрущевский строительный бум, их появилось особенно много.

Устраивали танцы в спортзалах, фойе кинотеатров и любом другом теплом и достаточно большом месте. Была своя танцплощадка почти в каждом ресторане и даже в некоторых кафе, но это был отдельный вид отдыха и про него мы уже писали.

Особое раздолье начиналось летом. Жизнь горожан как бы перемещалась в парки и на побережье рек, озер и морей. И там обязательно появлялась своя танцплощадка.

Небольшую территорию огораживали, равняли (где-то асфальтировали, где-то делали дощатый пол, а где-то и просто утрамбовывали), подводили электричество и находили хоть каких-то музыкантов.

В семидесятых в СССР появились дискотеки и возможность обойтись исключительно техникой и зеркальным шаром, музыка могла звучать откуда угодно. Магнитофон, усилитель, колонки и набор бобин (кассет) с популярными композициями – обязательный минимум – превратили это в настолько массовое явление, что свои «танцульки» были даже у школ.

2. Что танцевали

Изначально советские власти не очень благожелательно относились к танцам. Особенно к западным. Этот «канал проникновения в молодежную среду мелкобуржуазного влияния» пытались оградить правильными нормами строителя коммунизма.

Например, в двадцатых запрещали низменные сексуальные танцы, вроде танго, чарльстона и фокстрота. В пятидесятых боролись с буги-вуги, а в шестидесятых партийные деятели падали в обморок от рок-н-ролла.

Собственно, любой танец, которые просачивался через Железный занавес, встречали в штыки. И нельзя сказать, что советские власти в этой борьбе проигрывали. На подавляющем большинстве советских танцплощадок звучала вполне прогнозируемая и разрешенная эстрада: Ободзинский, Пьеха, Магомаев, Весняры-Песняры, Пугачева. Сейчас о таком даже подумать страшно.

Предосудительное почти не прорывалось. Все что исполнялось музыкантами утверждалось на худсоветах. И было неважно играют они в «Голубом Огоньке» или на танцплощадке в Парке Горького.

Однако танцевали в СССР и твист, и рок-н-ролл, и буги-вуги. Запретные танцы были более распространены в двух столицах, чем в провинции. Если в Москве еще прорывались настоящие движения, то остальная страна увлеченно топталась в такт набирающих популярность «Веселых ребят». Даже в восьмидесятых приезд «патлатых рок-музыкантов» в какой-нибудь небольшой украинский город напоминал прибытие инопланетян, судя по реакции местных жителей.

В начале восьмидесятых, на волне борьбы с молодежными субкультурами распада, контроль над репертуаром еще больше ужесточили. До Олимпиады все же играли западное диско и романтические итальянцы, то затем долго действовало правило, что 70% музыки должно быть из СССР, а еще 20% – из соцстран.

3. В кого влюблялись

Танцплощадки и дискотеки – территория взрослых, за очень редким исключением. Вход только восемнадцать плюс. Более мягкий вариант, когда пускали шестнадцатилетних, встречался редко. Начиная с семидесятых в школе тоже могли устроить «танцевальный вечер» для маленьких, но туда уже не пускали взрослых.

Такое отношение было вполне объяснимо: именно на этом небольшом пятачке в СССР проходило главное столкновение полов. Речь даже не о том, что они соприкасались «рукавами», а о чувствах. Туда шли чтобы познакомиться и влюбиться. И конечно же, у советских девушек были свои фавориты.

Музыканты: музыкальный инструмент в нежных мужских руках действовал на русских женщин, как афродизиак.

Морячки-солдатики: форма, если только не милицейская, тоже навевала романтические мысли.

Соседский парень: что делать, если тебе давно нравится юноша из окна напротив, а он никак не решается познакомиться? Белый танец вам в помощь.

Лучший танцор: умение двигаться в танце было все же редкостью. Уроки танцев на поток поставлены не были, как сейчас. Поэтому ребята с танцевальной подготовкой сразу привлекали внимание.

Бандиты: флер опасности, какой-то непонятный и несоветский шик действовал обескураживающе. А правило «удивил-полюбила» и в СССР никто не отменял.

Танцплощадка в советское время – это целый мир в миниатюре. Там встречались люди из абсолютно разных социальных групп, с диаметрально противоположными интересами и мировоззрением. Сталкивались, скандалили и засыпали в объятьях друг друга.

Для молодежи это была своеобразная школа «взрослой» жизни с верностью и предательством, обманом и клятвой, а для тех кому «за… цать» – просто возможность окунуться в прошлое.

4. Сколько тратили

Сложно представить в СССР развлечение демократичнее танцплощадки. Зачастую вход на них вообще был бесплатным, иногда приходилось заплатить от пятидесяти копеек до рубля. Это если речь об официальной дискотеке.

Существовали еще и полуподпольные, где играла почти запрещенная музыка и можно было потанцевать вволю. Но их посетительницами становился такой маленький процент девушек, что найти очевидцев сейчас очень сложно.

Самое печальное, что даже простое посещение такой «вечеринки» грозило исключением из комсомола, института, скандалом на работе и сердечным приступом у мамы. Стоило такое удовольствие от того же рубля до червонца.

Другие расходы не предполагались. Только единицы что-то специально покупали для танцев. Считалось, что у каждой девушки должно быть хоть что-то нарядное в гардеробе, но в крайнем случае можно было пойти и в простой одежде. Чтобы потанцевать надо было только хорошее настроение и немного мелочи.

5. Как одевались

Сегодня большинство воспоминаний и статей относится к восьмидесятым, когда на самом деле бум танцплощадок прошел. Многие популярные места опустели, другие приобрели недобрую славу из-за постоянного «ограниченного» контингента.

Вернуть посетителей, да и то на время, смогла только перестройка, когда вдруг стало можно все, но перестроечная дискотека – отдельная удивительная история. Все это мы рассказываем, чтобы объяснить, что отношение к тому, как надо выглядеть девушке на танцах постепенно менялось.

Изначально такой выход в свет воспринимался как праздник и одеваться надо было соответствующе. Танцевали обычно по выходным. Пока работали шесть дней в неделю, то только в воскресенье. Когда перешли на рабочий график в пять дней – то и в субботу.

Готовиться начинали в пятницу и даже в четверг. Доставали лучшее платье, чинили его, стирали, а перед самым сном крутили бигуди, в которых и засыпали. Утро выходного дня начиналось с глажки и прически. Перед самым выходом красились, зачастую уже вместе с подружками.

Постепенно растущее благосостояние и утверждения развитого социализма, привело к тому, что главным выходом стали рестораны. К дискотеке тоже готовились, но уже не так активно. Разве что к самым первым.

Акцент в нарядах тоже заметно сместился. Требовалось уже не просто быть нарядной, но еще и модной. И вот тут существовал определенный нюанс. Государство периодически боролось не только с танцами, но и с модой.

На танцы организованные по линии ВЛКСМ не пускали стиляг. И если с парнями все было просто – взбитый кок на голове или брюки-дудочки могли вызвать гнев комсомольского актива, то девушке, чтобы прослыть стилягой достаточно было ярко накраситься, сделать прическу «венчик-мира» и надеть чулки со швом сзади.

Затем был период, когда бились за длину юбки, воевали с брюками-клеш и джинсами. Единственное, что не вызвало у советской власти тошноты и отторжения – это мода на диско.

6. Как все проходило

Советская танцплощадка – это дикая смесь представлений советских людей о европейском дансинге, обрывков воспоминаний о дворянских балах и деревенских посиделках молодежи под гармонь. Именно последние они больше всего напоминали. Собственно, даже появление дискотеки с громкой музыкой не сильно изменило происходящее.

Запускали всех в строго определенное время. Девушки и юноши как-то разделялись, даже если пришли вместе. Вместе стояли только парочки.

Первыми заходил слабый пол и занимал стратегические стенки. Сильный пол задерживался, разливая по чуть-чуть горячительного. Исключительно для храбрости. Программа всегда начиналась вяло. На первые танцы выходили обычно влюбленные. Остальные ждали приглашения кавалеров.

Современные ночные клубы портит правило: «кто девушку угощает, тот ее и танцует». Во времена СССР разливали только в определенных заведениях и танцплощадки к таким не относились. Поэтому танцевать можно было всех девушек. Теоретически, конечно.

На приглашения потанцевать соглашались далеко не сразу и не всегда. Искусству выбирать партнера даже на один танец никто не обучал. Набивать шишки, ну или скорее коллекционировать отдавленные пальцы в прямом и переносном смысле, приходилось самостоятельно.

Где-то после десяти композиций, когда все уже немного разогрелись, ведущий объявлял «белый танец». В этот раз девушки могли не дожидаться удачной пары, а сами проявить инициативу.

Только не стоит представлять нынешние корпоративы, где надушенные самки толпой устремляются на охоту за топ-менеджерами. Решались на такой поступок единицы. Увы, предполагаемый кавалер мог отказаться, хотя это было все же не принято, и после такого позора можно было «спокойно» идти домой.

На танцы обычно ходили компаниями. Так было и безопаснее, и интереснее. И не всегда они были исключительно женскими. Поэтому часто возникали ситуации, когда сопровождающие самопроизвольно начинали защищать честь и достоинство девушек.

Предпосылкой драки мог стать тот факт, что защищаемая слишком часто танцует «с этим заречным», «слободским» и так далее. До серьезных травм дело не доходило, недалеко обязательно дежурил милиционер, который контролировал и пресекал.

Еще один «момент истины» для дамы - выбрать, чью кровь на щеке вытирать платочком в цветочек.

7. Что было после

Все хорошее, увы, заканчивается. Огромным преимуществом танцплощадок в парках было то, что работали они до двенадцати. Остальные закрывались еще раньше.

Некоторые девушки, конечно, торопились домой и уходили в детское время, часов в девять, но большинство держалось до конца. Ведь после танцев начиналось самое интересное – парни провожали девушек домой. Это могли быть групповые «провожания» или парные.

И это была более серьезная заявка на ухаживания, чем десять танцев. Обычно именно после такой прогулки и завязывались отношения. Благо домой шли пешком, особо не торопясь и по-настоящему знакомясь. Следующий шаг – это приглашение на свидание. Но про это мы уже тоже рассказывали.

Комментарии
Комментарии