Матильда Кшесинская: княгиня русского балета

«Потомственная танцовщица» и куртизанка, любовница Николая II и ещё нескольких великих князей. Но в историю она вошла как талантливая балерина и педагог.
Матильда Кшесинская: княгиня русского балета

«Потомственная танцовщица» и куртизанка, любовница Николая II и ещё нескольких великих князей. Её называли «хозяйкой Мариинки», обвиняли в интригах, списывая все достижения на близость к императорской семье. И всё же в историю она вошла не только как одна из самых талантливых содержанок своего времени, но и как замечательная балерина и педагог.

1. Потомственная артистка

Матильде Кшесинкой на роду было написано стать балериной. Она появилась на свет в семье знаменитого польского танцовщика Феликса Кшесинского и Юлии Доминской.

Феликс сначала прославился в Польше, потом переехал в Петербург и долгие годы танцевал на сценах императорских театров. Он был известен как один из лучших исполнителей мазурки.

До Кшесинского Юлия Доминская уже была замужем, от предыдущего брака у неё осталось пятеро детей. Феликсу Юлия родила ещё троих, и все они стали известными артистами балета, танцевали в Мариинском театре.

Одно время Матильду даже называли Кшесинская 2-я, так как публика уже хорошо знала другую Кшесинскую – её старшую сестру Юлию.

2. Мариинка

Естественно, что с такой семьей Матильда с раннего детства занималась балетом. В 18 лет она окончила Императорское театральное училище, после чего поступила в балетную труппу Мариинского театра.

На его сцене Матильда танцевала в балетах знаменитых танцоров и постановщиков Мариуса Петипа, Льва Иванова, Михаила Фокина. Она, к примеру, была Одеттой-Одиллией в «Лебедином озере» и феей в «Щелкунчике». В «Спящей красавице» Чайковского Кшесинская танцевала партию принцессы «Авроры». А чуть позже исполняла роль Никии в знаменитой «Баядерке» Мариуса Петипа.

Кшесинская больше 25 лет протанцевала на сцене Мариинки, которая навсегда осталась для нее родной. И хотя уволилась из театра ещё в 1904 году, в качестве приглашенной танцовщицы регулярно выходила на его сцену вплоть до революции, вынудившей балерину покинуть Россию.

3. Фаворитка

Матильда познакомилась с наследником престола Николаем II на торжественном ужине после выпускного спектакля в театральном училище. Юную балерину посадили за столом рядом с будущим императором, и их случайное знакомство нашло продолжение.

Вскоре после него Николай записал в дневнике: «Малютка Кшесинская положительно меня занимает…», и стал её преданным зрителем.

Характер отношений между цесаревичем и Кшесинской до сих пор вызывает споры. По одной из самых распространённых и вероятных версий несколько лет, вплоть до женитьбы Николая на Алисе Гессен-Дармштадской, они были любовниками. Но эта точка зрения напрямую подтверждается только мемуарами самой балерины, в которых она без стеснения пишет о своей влюбленности в Николая и его ответном чувстве.

Сам наследник престола нигде прямо не указывал на то, что Матильда стала его любовницей. Впрочем, оно и понятно. Николай к тому моменту уже был всерьез намерен жениться на немецкой принцессе и вел с ней постоянную переписку, тогда как его отношения с балериной были обречены на мимолетность.

Но и после расставания Матильда сохранила с уже взошедшим на престол и женившемся Николаем II очень теплые и дружеские отношения, была одной из немногих, кто мог позволить себе называть русского царя домашним прозвищем «Никки» и всегда могла обратиться за высочайшим покровительством.

Более того, именно Николай попросил своего двоюродного брата и близкого друга великого князя Сергея Михайловича присматривать за балериной, когда отдалился от неё. В результате Матильда стала любовницей князя.

4. Прима-балерина

Злые языки говорили, что именно благодаря своим отношениям с членами императорской семьи Матильда Кшесинская стала примой-балериной Мариинского театра.

При этом часто забывают, что Кшесинская всегда много работала. Например, брала дополнительные уроки у знаменитого итальянского балетмейстера Энрико Чеккетти.

Матильда стала первой русской балериной, которая выполнила 32 фуэте подряд, раньше такую технику на нашей сцене показывали только итальянские танцовщицы. Тем самым Кшесинская совместила виртуозность техники ног, которая издавна была свойственна итальянскому балету, с традицией русского балета, где акцент делается на более мягкой пластики и выразительности рук.

И хотя сегодня специалисты часто не ставят Кшесинскую в один ряд с такими знаменитыми балеринами, как Анна Павлова, её талант высоко ценил балетмейстер-новатор и один из основателей балета в его современном виде Михаил Фокин. Матильда танцевала первые партии в его постановках «Эвника», «Бабочки», «Эрос».

5. Серый кардинал

Матильда прославилась не только своими выступлениями, но и закулисными играми. За глаза её часто называли «хозяйкой Мариинки». Благодаря близости к царской семье, Кшесинская оказывала серьезное влияние на театральную жизнь. И речь шла не только о преференциях в её собственной карьере.

Матильда, например, боролась с приглашением иностранных балерин на императорскую сцену, считая, что воспитанницы русского балета танцуют ничуть не хуже.

Одним из громких эпизодов стало увольнение с поста директора Императорских театров князя Волконского. Он отказался специально для Кшесинской восстанавливать балет «Катарина, дочь разбойника». После этого под давлением покровителей балерины Волконский подал в отставку.

А по некоторым воспоминаниям влияние Кшесинской простиралось и за пределы театрального мира. Великий князь Николай Николаевич жаловался, что не может навести порядок в артиллерийском ведомстве и необходимым образом наладить поставки снарядов на фронт, так как в распределении государственных заказов замешана Матильда Кшесинская.

6. Любовница царской фамилии

Если любовная связь Матильды с Николаем II вызывает вопросы, то её близость с некоторыми из его родственников не имеет сомнений. Кшесинская много лет была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, а по некоторым версиям находилась в близости и с отцом князя Андрея - Владимиром Александровичем, третьим сыном императора Александра II.

«Трудный вопрос стал передо мною, какое имя дать моему сыну. Сперва я хотела назвать его Николаем, но этого я и не могла, да и не имела права сделать по многим причинам. Тогда я решила назвать его Владимиром, в честь отца Андрея, который всегда ко мне так сердечно относился. Я была уверена, что он ничего против этого иметь не будет. Он дал своё согласие», – писала Матильда в своих мемуарах.

Кто был настоящим отцом её ребенка неизвестно до сих пор. Сначала считалось, что им был князь Сергей Михайлович, но после его смерти балерина уверяла, что настоящий отец мальчика – князь Андрей, за которого она впоследствии и вышла замуж.

Дело в том, что мать Андрея великая княгиня Мария Павловна выступала против его отношений с Матильдой. Поэтому факт отцовства скрывался вплоть до ее смерти.

7. Княгиня Романовская-Красинская

Князь Сергей Михайлович погиб вместе с другими членами императорской фамилии в 1918 году в Алапаевске. Матильда же вовремя уехали из столицы вместе с князем Андреем. До 1920 года они скитались по югу России, но, когда стало ясно, что большевики побеждают, выехали за границу.

В 1921 году, уже после смерти великой княгини Марии Павловны, Андрей наконец женился на Матильде. Спустя несколько лет балерина приняла православие, а в 1926 году великий князь Кирилл Владимирович, который провозгласил себя Императором Всероссийским в изгнании, даровал Матильде и её детям княжеский титул и фамилию Красинских.

В 1935 году статус Кшесинской был повышен до светлейшей княгини. Она стала светлейшей княгиней Матильдой Романовской-Красинской, чем навсегда была увековечена её связь с императорским домом Романовых. Впрочем, в эмиграции толку от этого было не много.

8. Педагог

После революции Матильда навсегда уехала из России. Вместе с Андреем и сыном она поселилась на своей французской вилле, купленной еще в разгар танцевальной карьеры.

Однако в 1929 году, устав от слишком размеренной жизни, Кшесинская вернулась к балету. Правда, на этот раз в качестве педагога.

Она открыла собственную балетную студию в Париже, которая пользовалась огромной популярностью – как у начинающих, так и уже профессиональных балерин. Среди учениц Матильды Кшесинской были такие звезды мирового балета, как Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Алисия Маркова и многие другие.

Комментарии
Комментарии