Сикстинская Мадонна и другие знаменитые воплощения Девы Марии в искусстве

Самые популярные произведения искусства, посвященные Деве Марии.
Сикстинская Мадонна и другие знаменитые воплощения Девы Марии в искусстве

Сикстинская Мадонна

История создания «Сикстинской Мадонны» Рафаэля очень запутана. По официальной версии, это огромная картина была создана по заказу папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Однако ходили слухи, что на самом деле Юлий II сделал Рафаэлю заказ на полотно для своей гробницы. Также, по этому мифу, моделью Мадонны была пассия Рафаэля Форнарина, моделью Сикста был сам папа Юлий, а моделью Святой Варвары – племянница папы Джулия Орсини. Историческими документами эти слухи подтверждены не были.

С 1754 года полотно хранится в галерее старых мастеров в Дрездене. Мировую известность картина приобрела после гран-туров знаменитых писателей, поэтов и художников. Восторженные отзывы о ней можно найти у Гете и Винкельмана, у многих русских путешественников - Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского («небесная мимоидущая дева»), А. А. Бестужева («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллова и других.

Ave Maria Шуберта

Изначально произведение называлось «Третья песня Эллен». Оно было написано Францем Шубертом в рамках вокального цикла на поэму «Дева озера» Вальтера Скотта. «Дева озера» – это история бедной девушки Эллен Дуглас, которая не может быть вместе со своим возлюбленным. Третья песня Эллен – молитва главной героини к Деве Марии: она просит Божью Матерь о защите и начинает свое обращение к ней латинскими словами «Ave Maria!».

Позже произведение стали исполнять на текст католической молитвы «Ave Maria» и оно стало известно как «Ave Maria Шуберта». Сейчас его часто используют в качестве саундтрека во многих фильмах, например в «1+1», «Крестном отце 3», «Хитмэне» и других.

Пьета «Оплакивание Христа»

Первая пьета Микеланджело Буонарроти и наиболее значимая с эстетической и культурной точки зрения.

Она была выполнена для гробницы французского кардинала Жана Билэра. Ее перенесли в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане в XVIII веке. Несколько пальцев левой руки Мадонны пострадали при неправильной транспортировке. Это было не последнее «покушение» на Деву Марию. В 1972 году фанатик Ласло Тот набросился на нее со скальным молотком, выкрикивая, что настоящий Христос - это он. После этого случая администрация собора приняла решение установить отреставрированную «Пьету» за пуленепробиваемым стеклом.

Еще при жизни Микеланджело Буонарроти ходили споры об авторстве «Пьеты», чтобы избежать слухов, автор подписал работу – это единственное его подписанное произведение. В наше время копии «Оплакивания Христа» находятся во многих католических храмах по всему миру.

Мадонна Литта

Изначально картина называлась «Мадонна с младенцем», современное название произведение получило от имени ее последнего владельца – герцога Антонио Литта, в коллекцию которого она попала от миланских правителей в начале XIX века. В 1865 году он продал картины Эрмитажу вместе с другими известными произведениями «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино и «Венера, кормящая Амура» Лавинии Фонтана.

Атрибуция Мадонны Литты до сих пор загадка. Эрмитаж настаивает на авторстве Леонардо да Винчи, однако некоторые искусствоведы считают, что «Мадонна Литта» написана кем-то из учеников Леонардо либо Джованни Больтраффио, либо Марко д’Оджоно. Наиболее популярная версия, что некоторые элементы картины (например, голова Мадонны) действительно принадлежат кисти Леонардо да Винчи, а несвойственные его стилю(фигура младенца) - работа его учеников.

В 1966 году режиссеры Павел Коган и Сергей Соловьёв сняли фильм «Взгляните на лицо» о посетителях Эрмитажа, которые рассматривают «Мадонну Литта» и не знают, что их снимает скрытая камера. Эту картину демонстрируют студентам на учебных занятия по искусству съемки документального кино.

Черная Мадонна Бенратская

История создания Черной Мадонны Бенратской начинается в 70-е годы XVII века. Герцог Филлип Вильгельм заказал копию образа Черной Матери Божьей из Айнзидельнского аббатства. В это же время до герцога и его супруги Елизаветы Амалии Магдалины (Гессен-Дармштадтской) дошел слух, будто прислуга в Бенратском лесу увидела Деву Марию.

Слух настолько вдохновил набожного герцога, что он решил построить часовенку у границы леса и поставить туда образ Черной Мадонны. Уже в скором времени в часовни начали происходить чудеса: после молитвы прихожане исцелялись от болезней. Так, это место стало одним из самых популярных центров массового паломничества.

Часовня была разрушена в 1803 году: на Дюссельдорф распространилась власть Наполеона и он приказал уничтожить большую часть церквей и часовен. Черная Мадонна удалось спасти – местный священник спрятал скульптуру, а позже перенес ее в Бенрат.

Сейчас Черная Мадонна находится в церкви Святой Цецилии в Бенрате.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии